Просмотр содержимого документа
«Логопедическая готовность первоклассников к обучению.Родительское собрание 1 класс»
Мультимедийное приложение к родительскому собранию
Составила
Кошкина
Светлана
Сергеевна
учитель-логопед
высшей категории
Готовность к школе
Когда говорят о "готовности к школе",
то имеют в виду
не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные
компоненты.
–
Наша речь – процесс общения ,
поэтому готовность или неготовность
к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь
до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом .
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
- Правильное произношение всех звуков.
- Умение различать звуки речи на слух.
- Владение элементарными навыками звукового анализа.
- Словарный запас.
- Г рамматический стро й речи
- Связную речь.
- Речевую коммуникацию.
- Мелкую моторику рук.
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 3 – 4 годам,
к 5 – 6 годам он должен уметь различать звуки на слух и в произношении. К 6-7 годам ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Владение элементарными навыками звукового анализа:
- умение выделять начальный гласный звук из слова;
- анализ гласных из трех звуков типа «ауи»;
- анализ обратного слога гласный - согласный типа «ап»;
- слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
- определять количество и последовательность звуков в слове
- называть слова на заданный звук.
- Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Словарный запас
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных .
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас
( около 3000 слов )
В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный -весёлый, молодой – старый), синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун), слова – действия, слова – признаки.
Г рамматическ ий стро й речи В норме к 6 – 7 годам у ребенка сформированы:
- умение пользоваться развернутой фразовой речью,
- умение работать с предложением ,
- правильно строить простые предложения,
- видеть связь слов в предложениях,
- распространять предложения второстепенными и однородными членами ,
- работать с деформированным предложением,
- самостоятельно находить ошибки и устранять их ,
- составлять предложения по опорным словам и картинкам.
К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
- на лексику (полнота использования лексики),
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения),
- на плавность речи (отсутствие подсказок
по ходу пересказа).
- Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
- уметь слушать и понимать речь,
- строить общение с учетом ситуации,
- легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
- ясно и последовательно выражать свои мысли,
- пользоваться формами речевого этикета.
- Для того чтобы избежать проблемы с письмом , нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки.
- До школы в детском саду или дома ребёнок уже учился обводить в тетради клеточки, рисовать в них кружочки, составлять орнаменты из палочек, лепить из пластилина, выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, вырезание ножницами).
- Родители обучали ребенка правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание. Многие родители брали старые прописи и просто обводили буквы-образцы помногу раз.
- Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.
Советы родителям
- Чтобы ребенок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи.
- Чтобы ребенок научился быть внимательным, ему надо читать и рассказывать сказки: так задаются образцы восприятия слова.
- Чтобы книга воспринималась
как необходимый элемент жизни,
она должна жить в доме и быть
востребованной взрослым.
Так задаются образцы определенного жизненного стиля.
Готовы ли родители к школе?
- Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.
- Сдерживать свои эмоции.
- Не кричать, не унижать и не обижать.
- Не сравнивать своего ребенка с другими детьми
- Не наказывать ребенка без причины.
- Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.
- Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты
!
Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет,
и сам научиться говорить».
Необходимо обратиться
к логопеду!
Спасибо за внимание !
Источники
Анисимова Т.Б. Подготовка ребенка к школе. М., 2003. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М., 2002. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985. Парамонова Л.Г., Ильина М.Н. Тесты для детей «Готов ли Ваш ребенок к школе». Сб. тестов и развивающих упражнений. 1998. http :// images.yandex.ru