Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Академический лицей г. Томска имени Г.А. Псахье
Логопедический калейдоскоп
Сборник логопедических игр для младших школьников с ОВЗ
Бузовская Ирина Сергеевна
Учитель – логопед
Первая квалификационная категория
2019 г.
Аннотация к работе.
Известно, что речевые игры и упражнения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность школьников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для развития ребенка.
Речевые игры, используемые как для формирования правильной речи, так и для коррекции различных её нарушений, решают следующие задачи:
1.Развивают слуховое внимание и восприятие, речевой слух, фонетический слух, артикуляторную моторику, дыхание и голос.
2.Формируют правильное звукопроизношение.
3.Помогают практически усвоить лексические и грамматические средства языка, формируют связную речь.
4.Помогают подготовке к грамоте, овладению элементами грамоты.
5.Развивают внимание, память, словесно - логическое мышление.
Игра - очень эффективное средство в логопедической работе. При организации речевых игр мы должны руководствоваться определёнными требованиями:
Игры не должны быть длительными по времени (10-15 мин.)
Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку
Игра должна быть живой, заманчивой, интересной. В ней обязательны красочное оформление, элементы соревнования, награды.
Игра может быть частью логопедического занятия.
В игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей.
В игре следует развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание.
В игре логопед принимает непосредственное участие, по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей.
Подбирая игры для логопедической работы, мы должны помнить не только о требованиях к их проведению, но и строго соблюдать принцип отбора:
от простого к сложному (сначала в игре развиваем слуховое внимание и лишь после этого переходим к развитию фонематического слуха);
принцип последовательности;
принцип систематизации.
Представленные логопедические игры и упражнения необходимы для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей: внимания, памяти, мышления.
Игра «Чёрный ящик»
Ребёнок постепенно определяет, что лежит в ящике, задавая вопросы об определённых свойствах предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Её можно катать?» И так далее.
Игра «Продолжи предложение»
«Учись читать книги, потому что …», «Слова надо говорить громко, потому что …», «Если бы я был волшебником, я бы …»
Игра «Пословицы, поговорки, скороговорки»
Ребёнок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки и произнести её выразительно:
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
— Аккуратность человека красит.
— Маленькое дело лучше всякого безделья.
Игра «Цепочка слов»
Дети составляют «цепочку» слов (последняя буква каждого слова должна стать первой буквой следующего слова): рак – кот – танк – корова – аист …
Игра «Ответь за одну минуту»
Назови «самолёт» Хоттабыча.
В какой сказке герой сделан из муки?
Как зовут жену селезня?
На какой улице ты живёшь?
Берёза – это плодовое дерево?
Назови детёныша овцы.
Назови «самолёт» Бабы Яги.
Как зовут твою маму?
Какое сейчас время года?
Игра «Дополни предложение»
Эта игра отличается от предыдущей некоторой сложностью, так как главным правилом является не только запоминание и воспроизведение всего сказанного ранее, но и забота о том, чтобы предложение не потеряло смысл и партнеры по игре могли продолжить его как можно дольше. Содержание же игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово "солнце":
Солнце;
светило солнце;
ярко светило солнце;
на небе ярко светило солнце;
на небе ярко светило весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...
Игра «Назови лишнее слово»
«Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак…..
«Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
крепкий, далекий, прочный, надежный;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
«Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал;
пришел, явился, смотрел;
выбежал, вошел, вылетел, выскочил.
Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).
Взрослый называет пару слов, например «огурец – овощ» и предлагает подобрать похожую пару из следующих слов: ромашка - (земля, цветок, клумба). Ребенок выбирает из названных слов нужное и называет пару: «Ромашка – цветок».
Помидор — огород, яблоко - (забор, сад, груша).
Часы — время, градусник - (кровать, температура, окно).
Машина — мотор, лодка - (парус, вода, палуба).
Стол — скатерть, пол - (мебель, доски, ковер).
Молоток — гвоздь, нож - (доска, хлеб, ящик).
Костюм — ткань, дом - (забор, кирпичи, лестница).
Стул — дерево, булка - (стол, зерно, нож).
Окно — дом, глаз - (рот, очки, лицо).
Телефон — ухо, телевизор - (радио, антенна, глаз).
Шапка — голова, сапог - (щетка, мальчик, нога).
Шерсть — овца, молоко - (сыр, корова, кот).
Игра «Подбери нужное слово» (смысловые ряды).
Гвоздь — молоток, шуруп...
Дом — крыша, книга...
Квадрат — куб, круг...
Птица—яйцо, растение...
Хорошо — лучше, медленно...
Огонь—пожар, вода...
Зерно — амбар, деньги...
Электричество — выключатель, вода...
Игра «Пять предметов».
Назови как можно больше предметов, сделанных из указанного материала. Если назовешь больше пяти слов, ты – победитель!
Дерево, металл, кирпич, стекло, бумага, кожа, шоколад, пластмасса, резина, камень, картофель, снег.
Пример, деревянная скамейка, деревянный мост, деревянная ложка, деревянный карандаш, деревянная лопата.
Игра «Пять действий».
Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом. Если назовешь больше пяти слов – ты победитель!
Шоколад, книга, простыня, лимон, огурец, клей, карандаш, линейка, вилка, компьютер, краска, гвоздь, бумажная салфетка, газовая плита.
Пример, его можно купить, растопить, посыпать на мороженое, подарить, угостить, испачкать руки.
Игра «Дополни предложение».
Повтори пару слов и каждый раз дополни ее новым словом.
Быстро бегает… Ловко плавает……….. Важно ходит…….
Высоко прыгает…. Тихо ползает … В небе летает…
В лесу растет… На полу валяется… По полю мчится…
В цирке выступает… К хозяину спешит… Громко кричит…
В саду спеет… В воде тонет… В корзине лежит…
Пример, быстро бегает заяц, быстро бегает олень, быстро бегает лев, быстро бегает страус, быстро бегает лошадь, быстро бегает собака.
Игра «С чем это можно делать?»
К каждому слову-действию подбери названия пяти предметов.
Можно стирать… Можно пить…. Можно жарить…
Можно рисовать… Можно гладить… Можно мыть…
Можно отодвигать… Можно надевать… Можно дарить…
Можно вешать… Можно измерять… Можно шить…
Пример: Можно стирать рубашку, можно стирать футболку, можно стирать платье, можно стирать полотенце, можно стирать носки.
Игра «Дополни предложения 2».
Пять раз повтори начало каждого предложения и дополни его пятью разными словами.
За домом росли (что?)… Катя нашла в лесу (кого? что?)…
Мама купила в магазине (что?)… Около дороги стоял (кто? что?)…
Петя нес в портфеле (что?)… Собака залаяла (на кого? Что?)…
Ваня увидел в комнате (кого? Что?).. Настя взяла со стола (что?)…
Мама разогревала на плите (что?)…
Пример, за домом росли кусты сирени. За домом росли ивы. За домом росли березы. За домом росли елки. За домом росли цветы.
Выводы:
Речевые игры играют большую роль в формировании словарного запаса и активной речи у детей. Речевая игра служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей, эффективной работы с данным ребёнком. Наблюдение за детьми подтверждает наличие у всех детей устойчивой мотивации к деятельности при использовании речевых игр. Ребята не только с удовольствием играют, но и предлагают дополнительные темы. Эти темы войдут в дальнейшую разработку дидактического пособия.
Сухомлинский В. А. говорил: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Список литературы:
Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма и пути их коррекции у младших школьников. СПб.:Союз, 2002.
Лалаева Р.И.Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1999.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос, 1997.
Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет. СПб.: Каро, 2010.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных классов. М.: Аркти, 1999.