СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическая работа по коррекции нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи средствами изобразительной деятельности (нетрадиционные техники рисования).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются особенности логопедической работы по коррекции нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи средствами изобразительной деятельности (нетрадиционные техники рисования).

Просмотр содержимого документа
«Логопедическая работа по коррекции нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи средствами изобразительной деятельности (нетрадиционные техники рисования).»

УДК 378.014.3



ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ)



© Г.А. Баранова1

1ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула, ул. Ленина, д. 22,

е-mail: [email protected]


© Т.В. Макарова2

2 МДОУ «Детский сад № 7 комбинированного вида «Теремок» г. Ясногорска Тульской области, ул. Д. Щербина, д. 18

е-mail: [email protected]



Аннотация. В статье раскрываются особенности логопедической работы по коррекции нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи средствами изобразительной деятельности (нетрадиционные техники рисования).

Ключевые слова: логопедическая работа, коррекций нарушений мелкой моторики, дети с общим недоразвитием речи, средства изобразительной деятельности, нетрадиционные техники рисования, пальцевая живопись; рисование мыльными пузырями; кляксография; коллаж; рисование нитками; монотипия; граттаж.





SPEECH THERAPY WORK ON THE CORRECTION OF DISORDERS OF FINE MOTOR SKILLS IN CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH BY MEANS OF FINE ACTIVITIES (NON-TRADITIONAL PAINTING TECHNIQUES)

© G. A. Baranova1

1ГОУ DPO "Institute of improvement of professional skill and professional retraining of educators of the Tula region", g. Tula, Lenina str. 22,

е-mail: [email protected]

© T.V. Makarova2

2 MDOU "Detskiy sad № 7 combined type "Cinderella" in Yasnogorsk

Tula region, Dmitry Shcherbina str. 18,

е-mail: [email protected]



Abstract. The article reveals peculiarities of speech therapy for the correction of violations of fine motor skills in children with General underdevelopment of speech by means of fine activities (non-traditional painting techniques).

Key words: speech therapy work correction of violations of fine motor skills, children with General underdevelopment of speech, means of artistic activities, non-traditional painting techniques, finger painting; drawing soap bubbles; lexography; collage; drawing threads; monotype; scratchboard.


Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру. Исследователь детской речи М.М. Кольцова, пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией» [5, с. 150]. Побуждать пальцы  работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию. Данная техника доступна даже маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее увлекательной и интересной.

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От  особенностей развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно как можно раньше «…создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом»[1, с. 93].

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнения с предметами, игры на выкладывание, нанизывание, игры с конструктором и т.д.

Все чаще в научно-методической литературе по развитию мелкой моторики предлагаются игры и упражнения с использованием нетрадиционного материала: вилки, поролоновые губки, щётки, ватные палочки, массажные мячи, мятая бумага, соломинки, воздушные шары, пластиковые бутылки и др.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.

Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов, приемов и средств, направленных на преодоление тяжелых нарушений речи, в частности общего недоразвития речи (далее ОНР), ориентированы на [2]:

– развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;

– решение эмоционально-волевых проблем ребенка;

– развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела;

– формирование позитивной самооценки ребенка.

Следует отметить, что в ходе нашего исследования мы попытались разработать комплекс заданий, упражнений по развитию у детей с ОНР мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционных техник рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, каждому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Выразительность – качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Дети способны создавать выразительный образ в рисунке на основе освоения нетрадиционных техник изображения. К нетрадиционным техникам изображения можно отнести: пальцевую живопись; рисование мыльными пузырями; кляксографию; коллаж; рисование нитками; монотипию; граттаж [4].

Пальцевая живопись: на каждый пальчик-кисточку, своя краска. Можно рисовать точками, пятнышками, разводами, ладошками.

Рисунки из ладошки. Обведённый контур руки на бумаге напоминает что-то знакомое, определённые ассоциации. В одном и том же контурном рисунке можно увидеть разные изображения: птицу, бабочку, рыбу и т.д. Добавляя к этому контуру какие-либо детали, можно получить совершенно различные изображения. Дети самостоятельно обводят контур ладошки и могут выбрать наиболее интересные расположения его на листе бумаги. Представить ладошку в виде птицы, хвостом которой являются пальцы. А дальше включается фантазия.

Рисование мыльными пузырями. Для этого нужны: шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночку с гуашью выливаем шампунь, добавляем немного воды, все хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена, осталось к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали и рисунок готов.

Кляксография. Для работы необходимы гуашь, тушь, жидкие разведенные краски. В центр листа капнуть каплю, наклонить лист в одну сторону, в другую или подуть на нее. Каждый поворот, наклон, дает новое изображение. В такой технике можно рисовать деревья, животных, у каждого ребенка свое произведение.

Рисование нитками. Для освоения этой «волшебной» техники понадобятся нитки № 10, набор ярких чернил или разведенных жидко гуашевых, акварельных красок. Если работать красками, то их время от времени надо размешивать, а то осядут. Нужна бумага. Темы: сказочные, фантастические. Нитки нарезать так, чтобы ими было удобно работать, опустить нить в краску, чтобы она пропиталась. Теперь нитку надо уложить аккуратно на лист бумаги и накрыть другим листом. Обязательно кончик ниточки должен высовываться. На каждый новый цвет нужен новый лист, чтобы изображение не пачкалось.

Монотипия – одна из простейших графических техник. Происходит от греческого слова «monos» – один, единственный и «typos» – отпечаток. Количество красок в монотипии – любое. Результат – неожиданный эффект, при котором оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру. Такие изображения отличаются мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, что придает им особую прелесть. Вместе с ребенком можно перевести на бумагу рельефный рисунок со значка или монеты, оттиснуть на бумагу донышко круглого стакана, квадратной коробочки и др. В процессе рисования обращаем внимание ребенка на то, что форма оттиска зависит от формы предмета. Это позволит незаметно подвести детей к определению сущности понятий: «вверх»; «вниз», «прямого» и «зеркального» отображения предмета.

Разновидностью монотипии является прием «штамповка». Для освоения этого приема необходимо иметь крупную печать – клише, изготовление которой не займет много времени. В качестве исходного материала может быть толстый деревянный брусок, но такой чтобы его было удобно взять в руку. Одну из сторон бруска делают гладкой и ровной и на нее наклеивают картон, а на картон – узоры. При этом узоры не обязательно должны быть из бумаги, они могут быть из веревки, пенопласта. Печать делает взрослый у ребенка на глазах, а штампует ребенок сам. Затем накатывают краску и штампуют рисунки на бумагу или на ткани. При помощи печати легко украсить косынку, платок. Сюжетов множество: изображение цветов, листьев, птиц, животных. Несложно выполнить в этой технике небольшой коврик, салфетку.

Следующая разновидность монотипии – «печатать растениями»[4]. Для этого необходимо вначале растения собрать, уложить между газетами и придавить грузом. Но помнить, что каждый лепесток, листик необходимо тщательно расправить, иначе растения деформируются и будут плохо отпечатываться. Когда растения подсохнут (через 1-2 дня), осторожно возьмите их по одному и уложите на рабочий лист бумаги, мягкими движениями кисти покройте его густой гуашевой краской. Цвет краски может быть произвольным. Постарайтесь, чтобы краска покрыла одну сторону цветка или травки полностью, иначе на картине останутся белые пятна. После окраски растение укладывается на подготовленный лист ватмана подкрашенной стороной вниз. Сделать это следует непосредственно после того, как растение покрашено, иначе краска высохнет и ничего не получится. Сверху положить лист бумаги и прижать растение рукой, после чего бумагу осторожно снять вместе с растением, изображение остается запечатленным навсегда на картине. При необходимости аккуратно подкрасить непрокрашенные листья.

Граттаж – это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово «граттаж» образовалось от французского – скрести, царапать, поэтому другое название этой техники – техника царапанья. Для работы потребуется следующий материал: краски, свеча, жидкое мыло или густой шампунь, черная тушь, палочка, палочка с заострённым концом (её можно изготовить из старых кистей, заточив их, или использовать пластмассовую стеку для лепки).

Сначала необходимо провести предварительную работу. На лист бумаги нанести красками пятна ярких цветов, чтобы не осталось просветов между ними на бумаге. Когда краска высохнет, следует натереть поверхность листа свечой (так же без просветов). В шампунь или жидкое мыло необходимо влить воды. Хорошо размешать, пока не получится однообразная чёрная масса, и этой смесью покрыть весь рисунок, также, не оставляя просветов. После того как лист высохнет, можно приступить к рисованию, вернее к процарапыванию, пока не появится слой ярких красок. Темы разнообразные: «Путешествие на неизвестную планету», «Праздничный салют», «Ночное небо» и т.д.

Можно работать на контрастной основе, тогда можно обойтись без красок. Белый лист натереть свечой с последующим выполнением всех этапов работы. Этот способ особенно полезен в качестве одного из путей подготовки к работе над гравюрой. Внешне произведения, выполненные в технике граттаж, отличаются редким контрастом белых линий и чёрного фона.

Коллаж (франц. collage) – приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре. Соединение в общую композицию, в новое, единое целое, фрагментов, вырезанных из фотографий, рисунков, картинок, иллюстраций фигур. Основой может служить как чистый лист бумаги (белой или цветной), так и рисунок, репродукция.

Нужно подчеркнуть, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, связанные с практической деятельностью и прежде всего художественного творчества.

В ходе нашего исследования было разработано перспективное планирование образовательной деятельности по развитию мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи (Таблица №1).
















Таблица № 1

Перспективное планирование образовательной деятельности


Лексическая тема

Содержание деятельности

Задачи

Теоретическое изучение


Изучение методов и приемов рисования поролоном.

Изготовление образцов работ, выполненных поролоном.

Использование дифференцированных заданий при обучении рисованию поролоном.

Подготовить образцы работ, выполненных поролоном.

Использовать приемы рисования поролоном в работе с детьми.


Работа

с детьми

Диагностика

1.«Зимующие птицы».

2.«Домашние животные и их детеныши».



1.«Птицы на кормушке» - пластилинография.

2.«Котенок» - рисование поролоном.

3.«Цыпленок» - рисование поролоном.



1.Развивать мелкую моторику у детей в работе с поролоном, пластилином.

2. Учить детей передавать образ, правильно сочетая цвет и пропорции.

Теоретическое изучение


Изучение материала на тему: «Развитие мелкой моторики – возрастные особенности».

Использовать материал в работе с детьми по развитию мелкой моторики в процессе художественно - продуктивной деятельности.

Учитывать возрастные особенности в выборе темы.


Работа с детьми

1.«Дикие животные и их детеныши».

2. « Зима».


1.«Ежик» - рисование вилками.

2.«Снеговик» - рисование щеткой.

3.«Нарядим елочку» - рисование пальчиками и жесткой полусухой кистью.


1.Развивать точность движений пальцев в работе с вилками, щетками, жесткой кистью, пальчиками.

2. Учить детей самостоятельно рассматривать образец, передавать в работе его форму и пропорции.


Теоретическое изучение


Изучение технологии рисования скомканной бумагой, мыльными пузырями.

Изучение методов развития тонких движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи.

Использовать в работе с детьми по развитию творческого воображения и мелкой моторики.





Работа с детьми

1. «8 марта»

2.«Ранняя весна»

3.«Перелетные птицы».


1.«Открытка для мамы» - рисование скомканной бумаги.

2.«Пушистые одуванчики» - рисование мыльными пузырями.

3.«Лебедь» - рисование ладошками.


1.Продолжать учить детей использовать в работе скомканную бумагу. Создавать композиции, сочетая цвет, размер комочков.

2. Познакомить с технологией рисования мыльными пузырями, способами их использования.

3. Учить детей выполнять работу ладошками.


Теоретическое изучение


Виды творческих заданий при обучении детей способам работы с использованными материалами.

Изучить и использовать в работе по развитию точности движений у детей.



Работа с детьми

1.«День космонавтики».

2.«Насекомые».


1. «Ракета летит в космос» - граттаж.

2. «Бабочка» - монотипия.

1.Развивать мелкую моторику, глазомер детей в работе с использованным материалом.

2. Учить рисовать в технике граттаж.

3. Учить рисовать в технике монотипия.

Теоретическое изучение


Изучение влияния кляксографии и рисования пальчиками на развитие мелкой моторики у детей.

Использовать в работе с детьми кляксографию.



Работа с детьми

1. «День победы».

2.«Растения леса, луга и сада».

Диагностика.

1.«Салют» - кляксография.

2. «Земляничная полянка»- рисование пальчиками.

Проведение диагностики.

1.Учить детей сравнивать разные способы изображения.

2.Развивать умение составлять композицию с помощью кляксографии.

3.Заполнение листов диагностики.


Отметим, что на занятиях по художественно-творческой деятельности мы уделяли особое внимание приоритетным направлениям в развитии всех компонентов речевой системы. Особое внимание было уделено воспитанию звуковой стороны речи, проводилась работа над звуковыми характеристиками речи.

Помимо представленного выше планирования образовательной деятельности по развитию мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи, в своей работе мы использовали комплекс кинезеологических упражнений: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Ухо-нос», «Замок», а также упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

Упражнение «Колечко». Методика проведения: Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

Упражнение «Кулак - ребро - ладонь». Методика проведения: На столе, последовательно, сменяя друг друга, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

Упражнение «Ухо – нос». Методика проведения. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью да наоборот».

Приведем примеры фрагментов занятий с использованием нетрадиционных техник рисования[6].

Тема: «Нарядим елочку».

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальчиками; учить различать оттенки цвета; развивать эстетическое восприятие, воспитывать аккуратность.

Оборудование: рисунок елочки на листе бумаги для каждого ребенка, гуашь, салфетки, искусственная ёлочка, несколько ёлочных шариков, картинки с изображением нарядной елочки, музыкальная открытка от деда Мороза.

Ход занятия.

Стук в дверь, воспитатель вносит в группу мешок (сюрпризный момент).

Воспитатель: Ребята, а кто это нам под дверь мешок положил и что там лежит, интересно? (ответы детей)

Воспитатель достает из мешка елочку, и письмо от деда Мороза и читает его детям:

«Здравствуйте, девочки и мальчики! Скоро наступит праздник новый год и Я, дедушка Мороз, принёс вам ёлочку. Только очень спешу я по своим делам. Вы украсьте елочку и ждите меня с подарками. А чтобы вам не скучно было, оставляю Вам песню. До свидания!»

– А что за песенку прислал нам дедушка Мороз?

(Открывает музыкальную открытку, дети слушают)

– Ребята, а чем можно украсить ёлочку? Рассматривание ёлочных шариков

– У меня есть ёлочные шарики. Какие они? (круглые, большие и маленькие) Какого цвета? Как можно украсить ими ёлочку? (Повесить на ниточках). Давайте повесим шарики на ёлочку (дети развешивают шарики). Ой, какая нарядная и красивая елочка у нас получилась. Воспитатель обращает внимание детей на мешок и достает оттуда листочки для каждого ребенка с изображением елочки. Ребята, а это елочки для вас от деда мороза, только их тоже нужно украсить и надеть на них игрушки.

– А вы хотите сделать свои елочки красивыми и украсить ее шариками?

Воспитатель рассаживает детей на свои места, где на столах приготовлено все необходимое для рисования.

Посмотрите на столы. Чем мы будем раскрашивать елочки? (Красками) А где же наши кисточки? (Их нет) Наши кисточки спрятались, и мы сегодня будем рисовать пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

– Наши пальчики сейчас будут трудиться, давайте сделаем для них зарядку.

Пальчики у нас попляшут:

вот они, вот они.

В кулачки мы пальцы спрячем:

в кулачки, в кулачки.

Пальчики опять попляшут: вот они, вот они.

Пальчиками мы помашем, уходи, уходи.

Показ воспитателем способа украшения шариков.

Для автоматизации звука [л,] дети произносят чистоговорку:

Ель зелёная в лесу разрослась во всю красу.

Но зима пришла – и вот – едет ель на Новый год!

Тема «Пушистые одуванчики».

Цель: познакомить детей с процессом изготовления мыльных пузырей с целью применения полученных знаний в продуктивной деятельности.

Оборудование: стаканчики с окрашенным раствором из моющего вещества; тонированные листы светло-зелёного цвета; трафарет с изображением стебля и листьев одуванчика; иллюстрации с изображением одуванчика; губки, гуашь зеленого цвета.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает детям загадку про одуванчик.

На лужайке, возле леса,

Расцвели цветочки.

Желтые, как солнышко.

На зеленой ножке.

А как только подрастут

Шапочки наденут –

Мягкие, воздушные –

Ветерку послушные!

(одуванчик)

Рассматривание цветка. Ребята давайте с вами вспомним из каких частей состоит одуванчик.

– Посмотрите у одуванчика есть цветок. Он желтый. Есть стебель и листья. Они зеленые. В земле спрятался корень. 

– Ребята, а сейчас я расскажу вам сказку об одуванчике. А вы внимательно слушайте.

Сказка про одуванчик.

Однажды появился в траве маленький росточек, посмотрел по сторонам и подумал:

– Интересно, каким я буду, когда вырасту? Вот бы мне стать красивым-красивым, ярким-ярким!

Прошел теплый дождик, поднялся росточек повыше – и вдруг увидел в небе солнышко.

– Ух ты! Вот бы мне вырасти таким, как солнышко, – подумал маленький росточек.

Солнышко посмотрело с высоты, улыбнулось – и стал росточек желтым одуванчиком. Каждый день раскрывался он в зеленой травке и светил всем букашкам, как маленькое солнышко.

Но однажды посмотрел одуванчик на небо и увидел там облако – белое-белое, пушистое-пушистое.

– Ух ты! Вот бы мне стать таким, как это облако, – подумал желтый одуванчик.

Облако посмотрело вниз – и превратился одуванчик в легкое беленькое облачко на ножке. Дунул ветерок – облачко рассыпалось на много-много маленьких пушинок, и они разлетелись над полянкой далеко-далеко.

Прошло совсем немного времени – и там, куда приземлились пушинки, появились маленькие росточки. Это одуванчики. Скоро станут они желтыми, как солнышко, а потом белыми, как облако. И если на них дунуть – опять разлетятся пушинки далеко-далеко.

Пальчиковая игра «Одуванчики»

Воспитатель: «Наши желтые цветки» (ладони соединить лодочкой перед собой – молитвенная поза).

«Распускают лепестки» (по очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны; запястья оставить соединенными).

«Ветерок чуть дышит» (подуть на руки – «цветки»).

«Лепестки колышет» (подвигать пальцами вперед назад).

«Наши желтые цветы» (по очереди сложить пальцы, соединив друг с другом).

«Закрывают лепестки» (ладони лодочкой – молитвенная поза).

«Головой качают» (покачать ладонями вправо, влево).

«Тихо засыпают» (положить голову на сложенные ладони).

Воспитатель: «Ой, смотрите! Это весенняя поляна! Как много здесь цветов (мать и мачеха, подснежника, а какого цветка не хватает на полянке?

Ответы детей.

Давайте нарисуем с вами одуванчики.

В целом, мы отмечаем, что при проведении логопедических занятий с детьми дошкольного возраста с ОНР нужно помнить о следующих правилах использования нетрадиционных техник рисования:

1. Основная цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом – компенсацией имеющихся речевых и неречевых нарушений.

2. Необходимо использовать простые доступные инструкции.

3. Словесную инструкцию должен дополнять показ способов действия.

4. Задание, которое даётся ребёнку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Ребёнок должен видеть положительный результат своей деятельности.

5. Необходимо помочь ребёнку преодолеть страх перед новой деятельностью, новым заданием. Важно поддерживать в ребёнке оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.

6. Необходимо создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник. Знакомить детей с выразительными возможностями разных материалов, со способами их использования.

7. При построении системы занятий важно учитывать речевые и психические особенности и возможности детей с разными речевыми нарушениями.

8. Необходимо предусмотреть вариативность деятельности, соответствие её изменяющимся потребностям, интересам и возможностям личности.


Список литературы и источников

1. Баранова Г.А. Формы логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики и образования. Сборник статей Заочной научно-практической конференции. М., 2015. С.93.

2. Блинкова Н.В. Развитие творчества и изобразительности у логопедов // Педагогическое обозрение. 2007. № 1. 208 с.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М.: ТЦ Сфера, 2006. 64 с.

4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. М.: ТЦ Сфера, 2005. 128 с.

5. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб., 2006. С. 150.

6. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 160 с.


Баранова Галина Анатольевна, канд. пед. наук, доцент, [email protected], Россия, Тула, ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» 

Baranova Galina Anatolevna, candidate pedagogical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Institute rise qualification and professional overpreparation workers of education Tulsky region



Татьяна Владимировна Макарова, учитель-логопед, mdou7.yasnogorsk@tularegion.ru, МДОУ «Детский сад № 7 комбинированного вида «Теремок» г. Ясногорска Тульской области


Tatyana Vladimirovna Makarova, the teacher-speech therapist, [email protected], MDOU "Detskiy sad № 7 kombinirovannogo Vida Teremok the town of Yasnogorsk, Tula region







© Г.А. Баранова, Т.В. Макарова, 2016


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!