Конспект логопедического занятия в 3 классе
Тема: Рассказ-описание «Белка»
Цель: научить составлять рассказ-описание на тему «Белка»
Задачи:
-упражнять детей в умении составлять рассказ-описание с использованием мнемосхемы; ---закреплять умение составлять рассказ связно, в логической последовательности; -активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ; -обогащать активный словарный запас такими словами как «дупло», «шалунья», -«игривая», «задорная», «чудесный», «пушистый», «чёрные кисточки», «нрав»; -совершенствовать грамматический строй речи.
Ожидаемый результат: сформировано умение составлять рассказ-описание на тему «Белка».
Оборудование: картинка с изображением белки; альбомные листы с пустыми жёлтыми окружностями и одной красной по количеству детей; цветные ручки, фломастеры, карандаши, в том числе и простые, корректоры письменных ошибок; слайд «Лес»; слайд, на котором окружности открываются по щелчку, разрезные картинки (от 3 до 6 составных частей) с изображением грибов, ягод, орехов и жёлудей, сигнальные кружки чёрного, зелёного и красного цветов.
Текст: «Белка» Белка – дикое животное. Её можно встретить в лесу или в парке. Белка живёт на дереве в дупле. У этой красавицы шерсть рыжего цвета, грудка и живот белые. На ушках чёрные кисточки. У белки чудесный пушистый хвост. Она любит есть грибы, орехи, ягоды и жёлуди. У этой шалуньи весёлый нрав. Она легко прыгает с ветки на ветку. Мне нравится белка, потому что она игривая и задорная.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте! - Перед вами лежат листы с окружностями, цветные карандаши, ручки, простые карандаши, стёрки, корректоры. Всё это вам понадобится на занятии.
- Сегодня мы составим рассказ про животное (слайд «Лес»). Послушайте загадку и отгадайте, про какое животное идёт речь.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
II. Основная часть.
1. Про кого будем составлять рассказ? (про белку). Как будет называться наш рассказ? («Белка») – слайд с окружностями + картина «Белка». - В центральном кружочке пишем букву «Б». Это будет название нашего рассказа – «Белка».
- Посмотрите на картинку и подумайте, как ещё можно заменить слово «белка» в рассказе? Какие слова вы подберёте? (белка, красавица, шалунья, она) – запись на доске. (По просьбе логопеда слова читает ученик). Эти слова мы будем использовать с вами в рассказе.
- Прежде чем начать рассказ, нужно выяснить, белка какое животное – дикое или домашнее? (дикое). Какое предложение составим? (Белка – дикое животное). Пишем в первом красном кружочке – с него мы начнём наш рассказ — букву «Дик.».
- Где её можно встретить? (в лесу или в парке). Составьте предложение. (Её можно встретить в лесу или в парке.) Рисуйте в следующем кружочке лес так, как вы его представляете
- Молодцы! Теперь давайте подумаем, в чём белка живёт на дереве? (в дупле). Дупло – это жилище белки, её дом. Каждый проговорите это слово. - Составьте предложение. В чём белка живёт на дереве? (Белка живёт на дереве в дупле.) - Рисуем в следующем кружочке дупло на дереве.
- Давайте опишем внешность белки. Какого цвета у нашей красавицы шерсть, грудка и живот? (шерсть рыжего цвета, грудка и живот белые). - Составляем предложение. (У этой красавицы шерсть рыжего цвета, грудка и живот белые.) - Рисуем штрихи оранжевого и белого цветов. Белый цвет можно сделать штрих-корректором.
- Что на ушках? (чёрные кисточки). Повторите каждый эти слова. Какое предложение составим? (На ушках чёрные кисточки.) Рисуем в следующем кружочке чёрные кисточки. - Какой у белки хвост? (чудесный, пушистый). Составляем предложение. (У белки чудесный пушистый хвост.) Рисуем в следующем кружочке хвост.
- Что она любит есть? (грибы, орехи, ягоды, жёлуди) Какое предложение составим? (Она любит есть грибы, орехи, ягоды и жёлуди.) Рисуем в следующем кружочке грибы, ягоды, орехи и жёлуди. - Давайте поможем белке сделать запасы на зиму. Соберите разрезные картинки (используются картинки «гриб», «ягоды», «жёлуди», «орехи»)
Физкультминутка:
- Ребята, встаньте! - Кто собирал картинку «гриб» — поднимите руки вверх и хлопните в ладоши. - Кто собирал картинку «орех» — покивайте головой. - Кто собирал картинку «ягоды» — присядьте. - Кто собирал картинку «жёлудь» — подпрыгните. - Молодцы!
-Продолжаем дальше. Какой у нашей шалуньи нрав? Что значит «нрав»? Нрав – это характер. Какой у нашей шалуньи нрав? (весёлый). Составьте предложение. (У нашей шалуньи весёлый нрав.) Рисуем в следующем кружочке улыбку.
- Мы приходим в лес. Что мы видим? Чем она занимается? (прыгает с ветки на ветку) Как она прыгает с ветки на ветку? (легко) Составляем предложение. (Она легко прыгает с ветки на ветку.) Рисуем ветку в следующем кружочке.
- Теперь нам нужно закончить наш рассказ. Вам нравится белка? Почему вам нравится белка? Какие слова мы подберём? Она любит играть? (да) Значит она игривая. Она весёлая? (да) Значит она задорная. Какое предложение составим? (Мне нравится белка, потому что она игривая и задорная).
2. Далее работаем с вами по вопросам по тексту. (логопед задаёт последовательно вопросы по тексту, дети отвечают)
3. Послушайте, какой рассказ у нас получился. Я рассказываю – вы следите по своим мнемосхемам.
4. Пользуясь своими рисунками по тексту, перескажите рассказ «Белочка».
III. Итог занятия.
-Ребята, я хочу вас поблагодарить за вашу работу. Все старались, были внимательными. Каждый оцените себя – поднимите чёрный кружок, если считаете, что рассказали плохо; зелёный – хорошо, но с ошибками; красный – очень хорошо. Назовите, по вашему мнению того ученика, чей рассказ вам понравился больше всего. (Далее логопед высказывает своё мнение и рекомендации по работе каждого ученика).
- Всего доброго. До свидания.