1.Произношение:
Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.
Развитие речевого дыхания.
Закрепление навыка правильного произношения звуков (гласных, согласных), имеющихся в речи детей.
Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:
по твердости — мягкости ([п] — [пь], [т] — [ть] и т. д.);
по глухости — звонкости ([п] — [б], [к] — [г] и т. д.);
в обратных слогах;
в слогах со стечением двух согласных;
в словах и фразах.
Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.
Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).
Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов.
Дифференциация звуков по месту образования:
[с] — [ш], [з] — [ж];
[р] — [л];
в прямых и обратных слогах;
в слогах со стечением трех согласных;
в словах и фразах;
в коротких текстах и стихах;
закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.
Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления.
Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.
Совершенствование дикции.
Совершенствование интонационной выразительности речи.
2.Фонематическое восприятие:
Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.
Дифференциация речевых и неречевых звуков.
Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.
Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Знакомство с буквами, обозначающими звуки.
Знакомство с анализом и синтезом обратных слогов.
Преобразование слогов за счет одного звука.
Различение односложных и многосложных слов.
Выделение звука из ряда других звуков.
Выделение ударного гласного в начале слова; выделение последнего согласного в конце слова.
Выделение среднего звука в односложном слове (мак).
Усвоение понятий «гласный», «согласный» звук.
Определение наличия звука в слове.
Распределение картинок, название которых включает: дифференцируемые звуки; определенный заданный звук.
На том же материале:
определение места звука в слове;
выделение гласных звуков в положении после согласного в слове;
совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости; анализ и синтез прямого слога;
выделение согласного звука в начале слова;
выделение гласного звука в конце слова.
Практическое знакомство с понятиями «твердый» — «мягкий» звук и «глухой» — «звонкий».
Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.
Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.
Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания), различающихся:
по твердости — мягкости ([п] — [пь], [т] — [ть] и т. д.);
по глухости — звонкости ([п] — [б], [к] — [г] и т. д.);
в обратных слогах;
в слогах со стечением двух согласных;
в словах и фразах;
составление предложения с определенным словом;
анализ двусловного предложения;
анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.
Составление схемы слова с выделением ударного слога.
Выбор слова к соответствующей графической схеме.
Выбор графической схемы к соответствующему слову.
Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.
Подбор слова с заданным количеством звуков.
Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).
Определение порядка следования звуков в слове.
Определение количества и порядка слогов в слове.
Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.
Составление слов из заданной последовательности звуков.
3.РАЗВИТИЕ РЕЧИ:
Закрепление в самостоятельной речи навыка:
согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
образования относительных прилагательных;
согласования порядковых числительных с существительными.
Закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.
Закрепление умения подбирать однокоренные слова (чай, чайник, чайная).
Упражнение в образовании глаголов с приставками (машина поехала к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома).
Образование слов разными способами (снегопад, пылесос, листопад, сахарница, хлебница).
Образование существительных от глаголов, и наоборот (читать — читатель, учить — учитель, летчик — летать, пловец — плавать).
Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из шкафа, спрятался между столом и шкафом).
Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.
Составление рассказа по картине с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графический планы.
Распространение и употребление предложений за счет введения однородных членов: сказуемых, подлежащих, дополнений, определений.
Составление предложений по сюжетной картине по вопросам.
Формирование навыка составления предложений с элементами творчества.
Составление рассказов с элементами творчества (придумывать концовки к незнакомым сказкам).
Составление рассказа о событиях из личного опыта (по плану).
Оформление речевых высказываний в соответствии с фонетическими нормами русского языка.
Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.
Планируемые результаты логопедической работы
Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
дифференцировать все изученные звуки;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов
Содержание логопедической работы в логопункте по преодолению ОНР (IV у. р. р.) и ФФН у детей 7-го года жизни. I ПЕРИОД
ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ
Произношение:
Постановка отсутствующих звуков.
Закрепление правильно произносимых звуков.
Выработка дифференцированных движении органов артикуляционного аппарата.
Развитие речевого дыхания.
Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Формирование грамматически правильной речи.
Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков.
Усвоение доступных ритмических моделей слогов: та — та, та — та, та — та — та, та — та — та.
Определение ритмических моделей слов: вата — тата, вода — та-та т. д.
Соотнесение слова с заданной ритмической моделью: вата — тата, вода — тата.
Различение звуков на слух: по твердости — мягкости; по глухости — звонкости; по месту образования.
Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.
Развитие отчетливого произношения слов и словосочетаний с естественной интонацией.
Фонематическое восприятие:
Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки.
Последовательное знакомство с буквами на основе четкого правильного произношения твердых и мягких звуков.
Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. Последовательное называние гласных из ряда двух-трех гласных (аи, уиа).
Анализ и синтез прямых и обратных слогов.
Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот.
Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов типа: ком, сом, кнут.
Выделение первого согласного в слове.
Анализ и синтез слогов (та, ми) и слов (кит, суп).
Выкладывание из цветных фишек обратных слогов.
Преобразование слогов.
Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек.
Усвоение терминов: звук, буква, слово, слог, гласный звук, согласный звук, твердый звук, мягкий звук.
Составление графической схемы слова.
Называние порядка следования звуков в слове.
Выделение и называние гласных, согласных звуков в слове.
Умение давать качественную характеристику звуку.
Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ:
Изучение грамматических форм слов за счет сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями -и, -ы, -а (куски, кусты, кружки, письма), различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, лент, окон, стульев и т. д.)
Образование слов способом присоединения:
приставки (наливает, поливает, выливает…);
суффиксов (мех — меховой — меховая, лимон — лимонный — лимонная);
способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад).
Привлечение внимания к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенек, лесок, колесико).
Изменение грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.
Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много — стульев, деревьев).
Распространение простого предложения прямым дополнением (Валя читает книгу.); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким или полным ответом на вопросы.
Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам; по демонстрации действий, по вопросам.
Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ.
Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полку шкафа).
Развитие умения составлять короткие сказки на заданную тему. Обучение содержательному и выразительному пересказу литературных текстов.
Составление рассказов из личного опыта по плану.
II ПЕРИОД
1.Произношение:
Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.
Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков.
Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар, экскаватор, перекресток и др.) в связи с закреплением правильного произношения.
Усвоение многосложных слов (учительница, часовщик, электрический и др.)
Различение на слух: [ч] — [ть] — [сь] — [щ], [ц] — [ть] — [сь], [щ] — [ч] — [сь] — [ш] и их дифференциация.
Усвоение многосложных слов в связи с за-
креплением правильного произношения.
Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.
Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи.
2.Фонематическое восприятие:
Совершенствование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.
Составление схемы слов из фишек и полосок.
Звуко-слоговой анализ слов различной сложности типа: вагон, кошка, плот, красный, краска.
Определение различий и качественных характеристик звуков: гласный — согласный, твердый — мягкий, звонкий — глухой.
Закрепление слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук).
Развитие умения находить в слове ударный гласный.
Развитие умения подбирать слова к данным схемам.
Развитие умения подбирать слова к данной модели (первый звук — твердый согласный, второй — гласный, третий — мягкий согласный; например: лось, конь, соль, пыль, даль т. п.).
Преобразование слов за счет замены звука (суп — сук, вата — дата, угол — уголь).
Деление слов на слоги.
Формирование операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов.
Формирование навыка преобразования слогов и слов с помощью замены или добавления звуков (([му] [пу]) мушка — мишка — мышка; пушка — пышка; стол — столик и др.).
Определение количества слов в предложении и их последовательности.
Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.
Выкладывание из полосок схемы предложения.
Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами, исправлять деформированное предложение.
3.РАЗВИТИЕ РЕЧИ:
Продолжение изучения изменений грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.
Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, пианино, крылья).
Усвоение падежных окончаний существительных (В лесу жила белка. Дети любовались белкой. Дети кормили белку. У белки пушистый хвост).
Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже (Куклам сшили два платья… пять платьев… две рубашки… пять рубашек).
Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежный, снежок и т. д.)
Образование слов (на новом материале) способом присоединения приставок (прибыл, приполз, прибежал, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал, объехал, переехал, выехал); суффиксов (образование относительных прилагательных (деревянный, -ая, -ое, -ые; пластмассовый, -ая, -ое, -ые); способом словосложения (трехколесный, первоклассник).
Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, ученик, учительница, хоккей, хоккеист, пианино).
Привлечение внимания к многозначности слов (лисички — животные, лисички — грибы).
Образование прилагательных в сравнительной и превосходной степени.
Практическое употребление образованных слов в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет…стеклянной вазы. Машина подъехала к гаражу. Саша катался на трехколесном велосипеде.)
Закрепление навыков составления и распространения предложений.
Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из-за, из-под (кот вылез из-под шкафа), из слов в начальной форме (кот, спать, под, скамейка: кот спит под скамейкой).
Добавление в предложение пропущенных предлогов: березка растет (возле, около, у) дома; белые розы посадили (перед, за, возле) дома.
Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.
Составление предложений по опорным словам (Коля, играть, мяч).
Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами чтобы, если, потому что и др. (Мы не пойдем гулять, потому что на улице идет дождь.)
Формирование умения составлять рассказы о предметах, о содержании картин, по серии картин с последовательно развивающимся действием.
Составление рассказов из личного опыта и по плану.
Пересказ небольших литературных текстов и их драматизация.
Совершенствование умения сочинять короткие сказки на заданную тему.
Заучивание наизусть стихотворных текстов, скороговорок.
Планируемые результаты логопедической работы
Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
четко дифференцировать все изученные звуки;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
различать понятия звук, твердый звук, мягкий звук, глухой звук, звонкий звук, слог, предложение на практическом уровне;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
производить элементарный звуковой анализ и синтез;
овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.