Виды анализа урока.
Оценка профессионального мастерства учителя – один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные трудности, своевременно оказывать помощь учителю, видеть его рост, способствовать успешной аттестации. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма – урок и каждому руководителю необходимо обладать мастерством его анализа.
Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий.
Но на одном уроке учитель не может использовать все доступные ему методы и формы организации учебной деятельности. Поэтому перед
посещением руководитель выбирает такие формы анализа урока, которые наиболее соответствуют конкретным задачам контроля.
Виды анализа урока:
полный;
структурный;
аспектный;
краткий;
дидактический;
психологический.
Рассмотрим каждый вид:
Полный анализ - Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем. (Приложение 1)
Структурный анализ – это выявление и оценка главных элементов урока. Он является основой для всех анализов и проводится вслед за коротким, определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов и выделяет доминирующие.
Анализ можно проводить по всем этапам урока или выборочно. Любой этап анализируется по основным параметрам:
дидактическая задача этапа;
содержание этапа;
достижение положительных результатов этапа;
показатели выполнения дидактического задания этапа.
Выводы при структурном анализе должны отражать:
Личность, эрудицию, педагогический такт, культуру речи, эстетику внешнего вида, организаторские качества учителя.
Особенности класса и уровень работоспособности учащихся, уровень их знаний, умений, навыков.
Оборудование урока: ТСО, раздаточный материал, таблицы, литература. Рабочее место учителя.
Санитарно-гигиенические условия.
Анализ результативности урока. Методы проверки знаний, примененные на уроке и их целесообразность. Какой характер имела проверка: воспроизводящее или творческий. Поощрение учащихся к обучению методом оценки. Анализ работы учителя при изучении нового материала. Соответствие методических приемов особенностям содержания, типа, цели урока и возрасту учащихся. Соотношение методов и приемов работы учителя и учеников.
Цель посещения урока.
Рекомендации необходимо ориентировать на:
совершенствование содержания, структуры, организации урока;
осуществление индивидуализации, дифференциации обучения;
внедрение новых технологий обучения;
реализацию воспитательного потенциала учебного предмета;
изучение и внедрение передового педагогического опыта;
обработки методической литературы;
моделирования собственной творческой лаборатории и тому подобное.
Особенности анализа урока.
При подготовке к посещению урока необходимо учитывать не только цель посещения, но и учебный предмет. Нельзя применять подходы к анализу урока математики и трудового обучения.
Анализ урока математики:
1. Подготовка учителя к уроку (использование литературы; планирование; оборудование; инструменты, модели, схемы, таблицы, плакаты; подготовка дидактического материала, необходимых записей и чертежей на доске).
2. Оборудование места школьников (есть ли все необходимое для работы на уроке). Подготовка учащихся к уроку.
3. Правильно ли определены учителем цели урока по обучению, воспитанию и развитию? Какие конкретно учебно-познавательные задачи ставит учитель перед учащимися на данном уроке и серии уроков? Достиг ли урок цели?
4. Место данного урока (нового материала) в серии уроков по изучению своей темы.
5. Насколько материал данного урока связан с предыдущим и последующим материалом?
6. Как выполняются основные принципы дидактики (научность, наглядность, доступность, единство теории с практикой)?
7. Насколько хорошо владеет учитель материалом?
8. Объем материала на урок. Нет ли перегрузок?
9. Правильно ли учитель организует на уроке труд учащихся и свой труд, работу с классом в целом и с отдельными учащимися; удачно ли сочетаются коллективные и индивидуальные формы знаний?
10. Как определены структура урока, виды, приемы и методы работы учителя в зависимости от цели, содержания урока и уровня подготовленности учащихся класса?
11. Как осуществляется дифференцированный подход в обучении учащихся?
12. Осуществление работы с учащимися по устранению имеющихся в знании пробелов. Индивидуальная работа с учащимися. Учет этой работы. Работа по предупреждению неуспеваемости учащихся.
13. Развитие мыслительной деятельности школьников через систему подобранных упражнений учебника, а также изучение и повторение теоретического материала.
14. Система повторения.
15. Осознанность, прочность знаний учащимися основ программы (особенно при выполнении основных упражнений учебника).
16. Уровень знаний, умений и навыков, учащихся по данной теме. Верность и объективность ответов.
17. Степень самостоятельности мышления учащихся.
18.Как решается задача - вооружить учащихся методами самостоятельной работы (проведение обучающих самостоятельных работ, специальных индивидуальных заданий, самостоятельной работы с учебником, математической литературой).
19. Виды проверки домашних заданий.
20. Дача домашних заданий (уровень трудности, объем, необходимые рекомендации к выполнению, учет индивидуальных способностей).
21. Контроль за знаниями учащихся. Формы контроля. Виды, опроса. Объективность оценки.
22. Способствовал ли опрос развитию умственных сил учащихся.
23. Роль и место вопроса учителя. Формулировка вопроса.
24. Развитие творческих способностей учащихся (особенно при решении геометрических задач).
25. Требования к проведению устных упражнений.
26. Осознанность в усвоении учащимися правил, математических понятий, математической символики.
27. Какая часть времени урока была занята объяснением и закреплением нового материала?
28. Рационально ли использовалось время урока.
29. Требования к выполнению чертежей.
30. Требования к проведению контрольных работ.
31. Работа после контрольных работ по устранению обнаруженных пробелов в знаниях учащихся.
32. Требования к ведению учащимися тетрадей. Проверка тетрадей учителем.
33. Математическая речь учащихся.
34. Привитие интереса учащимся.
35. Межпредметные связи.