Логические упражнения на уроках математики во 2-м классе.
Недельный ритм.
№ 1
1.
__ + __ __ + __ = 8 __ + __ __ + __ | | 5 + __ = 7 9 – __ = 5 __ – 6 = 3 __ + __ = 0 |
2. Поставь знак “ , 1 дес. 3 ед. __ 4 дес.
10 ед. __ 1 дес.
1 дес. __ 0 ед.
3.Составь слово, сложив буквы. кот+сор = (росток) риф+пас = (сапфир) сор+рак = (корсар)
№ 2
1.
6 + __ = 9 7 + __ = 9 5 + __ = 9 (название компонентов) | 6 + х = 9 х = 9 – 6 х = 3 – искомое число 6 + 3 = 9 |
Назови три признака геометрических фигур.
Сложи буквы, получи слово. зоб+лик =(лобзик) бор+сук =(брусок) коса+бал =(колбаса)
№ 3
Найди отрезок и докажи. ( Прямая, угол, ломаная, отрезок).
Сравни.
1 м. __ 99 см.;
15 см. __ 5 см.;
1 см. __ 10 см.;
1 м. __ 1 см.
Объясни решение (название компонентов).
Сложи слоги, получи слова. кора+бок=(коробка) окно+ла =(колонка) тема + сан=(сметана)
№ 4
Объясни решение (название компонентов).
Найди прямые углы и выпиши их номера. Назови три признака каждой геометрической фигуры. (Прямоугольник, четырёхугольник).
Поставь после каждой цифры плюс или минус так, чтобы равенство было верным.
0 + 1 + 2 – 3 + 4 + 5 + 6 – 7 – 8 + 9 = 9
Не долго думая. Скажите, сколько в комнате кошек, если в каждом из четырёх углов комнаты сидит по одной кошке, против каждой кошки сидит по три кошки и на хвосте у каждой кошки сидит по кошке? (4)
№ 5
Задание с прямоугольником (пособие “бусинка”).
Найди сумму длин сторон четырёхугольника.
Сравни.
5 дм. __ 50 см.;
2 дм. 5 см. __ 3 дм.;
2 см. __ 2 дм.;
0 дм. __ 0 см.
№ 6
Поставь после каждой цифры плюс или минус так, чтобы равенство было верным.
0 + 1 + 2 + 3 – 4 + 5 – 6 + 7 – 8 + 9 = 9
Составь четыре примера. 9 4 13
Продолжи запись.
№ 7
Угадай.
Объясни (назови компоненты). х – 10 = 10
Поставь вместо вопросительных знаков такие цифры, чтобы в каждом горизонтальном ряду получилась одна и та же сумма.
Винни – Пух нёс ослику Иа-Иа горшок с 12 л. мёда. После того, как Винни открыл горшок и посмотрел на мёд, его стало на 2 л. меньше. Когда медвежонок понюхал мёд, его стало меньше ещё на 3 л. Когда же он попробовал, не испортился ли мёд, то его совсем не осталось. Сколько мёда надо было Пуху, чтобы попробовать, не испортился ли он? (7л.)
№ 8
1. Впиши недостающие цифры в примеры, замени их соответствующими буквами и прочитай слово.
7 – 3 + 4 +__ = 10 9 – 6 + 2 + __= 10 6 + 8 – 1 – __= 10 5 – 4 + 2 + __= 10 4 + 5 – 7 + __= 10 2 + 3 + 4 + __= 10 8 + 1 – 3 + __= 10 1 + 7 – 4 + __= 10 | | 1 = Н 5 = Р 2 = П 6 = К 3 = А 7 = З 4 = И 8 = Д (праздник) |
2. Занимательная рамка ( с.33)
Объясни. 10 – х = 3
Когда у ослика Иа-Иа был хвост, то длина его вместе с хвостом равнялась 2 м. Когда Винни нашёл хвост у совы, длина его была 5 дм. Какова длина ослика без хвоста? (2 м. Хвост Иа-Иа всегда висит и к длине отношения не имеет).
№ 9
Найди прямой угол. Докажи. (острый угол, прямой угол, тупой угол).
Угадай число. Составь примеры.
Ребусы.
__ – __ = 7
__ – __ = 6
__ + __ = __ 8
__ + 4 = 3 __
№ 10
Ребусы.
__ – __ = 4
__ – __ = 8
30 + __ = __ 9
60 + __ = __ 8
Какие числа можно вставить, чтобы выполнялось условие? 11 – х = __ ( ) (3)
Хитрые примеры.
Вместо вопросительных знаков подставь названия цифр так, чтобы получились слова.
кар + __ + дж = картридж
по + __ + л = подвал
с + __ + жка = стрижка
р + __ + а = родина
№ 11
1. + или —
6 __ 2 = 5 __ 3
8 __ 3 = 11 __ 6
8 __ 2 = 18 __ 8
7 __ 4 = 6 __ 5
Какие числа можно вставить, чтобы выполнялось условие. 15 – х = __ (
Хитрые примеры.
ак + __ + са = актриса
__ + янин = семьянин
смор + __ + а = смородина
те + __ + с = тетрис
Cколько их? У мальчика столько же сестёр, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестёр, чем братьев. Сколько в этой семье братьев и сколько сестёр? (4 брата и 3 сестры)
№ 12
Где сумма больше?
10 8
9 7
16 14
Объясни.
Задачи на смекалку (с. 50 – 51)
№ 13
Найди среди фигур прямоугольник. ( Пятиугольник, прямоугольник, треугольник, квадрат).
– Назвать три признака прямоугольника.
– Сумма длин сторон прямоугольника 16 см. Чему могут быть равны стороны? (5 и 3, 7 и 1, 6 и 2)
Составь примеры.
На столе лежат три счётные палочки (спички). Не прибавляя ни одной, сделай из трёх – четыре. III ( I V )
№ 14
Продолжи ряд чисел: 12, 23, 34, 45, …, …, 78, … . (+11)
Найди прямоугольник, назови номер. (Треугольник, ромб, трапеция, прямоугольник)
Назови три признака прямоугольника.
Сумма длин сторон прямоугольника 12 см. длина 4 см., чему равна ширина?
Чудо-Юдо рыба-кит проглотило новгородского купца Садко вместе с лодкой. Купец весил 100 кг., лодка – вдвое больше. На сколко килограмм потяжелело Чудо-Юдо, если самого Садко оно выплюнуло обратно? (на 200 кг.)
№ 15
Сравни.
5 кг. + 2 кг. и 10 кг.
2 л. – 1 л. и 0 л.
6 кг. – __ кг. 1 кг.
Положи три счётные палочки, добавь к ним ещё две так, чтобы получилось 8. (V III)
№ 16
Выложите “равенство”. VI – IV = IX (6 – 4 = 9)
Какие условия должны выполняться при равенстве?
Исправь ошибку.
( V + IV = IX
5 + 4 = 9
VI + IV = X
6 + 4 = 10)
Найти ломаную, отрезок. (Кривая, отрезок, луч, прямая, ломаная). Назвать признаки.
Задачи на смекалку (с.66, 69)
№ 17
Составить четыре примера. Объяснить. (Проверка сложения вычитанием) 15 5 20
Построить квадрат со стороной 4 см. Раздели квадрат так, чтобы получились одинаковые треугольники. Найди сумму длин сторон квадрата.
Ребусы.
__ 7 + __ = 3 __
__ 8 – __ = 20
__ 9 – __ = 40
Занимательные рамки (с.72).
№ 18
Построить квадрат. Назвать три признака. Обозначить прямые углы.
Магический квадрат (с.73)
Пользуясь только сложением, записать число 28 при помощи пяти двоек. (22+2+2+2)
№ 19
Объясни. х + 0 = 15 х – 7 = 20
Ребусы.
__ – __ = 94
__ – __ = 92
75 + __ = 75
64 – __ = 64
Крокодил Гена устроился на работу. Сидит перед зоопарком с гармошкой и всем именинникам поёт песню. За день он спел 28 девочкам, 19 мальчикам, 8 тётям и 3 дядям. Сколько именинников порадовал Гена? (58)
№ 20
Как удобно решить?
(17 + 6) + 3
(10 + 6) + 30
Вставь пропущенный знак действия и число.
60 __ __ = 30
70 __ __ = 90
28 __ __ = 20
85 __ __ = 5
№ 21
Как удобно решить?
18 – (8 + 1)
12 – (2 + 7)
Вставь пропущенный знак действия и число.
30 __ __ = 50
36 __ __ = 30
67 __ __ = 7
80 __ __ = 60
№ 22
, 45 + 5 __ 45 – 5
37 + 20 __ 37 + 2
20 + 60 __ 60 + 20
Реши разными способами.
6 + ( 4 + 3)
8 + (6 + 4)
Объясни решение.
х – 5 = 13
Чтобы разозлить Чебурашку и Крокодила Гену, старуха Шапокляк сделала 12 пакостей Гене, 19 – Чебурашке и 39 – обоим вместе. Сколько пакостей старуха сделала зря, если они так ни разу и не рассердились? (70)
№ 23
14 = __ дес. __ ед.
3 дес. 5 ед. = __ ед.
50 = __ дес. __ ед.
18 = __ дес. __ ед.
0 дес. 3 ед. = __ ед.
1 дес. 0 ед. = __ ед.
Ребусы.
Сумма длин сторон прямоугольника 18 см. Чему могут быть равны стороны?
Начерти прямоугольник. ( 1 и 8, 2 и 7, 3 и 6, 5 и 4 )
№ 24
+ или –
35–(5+2) = (35–5) • 2
(40+8)–30 = (40–30) • 8
53–(6+3) = (53–3)• 6
Найди на рисунке квадрат. (Прямоугольник, квадрат). Назови три признака квадрата. Начерти квадрат со стороной 5 см. Чему равна сумма длин всех сторон?
Объясни.
№ 25
Выпиши примеры с ответом 6.
8 – 3
9 – 3
7 + 2
3 + 3
1 + 5
6 – 0
+ или –
36 – (2 + 6) = (36 – 6) __ 2
28 – (8 + 1) = (28 – 8) __ 1
(50 + 2) – 20 = (50 – 20) __ 2
Определение времени по часам.
№ 26
Продолжи ряд: 11, 24, 37, …, … (+ 13)
Нанесите 9 точек в тетради в форме квадрата. Перечеркните все точки четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги.
№ 27
Замени суммой одинаковых слагаемых.
18 = 2 +
18 = 3 +
Составь примеры, используя умножение и деление. 2 4 8
Назови три признака геометрических фигур. (Точка, отрезок, луч, кривая, ломаная, треугольник, прямоугольник.)
Магический квадрат (с. 114).
№ 28
Замени суммой одинаковыхслагаемых.
12 =
+ или –
34 __ 20 __ 8 = 22
80 __ 17 __ 6 = 57
№ 29
Составь четыре примера, используя умножение и деление. 3 6 18
Сосчитай. (Замена умножением)
8+8+8
5+5+5+5+5
27 – 9 – 9 – 9
(27 – 3•9)
56 – 7 – 7 – 7
56 – 7 · 3
№ 30
Объясни.
х – 9 = 10
20 – х = 10
Сосчитай.
9 + 9 + 9
7 + 7 + 7 + 7
64 – 6 – 6
48 – 8 – 8 – 8
Магический квадрат.
№ 31
Объясни.
17 – х = 7
х – 10 = 10
Сосчитай.
6 + 6 + 6 + 6
4 + 4 + 4 + 4 + 4
72 – 9 – 9 – 9
27 - 3 – 3 – 3 – 3
+ или –
(60 + 5) – 3 = (60 – 3) __ 5
83 – (40 + 3) = (83 – 40) __ 3
Магические рамки.
Логические упражнения на уроках математики в 3-м классе.
№ 1
Составь 4 примера, используя числа 12, 15, 27 на сложение и вычитание. Доказать выбор.
Распределить числа на две группы. Определить признак деления на группы.
2 12 3 46 8 81 6 72 4 91 (однозначные и двузначные числа).
Летело 20 ворон. Охотник убил двух. Сколько ворон осталось?
№2
Распредели данные выражения на группы. Укажи признак разбиения.
83+16 74–18 25+17 16–9 67+11 38–16
Составь уравнения, используя числа 38, 16. Назвать признак уравнения. (а+16=38 или 38–а=16).
Летели гуси: один впереди, а два позади, один позади и два впереди, один между двумя и трое в ряд. Сколько гусей? (3).
№3
Распределить данные выражения на группы. Указать признак разбиения.
а) 5+18 3+24 16+18 25+15 8+35
б) 60–12 57–11 70–13 85–24 90–38
2. Составить 4 примера (+ и –). Доказать правильность выбора. 60 30 90.
3. Какие 3 числа, если их сложить или перемножить дают один и тот же результат? (1,2,3. 1+2+3=6 и 1•2•3=6).
№4
Записать все возможные двузначные числа в порядке убывания, используя цифры 2,6,7. В записи числа одна и та же цифра не должна повторяться. (76, 72, 67, 62, 27, 26).
Самое большое число записать в виде суммы разрядных слагаемых. (76=70+6).
Решить уравнение. 96–а=54.
Одно яйцо варится 5 минут. Сколько минут надо варить 6 яиц?
№5
Распределить числа на группы. 3 24 5 18 134 215 29 6 100. Выделить признаки каждой группы.
Составить числа.
2дес. 8ед.=
5дес.2ед.=
1ед. 1раз.
4 ед.2раз.=
1сот.3дес.1ед.=
2сот.4дес.0ед.=
3ед.1раз. 5ед.2раз. 2ед.3раз.=
В каком слове 100 г? (Стог).
№6
Заменить сложение умножением.
35+35+35+35+35
19+19+18+18
21+21+21+21+21+21.
Заменить умножение сложением.
24•4
61•3
12• 4+13•1.
Сравни.
15•4 и 15•5
190+30 и 190–30
Что у зайца сзади, а у цапли спереди? (ц)
№7
Записать соответствующие случаи табличного умножения.
8 16 20 32 36 40
2•4
4•2
Составить и решить уравнения, используя числа 4 24(х и :).
Когда руки бывают местоимением? (когда они вы-мы-ты).
№8
Составь 4 примера, докажи выбор.(* и :). 5 6 30.
Что вы заметили в числовом ряду 360 280 240 200?
Как можно продолжить ряд? (-40; 160 120 80 40 0). Уменьшить числа в 10 раз.
При умножении каких множителей получаются эти числа? 36 32 28 24 20 16 12 8 4 0?
Записать 5 чисел в порядке возрастания, в каждом из которых 2 дес. (Например: 24, 25,26,27,28).
Кто на своей голове лес носит? (олень).
№9
Вместо __ поставь нужный знак так, чтобы равенства были верными.
36__9=4
27__9=3
60__30=30
4__26=30
5__4=20
9__4=36
10__5=2
42__0=42
Дан прямоугольник АВСД. Длина равна 5см, а ширина на 2см меньше. Чему равен периметр прямоугольника?
Записать только ответы.
4сот.+4дес.+3ед.
3ед.+3дес.
5ед.+2дес.+3сот.
(443,33,325).
№10
10 15 20 25 30 35. Записать соответствующие случаи умножения.
Какие примеры на деление можно получить?
Реши уравнение. 25:х=5
Записать 5 чисел в порядке убывания, в которых 3 десятка.
Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все).
№11
Найди число.
(__–30)•5=100
(68+__):30=3.
Заполни пропуски.
60__ =6дм
5дм=5__
4дм2см=42__
9__ 80дм
Вычисли.
(92-68):1+25
81-36+24+5•4
Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки).
№12
Дан прямоугольник, периметр которого 12см, ширина 2см. Чему равна длина? (4см).
Вычисли.
37•1+54–27
(24+16):8
40–(35–24)+81
Из чисел 2 42 24 7 составьте и решите примеры.
__•__–__:__ (2•24–42:7=42)
Как с помощью одной спички образовать на столе треугольник? (Положить на край стола наискосок).
№13
Дан квадрат, периметр которого 20см. Чему равна сторона квадрата?
Заполни пропуски.
5__ =50см
28дм=2__ 8__
7дм3см=73__
40дм
Из чисел 24 6 3 16 составить и решить примеры
__•(__–__):__ ( 3•(24–16):6=4, 6•(24-16):3=16).
На какой вопрос нельзя ответить да? (Вы спите?)
№14
Дан прямоугольник АВСД. Длина – 8см, ширина в 2 раза меньше. Чему равен периметр прямоугольника?
Заполни пропуски.
3м+28см=___ см
5р+70к=___к
_р+__к=630к
Найди число.
4дес.+4сот.
5ед.+2дес.+1сот.
Сравни.
6+6+6 и 6•2
6•0 и 6•1
№15
Сравни.
8•2 и 8+8+8
8•0 и 8•1
Вычисли.
17+63:7
(51+12):9+41
Найди числа.
8ц+42кг=___ кг
__ц+___кг=913кг
__м+__см=370см
__р+___к=409к
Зубы есть, а рта нет. Что это такое? (пила).
№16
1. Что заметили в числовом ряду 400 350 300 250? Как можно продолжить этот ряд? (-50)
Уменьшите числа в 10 раз. 40 35 30 25 20 15 10 5 0. При умножении каких множителей получаются такие произведения?
Найди число.
26+6__=__4
7__–39=__9
124 + 1__=__61
Представь 0 с помощью цифр от 1 до 4. Знак умножения и скобки не применять. (12:3–4=0).
Расставь между цифрами 1,2,3,4 математические знаки так, чтобы в результате получилось число 3. (1+2•3–4=3)
№17
Используя числа 6,54 составь уравнения и реши. (6•а=54, 54:а=6).
Найди число.
__:20=4
__•12=72
32+__=32
Изобрази число 6 единицей, двойкой, тройкой, четверкой. ((1+23):4=6 )
Представь число 20 четырьмя первыми значащими цифрами без скобок. (1+23–4).
Продавщица в магазине
Взвесила Алеше дыню
Гирей массой килограмм
И двумя – по 200 грамм
Сколько граммов весит дыня,
Купленная в магазине? (1400грамм)
№18
Записать числа в порядке возрастания, в которых 24 десятка. (240,241,242,243,244 или )
Дан прямоугольник АВСД. Ширина – 3см, а длина в 3 раза больше. Найти периметр прямоугольника.
Представь число 1 цифрами 1,2,3, знаками математических действий и скобками. ( (1+2):3=1 ).
Вырази число 7 единицей, двойкой, тройкой. ( 1+2•3=7).
Что находится между горой и долиной? ( и ).
№19
Дан прямоугольник АВСД со сторонами 5см и 3см. Найди площадь.
Сравни.
1ч и 60с
2кг 5г и 25г
40дм 3см и 4м
Представь число 9 цифрами 1,2,3. Скобки не применять. ( 12–3=9).
Изобрази 36 цифрами 1,2,3. (12•3=36)
№20
Дан прямоугольник АВСД. Длина – 8см, ширина в 4 раза меньше. Найди площадь и периметр.
Расставь между числами 1,2 и3 знаки математических действий, чтобы в результате получилось 6. Знаки сложения не использовать. (1•2•3=6).
Запиши число 5 цифрами 1,2,3. Скобки не применять. (1•2+3=5).
Тогда три года сыну было
Отцу же – больше в 9 раз.
Сейчас - 12 Валентину.
А сколько лет отцу сейчас? (36 лет)
№21
Дан квадрат АВСД со стороной 5см. Найти периметр и площадь.
Сравни.
15•4 и 15•5
8•6 и 12•4
190+30 и 190 –30
0•5 и 15+0
Вырази число 4 с помощью четырех цифр 7. (77:7–7).
Представь число 6 посредством трех цифр 7. (7–7:7).
№22
Дан прямоугольник АВСД , площадь которого 24см2, длина – 6см. Чему равна ширина прямоугольника? Периметр?
Составь уравнение, используя числа 12, 48. (12•a=48, 48:а=12)
Напиши число 4 тремя пятерками. (5–5:5=4)
Запиши число 16 посредством четырех пятерок. (55:5+5=16).
№23
Площадь прямоугольника АВСД 63см2 , ширина – 7см. Найди длину прямоугольника, периметр.
Найди число.
__х6=48
54:__=9
48–__=48
Вычисли. 38+47-(25-16):3+25:5
Вырази число 7 посредством четырех пятерок. (5+(5+5):5=7)
Представь число 9 с помощью пяти цифр 5. ( (5•5-5):5+5).
№24
Площадь прямоугольника АВСД – аb см2 , ширина равна b. Чему равна длина прямоугольника и площадь? (аb:b=а см, (а+b)•2–Р)
Найди площадь и периметр при а=17см, b=4см.
Записать числа в виде суммы разрядных слагаемых: 925, 846, 705, 1121.
Записать числа, в которых:
42дес.,
1сот.2дес.3ед.,
10сот., 5дес.0ед.
(420, 123, 1000,50).
Представь число 2 с помощью четырех шестерок без скобок. (6:6+6:6=2).
Записать число 5 тремя шестерками (6-6:6=5).
№25
Дан прямоугольник АВСД. Длина – 25см, ширина в 5 раз меньше. Найди площадь и периметр.
Найди числа.
__дм + __см=28см
__м + __дм =35дм
__ч + __мин=150мин
Представь число 14 посредством пяти цифр 6. (6+6+(6+6):6=14)
Вырази число 17 посредством четырех цифр 6. (66:6+6=17).
№26
Составить пять последовательных чисел в порядке убывания, в которых 61 десяток.
Вычисли.
261•3
121•__= 484
25•0
61 : 0
0 : 15
(43 – 36)•9+25:5+(16 – 9)
Напиши число 25 пятью шестерками. ( 6•6–66:6=25).
№27
Замени сложение умножением.
а+а+а+а+(а–1)
35+35+35+35-35+35
с+с+с+с+b
Исправь ловушки, сосчитай.
Найди число.
__ • 60 = 120
40 • __ = 400
__ • __ = 450
Найди число.
83 • __=9(ост.2)
45:__ = 11(ост.1)
123:__ = 60(ост.3).
Напиши число 2 тремя восьмерками. ((8+8):8=2)
Вырази число 4 с помощью четырех цифр 8. (8•8:(8+8)=4).
№28
Я мигнул, и в тот же миг
Предо мною гном возник
По прозванью гномик Миг
Не успел я и мигнуть
И промолвить что – нибудь,
Он мелькнул и вновь пропал.
Я мгновенье подождал –
Снова гнома увидал.
Я мигал, и то и дело
Он являлся, пропадал...
Так минута пролетела.
Сколько раз в течение одной минуты появлялся гномик Миг? Кто этот гномик? (60раз, Секунда).
Составь уравнения на сложение и вычитание, используя числа 340,510.
Представь число 9 четырьмя восьмерками. ((8•8+8):8=9)
Запиши число 13 пятью цифрами 8. ((88+8+8):8=13)
№29
Дан прямоугольник АВСД , площадь которого 36см2. Найти длину, ширину прямоугольника.
Найди единицу измерения.
70___ =7дм
84дм=8__ 4__
5дм3см=53___
8___ 70дм
Вычисли. 60+40:20+(24+16):8
Изобрази число 3 с помощью четырех девяток. ((9+9+9):9=3).
Вырази число 5 пятью цифрами 9. ((99-9):(9+9)=5).
№30
Сравни.
7км и 980м
5ц и 485кг
2км30м и 2300м
2ч и 95мин
Из данных выражений составить одно равенство и одно неравенство.
2153•2
2351•2
12918:3
(2153•2=12918:3 2153•22351•2)
Напиши число 8 тремя девятками. (9–9:9=8).
Представь число 10 тремя девятками. (9:9+9=10)
№31
Сравни.
3т 256кг и 3т3ц
4мин20с и 320с
5ч15мин и 320мин
Вычисли.
480–80•3+60+25:5–18 (287)
Изобрази число 63 посредством пяти цифр 9. (9•(9+9)–99=63).
№32
Дан прямоугольник АВСД со сторонами 1см 7мм и 3см. Вычислить площадь и периметр.
Вычисли.
360–60•3+20+25:(12–7)–26
Изобрази число 15 пятью семерками. ((7•7+7):7+7=15