Логопедические распевки, как средство профилактики нарушений звукопроизношения у дошкольников.
Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста. Выделяют несколько уровней нарушенного произношения: полное неумение правильно
произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в простых словах; смешение близких по звучанию или артикуляции звуков при умении
правильно произносить их изолированно.
Работа над звукопроизношением требует системного подхода, согласно которому необходимо развивать не только отдельные части речевого аппарата, но и добиваться совокупных координированных действий дыхательного, голосового и артикуляционно-резонаторного аппаратов. Существенную помощь в решении этой сложной задачи могут оказать специально подобранные упражнения, распевки, которые позволяют
эффективно добиться автоматизации звуков и координации различных отделов системы речеобразования, а также развития речи в целом.
Логопедические распевки – это короткие стишки-чистоговорки для
пропевания, построенные на коротких, повторяющихся мелодиях. Детский тембр очень неровный, особенно при пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, и это мешает пению. Систематическое использование маленьких песенок -
распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения.
Логопедические распевки развивают чувство темпа и ритма. Учат сочетать текст с движениями и музыкой. Разучивание распевок можно сопровождать звучащими жестами (хлопками, щелчками, притопами), звуками шумовых инструментов; использовать элемент пальчиковой гимнастики. Сидеть во время пропевания дети не должны, обязательно должны быть движения.Это помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма.
Дети дошкольного возраста с удовольствием разучивают и поют
логопедические песенки, так как каждая из них это не только чисто спетая мелодия и работа над звуком, дикцией – это веселая игра перевоплощений в различные образы. Пропевание логопедических песенок помогают ребенку развивать речь.
Жук:
Логопедические распевки ЖУК
Дети обращаются к «жуку» со словами:
1.- Я вам песню прожужжу, В ней о лете расскажу,
Жу – жу – жу! Жу – жу – жу! В ней о лете расскажу! (2 раза)
На повторный ответ «жука» дети подпевают вторую строчку ответа и вновь обращаются к «жуку» с той же просьбой.
Жук:
- Я вам песню прожужжу, В ней о речке расскажу,
Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!
В ней о речке расскажу! (2 раза) Жук:
- Я вам песню прожужжу, В ней о травке расскажу,
Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!
В ней о травке расскажу! (2 раза) Жук:
- Я вам песню прожужжу, В ней о солнце расскажу,
Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!
В ней о солнце расскажу! (2 раза)
Песенка спета. «Жук» становится перед сидящими детьми и говорит: Над цветочками летал…
Дети: «Все жужжал, жужжал, жужжал!» Возле реченьки бывал…
Дети: «Все жужжал, жужжал, жужжал!» Я под солнышком летал…
Дети: «Все жужжал, жужжал, жужжал!» Деток маленьких видал…
Дети: «Все жужжал, жужжал, жужжал!» КОМАР
Ко-мар ле-тит
И пи-щит, пи-щит. Ой, лови!
Ой, лови! Не то
Спрячется! Хлоп!
КУЗНЕЦЫ
Во ку- во куз-ни-це, Во ку- во куз-ни-це, Во куз-ни-це молодые Кузнецы.
Во куз-нице молодые Кузнецы.
КОШКА
Кошка – кошечка,
Кошка – кошечка,
Спой нам песенку скорее, Спой немножечко! (2 раза) Мяу – мяу!
Мяв!
Мяу- мяу – у!
Мяв!
ШТАНИШКИ
Для маленького Пашки Наташа шьет штанишки.
В штанишках два кармашка, А на кармашках – мышки.
ЕРШ
Ерш колючий, конопатый, Некрасивый и горбатый.
Но ушица без ерша
Вряд ли будет хороша. МЫШКА
Шишку мышка тянет в норку, Чтобы делать там уборку.
Шишкой мышка скоблит пол, Будет гладким пол, как стол. КОШКА И МЫШКА
Кошка мышку не поймала, Мышка в норку убежала И от страха там дрожит, Кошка мышку сторожит.
ГОЛОЛЕД
Я песком посыплю густо Всю дорожку у ворот,
А еще ступеньки, спуски, Потому что – гололед.
ЭТО Я
Это глазки. Вот, вот. Это ушки. Вот, вот. Это нос, это рот.
Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп – хлоп. Это ножки. Топ – топ.
Ой, устали, вытрем лоб.
Показывают пальцем сначала на левый глаз, потом – правый. Берутся сначала за мочку левого уха, потом – правого.
Левой рукой показывают рот, правой – нос.
Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот. Показывают обе руки, потом два раза хлопают в ладоши. Кладут ладони на бедра, потом два раза топают.
Правой ладонью проводят по лбу. БАРБОС
На дворе рычит Барбос, Р – р – р!
Он гоняет рыжих ос! Р – р – р!
От чего рычит Барбос? Р – р – р!
Осы жалят его в нос! Р – р – р!
КОЗЛЯТА
На полянке два козленка Ждут козу и блеют звонко. Тебя ждут два сынка,
Дай им мама молока. ПЛАТОЧЕК
Вот как (Маша) пляшет И платочком машет.
Весело, весело!
Очень даже весело!