Сидит белка на тележке, | Пальчики сжаты в кулачки, ударяем кулак о кулак |
Продает она орешки: | |
Лисичке-сестричке, | Разгибаем большой пальчик |
Воробью, синичке, | Разгибаем указательный и средний пальчики |
Мишке толстопятому | Разгибаем безымянный пальчик |
И заиньке усатому. | Разгибаем мизинчик |

Раз, два, три, четыре, пять! | Ударяем кулак о кулак |
Вышли пальчики гулять! | Сжимаем и разжимаем кулачки |
Этот пальчик - гриб нашел, | Сгибаем и разгибаем большой пальчик |
Этот пальчик - чистит стол, | Сгибаем и разгибаем указательный пальчик |
Этот - резал, | Сгибаем и разгибаем средний пальчик |
Этот - ел. | Сгибаем и разгибаем безымянный пальчик |
Ну, а этот лишь глядел! | Сгибаем и разгибаем мизинчик |

Мой Мизинчик, где ты был? | Пальчики сжаты в кулачки, разжимаем мизинчик на левой руке |
С Безымянным щи варил, | Разжимаем безымянный пальчик |
А со Средним кашу ел, | Разжимаем средний пальчик |
С Указательным запел. | Разжимаем указательный пальчик |
А Большой меня встречал И конфетой угощал. | Разжимаем большой пальчик |

Сидит белка на тележке, | Пальчики сжаты в кулачки, ударяем кулак о кулак |
Продает она орешки: | |
Лисичке-сестричке, | Разгибаем большой пальчик |
Воробью, синичке, | Разгибаем указательный и средний пальчики |
Мишке толстопятому | Разгибаем безымянный пальчик |
И заиньке усатому. | Разгибаем мизинчик Учитель-логопед Э.Д.Галимова |
ГБОУ Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида

Памятка для учителей – дефектологов
"РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК"
«ИСТОКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ НАХОДЯТСЯ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ» СУХОМЛИНСКИЙ В.А.
Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга. Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически/
Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук.
• Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация), изготовление оригами: игрушек из бумаги.
• Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
• Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.
• Пальчиковый театр.
Для развития ручной умелости дети должны:
• запускать пальцами мелкие «волчки»;
• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
• сжимать и разжимать кулачки ;
• собирать все пальцы в щепотку;
• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
• завязывать узелки на шнурке, веревке;
• застегивать (расстегивать) пуговицы;
• играть с конструктором, мозаикой;
• складывать матрешки, пирамидки;
• рисовать в воздухе;
• мять руками поролоновые шарики, губки;
• рисовать, раскрашивать, штриховать;
• резать (вырезать) ножницами;
• выполнять аппликации;
• скатывать бумажные шарики
• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;
• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться
• вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;
• «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);
• Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе
Нефтекамск 2013 год

Раз, два, три, четыре, пять! | Пальчики сжаты в кулачки, разгибаем каждый пальчик, начиная с большого |
Вышли пальчики гулять! | Сжимаем и разжимаем кулачки. |
Раз, два, три, четыре, пять! | Загибаем каждый пальчик, начиная с большого |
В домик спрятались опять. | Ударяем кулак о кулак |

На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. | Сжимаем и разжимаем кулачки. |
Чтоб играть и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их нетрудно сосчитать: | Попеременно ударяем кулак о кулак, и ладонь о ладонь. |
Раз, два, три, четыре, пять! | Разжимаем пальчики на обеих руках, начиная с большого. |

Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”, | Соединяем большие пальцы рук. |
Два щенка: “Ав-ав!”, | Соединяем указательные пальцы рук. |
Два жеребенка: “Иго-го!”, | Соединяем средние пальцы рук. |
Два тигренка: “Р-р-р!”, | Соединяем безымянные пальцы рук. |
Два быка: “Му!”. | Соединяем мизинцы. |
Смотри, какие рога. | |

Раз, два, три, четыре, пять! | Пальчики сжаты в кулачки, разгибаем каждый пальчик, начиная с большого |
Вышли пальчики гулять! | Сжимаем и разжимаем кулачки. |
Раз, два, три, четыре, пять! | Загибаем каждый пальчик, начиная с большого |
В домик спрятались опять. | Ударяем кулак о кулак |

"Коза"
вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
Я коза-дереза,
Все деревни я гроза!
Забодаю я рогами,
Дай мне каши с пирогами!
У меня крутые рожки,
Дай конфеток мне немножко!

Один, два, три, четыре, пять, | Последовательно загибаем пальчики в кулачки, начиная с большого пальца. |
Будем пальчики считать! | Последовательно разгибаем пальчики, начиная с мизинца. |
Крепкие, дружные, Все такие нужные. | Сжимаем и разжимаем кулачки. |
На другой руке опять: | Последовательно загибаем пальчики в кулачки, начиная с большого пальца. |
Один, два, три, четыре, пять! | Соединяем безымянные пальцы рук. |
Пальчики быстрые, Хотя не очень… чистые. | Соединяем мизинцы. |

"Кольцо"
кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;
при этом можно читать ребенку стихотворение:
Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
И на озеро, к бобру,
И к ежу зашел в нору,
Даже к комаришке
Заходил наш мишка!

"Пчела"
Я пчела, лечу, лечу,
Меда сладкого хочу!
Я лечу, я жужжу,
Я на клевере лежу!

Нефтекамск 2016 год
«Центр образования» школа № 10


Сочинение на тему «МОЁ ИМЯ».
Меня зовут Артем. Раньше я никогда не задумывался о том, почему всем людям и животным дают имена и что они означают. Оказывается эта целая история! Я начал свои поиски в интернете и вот что я узнал.



Из словаря С.И.Ожигова
«Имя – личное название человека, даваемое при рождении»

Артем – с греческого языка переводится как «здоровый», «крепкий», «невредимый». Означает, что люди с именем Артём обладают крепким здоровьем и долголетием.
По характеру я спокойный общительный, старательный, целеустремленный. Хороший друг, на которого всегда можно положиться. Когда вырасту могу стать путешественником, ученым, военным, художником, врачом, журналистом.


Тёмик, Тёмочкин, Тёма, Тёмка, Тёмчик, Тёмочка, Темасик, Темуша, Темоша, Тёмыч, Тюша, Тюха, Артюха, Артёмка, Артюша, Артёмочка, Артёмушка, Артемон, Артёмик, Артёмчик, Артик.
Артема, Артемий, Артемон.
