Просмотр содержимого документа
«Логико-математический анализ введения базовых понятий школьного курса математики: а) понятия «уравнение»; б) понятия «числовое неравенство»»
Логико-математический анализ введения базовых понятий школьного курса математики: а) понятия «уравнение»; б) понятия «числовое неравенство».
Логико-математический анализ определения понятия
- Определение способа получения понятия;
- Определение структуры определения;
- Раскрытие математического содержания понятия (термин (содержание и объем), род, видовые отличия);
- Определение корректности определения.
Способы определения понятия:
- Через ближайший род и видовое отличие;
- Генетически (конструктивно);
- Индуктивно;
- Через абстракцию (редко применяется в школе).
структура определения:
- Конъюнктивная («и»);
- Дизъюнктивная («или»);
- Импликативная («если …, то…»).
Корректность – соответствие требованиям, предъявляемым к чему-либо; правильность, точность. Основывается на следующих правилах:
- Определение должно быть соразмерным – совпадает с объемом определяемого (определяющее и определяемое понятие можно менять местами);
- Запрет круга – нельзя определять понятие через само себя или через то понятие, которое в свою очередь определяется через него;
- Определение должно быть ясным – используются те понятия, которые были ранее изучены;
- Определение по возможности не должно быть отрицательным – (сравнение – не доказательство).
Логико-математический анализ введения понятия «уравнение»
1. Способ получения понятия: через ближайший род и видовое отличие.
2. Структура конъюнктивная: признаки соединены союзом «и».
4. Определение соразмерно, есть запрет круга, определение ясно и не отрицательно.
3. Раскрытие математического содержания:
Понятие «уравнение» в школьном курсе математики не определяется, а вводится поясняющим описанием.
Содержание: равенство, неизвестная буква.
Объем: все возможные уравнения.
Род: равенство.
Видовое отличие: буква.
Виленкин Н.Я. – Математика 5 класс
Макарычев Ю. Н. – Алгебра 7 класс
Мордкович А. Г. – Алгебра 7 класс, 1 часть
Логико-математический анализ введения понятия «числовое неравенство»
1. Способ получения понятия: понятие «числовое неравенство» вводится относительно: на интуитивном уровне.
Понятие «числовое неравенство» не определяется.
2. Структура импликативная: признаки соединены связкой «если …, то…».
4. У этого определения нельзя выявить корректность (см. 1).
), меньше (Объем: все возможные неравенства. Мордкович А. Г. – Алгебра 8 класс, 1 часть Мерзляк А. Г. – Алгебра 9 класс Макарычев Ю. Н. – Алгебра 8 класс " width="640"
3. Раскрытие математического содержания:
Содержание: числа, больше (), меньше (
Объем: все возможные неравенства.
Мордкович А. Г. – Алгебра 8 класс, 1 часть
Мерзляк А. Г. – Алгебра 9 класс
Макарычев Ю. Н. – Алгебра 8 класс