Просмотр содержимого документа
«Логические схемы, как средство активизации логических УУД на уроках биологии»
Логические схемы, как средство активизации логических УУД на уроках биологии
Учитель: Райхерт
Галина Александровна
МБОУ «Белоярская ООШ»
Краснотуранский район
Цель :
- Применение на практике логических схем для достижения планируемых результатов по формированию логических УУД на уроках биологии.
Что такое структурно-логическая схема?
- Структурно-логическая схема (СЛС) — графическая модель, отражающая основное содержание отдельных тем или разделов изучаемой дисциплины.
При помощи схемы можно решить следующие задачи в учебной деятельности:
- Осмысленное усвоение понятий;
- Получение осмысленных знаний.
- Развитие различных видов мышления.
- Повышение интеллектуально – творческого потенциала
Использование логических схем
- - при изучении нового материала
- - при контроле знаний
- - в качестве домашнего задания
Алгоритм составления логической схемы:
(Д.И.Трайтак. Биология 5 класс. П.20 Внешнее строение листа. Разнообразие листьев).
2.Выписать ключевое понятие текста.(это будет основа вашей схемы)
Лист
3.Построить логическую схему, отражающую разнообразие листьев, поместив в ней примеры из текста.
4.Определить основания (критерии) деления.
5.Привести единичные примеры
Задания 1. Раскрыть объем понятия «лист» по логической схеме.
- Ответ. Листья делятся на черешковые, сидячие и влагалищные по прикрепление к стеблю.
- По количеству листовых пластинок делятся на простые листья и сложные листья.
- Простые листья делятся на округлые, овальные, ланцетные листья по форме листовых пластинок.
- Сложные листья делятся на пальчатосложные, тройчатосложные, перистосложные по форме листовых пластинок.
Задание 2.Обобщить каждое понятие до ближайшего рода (подвести под понятие).
- Ответ .
- Лист берёзы – черешковый лист.
Задание 3.Ограничить каждое понятие до ближайшего вида (или единичного понятия).
- Ответ.
- Сложный лист – лист гороха.
Задание 4.Ограничить каждое понятие до дальнего вида (единичного понятия).
Лист – лист ивы.
Логические УУД
- Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
- Построение логической цепи рассуждений. Доказательство.
- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
- Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
- Подведение под понятие.
Результаты :
- Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Трудности :
- Находить основание (критерии) для логического деления понятий, а также для их сравнения, классификация;
- Построение логической цепи рассуждений. Доказательство.
Литература:
1.Г.В. Глинкина, М.И.Ковель. ФГОС: формирование и развитие познавательных УУД средствами СДО.
2.https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/05/25/master-klass-strukturno-logicheskie-tekhnologiiiprimenenie-na
3.https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/211454/