Логопедические упражнения для детей: постановка звука „р”
Если ваш малыш не выговаривает звук „р”, то вам просто необходима консультация логопеда. Возможно, причина проблемы состоит в слишком короткой уздечке — перепоночке, которая держит язык. Ее еще называют подъязычной связкой. Диагностировать это сможет только логопед. И если он подтвердит, что уздечка действительно короткая, то стоит ее подрезать.
Тогда языку обеспечится необходимая амплитуда движений — и все упражнения для постановки звука ”р” будут эффективными.
Другими причинами неправильного произношения могут быть низкая подвижность артикуляционного аппарата (что исправляется упражнениями), нарушение фонематического слуха. Последнее порой зависит от генетики. Если же физиологических основ нарушения дикции у малыша нет, то самое время проводить ежедневные упражнения. Не стоит беспокоиться по поводу непроизношения или неправильного выговаривания звука ”р” ребенком в 2-4 года. Если же он до 5 лет не выговорился, то тогда действительно следует начать занятия:
Кисточка маляра. Это разминочное упражнение. Язык — кисточка, которой нужно погладить верхнее нёбо, начиная от зубов и далее в сторону горла.
Гармошка. Рот немного приоткрыт, язык плотно прижимается сначала к верхнему нёбу, затем к нижнему с одновременным опусканием челюсти вниз.
Чистка зубов. Рот приоткрыт немного. Язык-щетка двигается между зубами, достигая самых крайних уголков.
Комарик. Нужно приоткрыть рот, кончик языка продвинуть между зубами и так попробовать произнести звук «з-з-з», изображая комара. Затем кончик языка перемещается вверх, упираясь в верхние зубы, а комарик при этом продолжает издавать свой писк.
Рот открыт, конец язычка прижимается к верхним зубам. Ребенок должен быстро произносить звук «д-д». В это время взрослый шпателем или просто чайной ложечкой, ее ручкой ритмично, но без нажима должен колебать уздечку влево и вправо. Вибрация воздуха будет постепенно превращать произносимый звук „д” в „р”. Это основное упражнение для его постановки.
Логопедические упражнения для детей: ставим звук „л”
Недостатки произношения этого звука называют специальным термином ламбдацизм. Он имеет несколько видов. Это общее пропускание звука («имон» вместо «лимон»), замена его другими, носовое произношение.
При всех видах ламбдацизма нужно выполнять такие артикуляционные упражнения:
Разговор индючка. В быстром темпе при открытом рту язык двигается в стороны. При этом произносится звук, характерный рассерженному животному: „бл-бл”.
Гамак. Это растяжка языка. Его кончик должен упираться в верхние зубки, а затем в нижние. Нужно, чтобы период упора был как можно более долгим. Язычок при этом напоминает гамак.
Лошадка. Пощёлкивание широким языком верхнего неба дети выполняют с удовольствием.
Грибок. Язычок малыша всей поверхностью упирается в верхнее небо, а нижняя челюсть при этом опускается вниз до максимума. Уздечка натягивается сильно.
Самолет гудит. Нужно длительно изображать гудение самолета низким тоном. При этом надо следить, чтобы кончик языка упирался именно в верхние зубы, а не находился между нижними и верхними зубчиками.
Пароход. Взрослый произносит звук «ыы», имитирующий гудение парохода, затем перемещает язык межу зубами — и получается межзубный звук „л”. Два положения языка нужно чередовать.
Логопедические упражнения для детей: шипящие
Дети лучше всего упражняются в постановке звуков, изображая животных, насекомых. Ведь игровая форма обучения для них самая приемлемая. Итак, можно играть в комара и осу, летая по комнате, махая ручками, и произносить при этом «з-з-з», затем «с-с-с».
Звук «ч-ч-ч» — это движение поезда. Предложите малышу стать паровозом, а вы будете вагончиком, и вместе произносите звук.
Постановка звука «ш» — это распиливание дров. Опять же, упражнение нужно выполнять вместе. Этот звук также можно изображать в игре «Море», двигаясь подобно волнам.
Рекомендуется для упражнений на коррекцию этих звуков использовать картинки. Так, взрослый демонстрирует, например, фото комара, пчелы, изображение ветра, волн, а ребенок артикуляцией отображает соответствующие звуки.
Упражнения для детей с задержкой речевого развития
Для этой категории детей логопеды советуют проводить упражнения-игры на подражание. При этом важно совмещать наглядность (картинки), пример взрослого и совместное проговаривание звуков. Для этого педагог или родитель многократно должен повторять определенные звуки, а затем просить сделать малыша это вместе. Начинать нужно с повторения звуков, потом слогов, позже слов, затем уже фраз.
Например, показывая картинку с изображением жучка, взрослый 3-4 раза повторяет звук „ж”, протягивая его и показывая ребенку, как при этом складываются его губы. Потом просит ребенка вместе побыть жучками и погудеть. Аналогично с изображением комарика и произношением звука „з”, с самолетом и звуком „у”. Взрослый терпеливо повторяет звуки вместе с ребенком, а в конце таких упражнений он еще раз называет изображение на картинке полным словом (жучок, комарик, самолет).
Повторение слогов — это озвучивание голосов животных. Котик говорит „мяу”, собачка „ав”, курочка „ко- ко”, коза „ме”. Слова-звукоподражания при этом являются и инструментом общего развития ребенка. Дополнить упражнения на произношение слогов можно показом картинок с музыкальными инструментами и демонстрацией игры на дудочке (ду-ду), барабане (бом-бом), колокольчике (динь-динь).
На стартовом этапе логопедических упражнений с неговорящими детками нужно быть готовыми к тому, что они просто не будут повторять примеры взрослого с первого раза либо будут повторять их неверно. Допускаются любые ответы ребенка, а от взрослого необходимо терпение и спокойствие.
Логопедические игры для неговорящих детей
К сожалению, случаи, когда ребенок по той или иной причине не может разговаривать, — достаточно распространены. Это может быть связано с различными заболеваниями центральной нервной системы, задержкой развития и т.д. Но отчаиваться ни в коем случае не нужно. Следует проводить игровые занятия, для того чтобы дети запоминали названия предметов, определенные звуки, что в дальнейшем, возможно, поможет решить столь сложную проблему, как отсутствие речи. Логопедические игры для неговорящих детей значительно отличаются, и вот некоторые из них:
«Звуки природы». Необходимо подготовить изображения животных, насекомых и погодных явлений. Далее, к примеру, покажите своему чаду картинку с лягушкой и продемонстрируйте, какие звуки она издает. Это далеко не бесполезное занятие, так как у малыша будут вырабатываться определенные ассоциации, и со временем он начнет пробовать повторять все за Вами.
«Покажи, где предмет». Для данной игры не понадобится ничего абсолютно, кроме свободного времени. Попросите ребенка показать Вам какой-либо предмет из домашнего обихода. Называйте разные вещи. Пусть это сначала будет куртка, а затем — ложка, мыло. Таким образом, удастся развивать память и четкое понимание названий тех или иных предметов.
«Повтори за мной». Выбираются определенные действия, такие как прыжки, хлопки, приседания и т.д. Затем малыш должен повторять за Вами каждое из них в тот момент, когда Вы произносите определенное слово или звук.
Логопедические игры для детей с нарушением зрения
При пониженном зрении любые логопедические игровые занятия должны проводиться с учетом определенных особенностей. Для детей с данной проблемой подходят все вышеперечисленные игры, но при этом:
Все иллюстрации и текстовые материалы должны быть крупных размеров. Ребенок должен отчетливо видеть изображение, а не всматриваться в него по несколько минут.
Перед началом занятий следует до малейших мелочей объяснять правила игры и ее особенности.
Из-за плохого зрения при чтении малыш может допускать множество ошибок, поэтому родители должны обратить на это особое внимание.
Нельзя торопиться. Само собой, слабовидящим детям потребуется больше времени для концентрации.
Некоторые игры желательно проводить на свежем воздухе с наглядной демонстрацией предметов и природных явлений.
Отличным вариантом является развлечение «Опиши сегодняшний день». Все предельно просто. Ребенок должен до максимально мелких деталей рассказать обо всем, что происходит вокруг него (погоду, проходящих мимо людей и их занятия, цвет листвы и прочее).
Подведя итоги, можно утверждать, что развитие речи детей различного возраста играет огромную роль в формировании характера и мировоззрения. Родители должны заниматься со своим ребенком самостоятельно. К тому же, это поможет наладить контакт и укрепить взаимоотношения.