Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №25 "Звёздный"
Логические игры и упражнения в обучении ребенка математике
Подготовила воспитатель:
Шубина Нина Александровна
2020г
Что такое «логика» и нужна ли она нашим детям?
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления детей к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
Логическое мышление
- это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это умение проводить простейшие логические операции: определение понятий, сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство.
Чем хорошо логическое мышление?
Тем, что оно приводит к правильному решению без помощи интуиции и опыта! Делая ошибки и учась на них мы овладеваем правилами логического мышления и пользуемся ими каждый день.
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению .
Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребенка отстаивать свою точку зрения.
Посредством логики строятся сложные математические теоремы простейшие житейские суждения. Она помогает здраво оценивать мир и окружающих, понимать весь сложный процесс течения времени под названием «жизнь».
Всем известно, как дети любят рассуждать, стараясь казаться взрослыми. Но любой взрослый человек с легкостью отметит погрешности в рассуждениях ребенка, и прежде всего эти недочеты будут связаны с неточностью логического строя мысли.
Преодолеть эту слабую сторону можно, используя логические игры. Начав тренировать свое мышление с самого раннего детства, ребенок к началу своего обучения в школе будет значительно опережать в развитии своих сверстников.
Эффективность развития логического мышления дошкольников возрастает, если в качестве средств обучения выступают наглядные модели, знакомство с которыми следует начинать уже в младшей и средней группах.
Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического.
Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в детском саду.
В процессе мыслительной деятельности человек познаёт окружающий мир с помощью особых умственных операций
Сравнение
Анализ Синтез Обобщение, классификация
Основные мыслительные операции
Аналогия Сериация Систематизация Абстракция
Сравнение
Логический прием, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Найдите в своем наборе фигуру, похожую на яблоко
Анализ
Выделение свойств объекта, выделение объекта из группы или выделение группы объектов по определенному признаку, мысленное разделение целого на составляющие части. Какая из фигур лишняя? Почему?
Синтез
Соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое.
Игры – головоломки:
«Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо».
Классификация
Разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации.
Аналогия
- Выкладывание фигур, цифр из палочек по образцу
- Геометрическая мозаика
- Рисование по клеточкам по образцу
Систематизация
Дидактическая игра «Рассели в домики»
Сериация
Абстракция
Выделение существенных признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных.
Шуточные задачи по математике для дошкольников
* Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)
* Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)
* Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)
* На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)
Играя и выполняя упражнения, дети постепенно:
— овладевают умением выделять образы цифр;
— закрепляют навыки последовательного счета;
— учатся соотносить количество предметов с определенной цифрой;
— развивают зрительную память и ручную моторику, внимание и мышление;
— овладевают различными речевыми умениями и навыками.
Игра на смекалку
«Назови число».
Цель: упражнять детей в умении производить устные вычисления.
Задумай число, прибавь к нему шесть, от суммы вычти два, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь один.
У тебя получилось число пять».
Литература:
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Р.Я.Березина, З.А,Михайлова, Р.А. Непомнящая и др.; Под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303с
- Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие /Авт.-сост, Е. А. носова, Р. Л. Непомнящая – Спб: «Акцидент», 1997 – 79 с
- Интернет ресурсы .