СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие. Звук и буква З.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети знакомятся со звуком и буквой з. Учатся различать букву з от других букв, произносить

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие. Звук и буква З.»

Звук и буква з.

Логопед Андреева А. А.

Коррекционно-образовательные цели: Закрепить правильное произношение звука «З». Упражнять в определении наличия – отсутствия звука «З» в слогах; в определении позиции звука «З» в слове (начало, середина). Совершенствовать анализ и синтез слогов ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ; деление слов на слоги. Знакомство с буквой З.

Коррекционно-развивающие цели: Развивать слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели: . Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Домики для звуков, символы звуков «А», «О», «У», «Ы», «З». Буквы: А, О, У, Ы, З. Картинки: комар, муха, оса, пчела, ваза, роза, глаза, коза, Золушка, домики. Компьютер.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Мы покажем, что умеем с вами делать.

- Где живёт наш язычок? ( во рту, за белыми зубами, за красными губами).

2. Чтобы красиво говорить, мы сделаем упражнения для щёк, языка , пальчиков.

Развитие мелкой моторики

Ладушки, ладушки Массаж пальцев с проговариванием

Зайцы моют лапушки:

Борис- большак-

Мойся вот так,

Вася – указка,

Миша – серёдка,

Крошка – Тимошка.

Расслабляйтесь, пальчики,

Забавные мальчики.

3. Массаж лица и шеи

Надо, надо умываться Дети выполняют соответствующие

По утрам и вечерам, действия

А зайчишкам неумытым

Стыд и срам.

Шею – вправо, шею – влево, (Расслабление мышц лица и шеи

Напряженье улетело. По общим правилам)

Раз и два, раз и два

Не кружится голова.

Наши мышцы не устали,

А ещё послушней стали.

4. Развитие подвижности нижней челюсти

А теперь заглянем с вами Дети выполняют соответствующие

В зимний лес на поляну действия с удержанием позы под счёт.

Там зайчата задрожали

И оглядываться стали.

Влево, вправо, вверх, вниз,

Не дрожи, а улыбнись…

5. Упражнения для губ

Раз улыбка, два, три… Дети выполняют соответствующие

Зубы лучше покажи. действия с удержанием позы под

Молодцы зайчата, счёт.

Вот вам сок, зверята.

6. Активизация мышц мягкого нёба, боковых и задней стенки глотки.

Сделай маленький глоток, Дети выполняют задание (2 раза)

запрокинь голову назад и

сделай три маленьких глотка.

Выдох – пффф

пауза

возврат дыхания

пффф

пауза

возврат дыхания

пффф

пауза

возврат дыхания

На морозе расслабляться,

Очень, очень нам приятно.

Упражнения для языка


Слайд 1. Слайд 2

Слайд 3 Слайд 4

. .

Слайд 5 Слайд 6

Слайд 7


3. Знакомство с новым материалом.

А теперь, дружок – язык, Дети выполняют соответствующие

Не ленись, покажись. действия с удержанием артикуля-

Расслабляйся спинка: ционной позы под счёт.

кя – кя – кя,

Серединка – пя – пя – пя,

Кончик – тя – тя – тя.

А сейчас спокойно вниз

За зубами удержись (1, 2, 3, 4, 5)

Струю сильнее выдыхаем,

Голос звонкий подключаем.

Какой звук получаем? – звук «З»

- Кто же это звенит? ( картинки комарик, пчела, муха, оса)


, , ,

-Какую они поют песенку? (ЗЗЗЗЗЗЗ).

Произносим по отдельности и хором.

-Что нам помогает произносить песенку ЗЗЗЗЗЗЗЗ? (Язык, зубки, горлышко)

А как мы произносим звонко или глухо? (звонко- закрываем ушки и поём песенку комарика или прикладываем тыльную сторону ладони к горлышку/ чтобы ребёнок почувствовал дрожание.)

4. А на письме звук З обозначается буквой З.

Выставляется печатная буква З

- Какая эта буква?

- Прежде чем написать эту букву, разогреем ручки.

Физминутка.

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал - зайка прыг и убежал.

5. Прощупываем пластмассовую букву з. Обводим её пальчиком

б) выкладываем из шнурочка печатную букву з.

в) "Манная терапия" - в тарелочках с манной крупой пишем прописную букву з.

6. Автоматизация произношения звука З в слогах. "Комарик летит с буквой З к гласным". Чтение по одному. и хором. А

О

З У

Ы

7. - Какие это звуки А, О,У,Ы.

- В каком домике они будут жить?

- А почему?




Ставят гласные звуки под красным домиком.

-А звук З в каком домике будет жить? (в синем)

- Почему? (он согласный). Дети ставят букву З под синий домик.

8. Работа с разрезной азбукой. Составление слогов:

ЗА. ЗО, ЗУ, ЗЫ.

Определяем где стоит звук З.

9. Развитие фонематического слуха.

Произношу слоги, а дети поднимают букву З, если она есть в слогах.

ЗА.НО,ЗЫ, и т. д.

10. Физкультминутка с мячом.

Логопед начинает слог и кидает мяч ребёнку, а дети заканчивают слогом ЗА. ( на доске вывешены картинки) и показывают картинку

ва за

ко за

ро за

гла за

11. Отгадать загадку.

12. -А зимой какой праздник наступает? (новый год, ёлка

- Куда мы идём?

А что мы готовим? ( костюмы).

Раздаётся стук.

- Ребята, кто-то к нам пришёл? (Золушка)

-С какого звука начинается слово Золушка?

- Что делает Золушка дома? (Убирает, работает и т. д.).

Золушке некогда разукрашивать платье, чтобы идти на ёлку, нам нужно помочь ей.

-Нам нужно покрасить платье Золушке под цвет ёлочки.

-Ёлочка какого цвета? (зелёная).

-Покажите зелёный карандаш.

Платье Золушки покрасите на подготовке зелёным цветом (раздаются трафареты с изображением Золушки)

13. Итог занятия.

- Определите , какая буква спряталась в этих картинках?

Произносим этот звук.

- Как мы его произносим? (звонко)

- В каком домике живёт звук З?

- Каким цветом мы будем подчёркивать звук з?


Произносим этот звук.

- Как мы его произносим? (звонко)

- В каком домике живёт звук З?

- Каким цветом мы будем подчёркивать звук з?