СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект. Логопедический квест по закреплению гласных звуков [А, У, И, О] в начале слова.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие  для детей старшей группы в форме квеста по закреплению навыков позиционного анализа гласных звуков [у, А, И, О] в начале слова. Знакомство с буквой А.

Просмотр содержимого документа
«Конспект. Логопедический квест по закреплению гласных звуков [А, У, И, О] в начале слова.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»










Конспект логопедического интегрированного квест - (игры) занятия
в старшей группе

«В поисках цифрового ключа»



















подготовила
учитель-логопед
Тимофеева Виктория Алексеевна









2019-2020 учебный год.

Цель: развитие фонематических процессов.

Задачи:
коррекционно-образовательные:

закреплять понятие «гласный звук»;

развивать навыки выделения первого гласного звука в слове;

закреплять образ буквы А.

коррекционно-развивающие:

закреплять навыки артикулирования гласных звуков [а], [у], [и], [о];

уточнить представления о характеристике гласных звуков;

развивать навыки зрительно-пространственного ориентирования на схеме слова;

развивать навыки построения речевого высказывания в соответствии с вопросом;

развивать направленный длительный речевой выдох;

развивать навыки голосового интонирования;

развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

развивать слуховое и фонематическое внимание, зрительное восприятие.

коррекционно-воспитательные:

воспитывать положительную установку на участие в занятии, умение понимать учебную задачу;

осуществлять контроль своей деятельности, оценивать правильность выполнения;

воспитывать уважительное отношение к другим детям, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.



Материалы и оборудование:

Парты и стулья по количеству детей, десять зеркал, десять бумажных салфеток, мультимедийная презентация «В поисках цифрового ключа», экран, проектор или телевизор для воспроизведения мультимедийной презентации, колонки для воспроизведения аудиозаписей и музыки, десять бумажных ключей на лентах, десять пособий «Книга Сказок» для обозначения позиции звука в слове, достаточное количество красных кругов, предметные картинки «Утёнок», «Алёнка», «Ослик», «Иван-царевич» в формате А со схемой слова в нижней части листа, указка в виде гласного звука, десять изображений буквы «А», клей-карандаш 10 штук, 10 кисточек, порошок из блёсток, тарелочки для звуковых фишек, ёмкости для блёсток, сундук с наклеенными на нём силуэтами десяти ключей, книга «Детская энциклопедия» или сборник детских сказок.






Ход занятия.

I. Организационный момент.

(Логопед заходит с детьми, встают полукругом перед экраном)

- Ребята, придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!

- Улыбнитесь друг другу.

(Раздаётся телефонный звонок.)

- Ребята, телефон зазвонил. Алло.

(Обращает внимание детей на экран, на экране появляется Белоснежка.)

(Звучит аудиозапись.)

- «Доброе утро, ребята. (Доброе утро.) Гномы приготовили для вас сказочный подарок. Он закрыт в сундуке на десять замков. Но жадный колдун заморозил моих гномов. Спасите их! Соберите все ключи и откройте сундук. Я отправляю вам первый ключ».

(Первый ключ летит к ребятам с экрана, логопед показывает детям ключ на верёвочке.)

- Ребята, спасём гномов? (Да.)

(Логопед обращается к одному ребёнку.)

- Ты первый хранитель ключа. Береги его!

(Первый ребёнок вешает ключ себе на шею.)

- У каждого гнома свой ключ от замка. Расколдуем гномов и соберём все ключи.

II. Артикуляционная гимнастика.

- «Чтобы ключ получить, надо чётко говорить».

- Внимание, колокольчик (звонит в колокольчик) прозвенел и нашему путешествию начаться велел. Садитесь на свои места.

(Гимнастика выполняется перед зеркалами.)

- Вы себя видите в зеркалах? (Да.)

(Картинки меняются по щелчку)

  • «Улыбка» (под счёт до трёх)

Я хочу сейчас признаться -
все мы любим улыбаться.
Растягиваем губы,
За ними прячем зубы. (картинка «Улыбающаяся девочка»)

  • «Трубочка» (под счёт до трёх)

В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни! (картинка «Слонёнок» - упражнение «Трубочка»)

  • «Оскал» (под счёт до трёх)

Дикий волк сердиться стал -
показал он свой оскал.
Сделать все оскал мы сможем,
Чтоб на волка стать похожи. (картинка «Волк скалится»)

  • «Окошко» (под счёт до трёх)

Откройте шире рот,

           Как огромный бегемот!

           Подразнить его охота –

           Пошутим над бегемотом? (картинка «Зевающий бегемот»)

  • «Улыбка» (заключительное упражнение под счёт до трёх)

И снова я хочу признаться -
что все мы любим улыбаться.
И вновь растягиваем губы,
За ними снова прячем зубы! (картинка «Улыбающаяся девочка»)

- Ребята, отлично справились.

- Вы расколдовали гнома и получаете второй ключ. Молодцы!

(На экране снеговик превращается в гнома, ключ летит к ребятам с экрана, логопед показывает ключ на верёвочке, второй ребёнок вешает его себе на шею, теперь он - хранитель ключа.)

III. Развитие речевой активности, дыхания и голоса.

(На экране Красный дворец.)

- Наше путешествие продолжается и, вдруг, дворец появляется.

- Чей это дворец? (Принцессы, Королевы и т.д.)

- Послушайте внимательно стихотворение, и вы услышите в нём ответ, чей же это дворец.

Нет для них нигде преграды.

Петь мы эти звуки рады.
[У], [А], [О], [И] –

Вот такие все они.

- Вы догадались, чей это дворец? (Да. Там живут звуки: У, А, О, И.)

- Правильно.

- Пропоём эти звуки. Обнимите горло ладошкой и послушайте свой голос. (УУУУ, АААА, ОООО, ИИИИ.) Какие это звуки? Поющие или не поющие? (Поющие.)

- Правильно. Поём их голосом.

- Как называются поющие звуки? (Гласные звуки).

- Правильно. Это гласные звуки.

- Ребята, каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным цветом.)

- Правильно.

Упражнение «Снежные горки»

- Ребята, вы любите кататься на горках? (Да, любим.)

- Отлично. Нам преграды не нужны, чтоб кататься всем с горы.

- Выходите все из-за столов. Встаньте передо мной полукругом.

- Приготовились. Повторяйте вместе со мной движения.

(Каждый звук дети пропевают вместе с логопедом, поднимая и опуская руки).

- Поднимаемся на горку со звуком [У] (Поднимаем руки наверх) (У-у-у-у)

- Катимся вниз с горы со звуком [А] (Опускаем руки вниз) (А-а-а-а)

- Поднимаемся на горку со звуком [О] (Поднимаем руки наверх) (О-о-о-о)

- Катимся вниз с горы со звуком [И] (Опускаем руки вниз) (И-и-и-и)

- Ребята, отлично справились. Вы можете так всегда кататься с гласными звуками!

- И вы расколдовали ещё одного гнома и получаете третий ключ. Молодцы!

(На экране снеговик превращается в гнома, ключ летит к ребятам с экрана, логопед показывает ключ на верёвочке, третий ребёнок становится хранителем ключа.)

IV. Дидактическая игра «Жили-были звуки».

- Ребята, вы любите сказки? (Да.)

- Слушайте и смотрите внимательно. (Рукой обратить внимание ребят на экран.)

- «Мама сказки вам читала:

В книгах было их немало.

Про Ивана - молодца,

Про утёнка и Алёнку,

И про ослика Иа».

- Ребята, вы узнали героев сказок? (Да.)

- Назовите их. (Утёнок, Алёнка, Ослик, Иван)

- Ребята, герои потеряли свои сказки. Поможем каждому найти свою сказку? (Да.)

- У вас у каждого лежит на столе книга сказок. Откройте её на первой странице. (Ребята открывают нужную страницу).

- Кто на первой странице? Назови, кто это? (Логопед обращается к одному ребёнку.) (Это утёнок.)

- Назовите первый звук в слове «УУУУтёнок». (У).

- Что вы знаете о звуке [У]? Какой это звук? (Это поющий, гласный звук.)

- Верно.

- Каким по цвету кругом вы его обозначите? Вспомните! (Красным.)

- Выберите его, покажите. (Дети выбирают из нескольких кругов у себя на столе и показывают красную фишку.)

- Правильно.

- Где находится первый звук [У] в слове «УУУУтёнок»? (В начале слова.)

- Молодцы! Всё верно. Звук [У] находится в начале слова, он первый. Проверим.

(На экране на схеме слова в начальной позиции появляется красная фишка.)

- Положите первый гласный звук [У] на свою карточку.

(Дети выкладывают фишку на свою карточку под утёнком).

- Вы всё правильно сделали. (На экране утёнок перемещается в свою сказку.)

- Утёнок нашёл свою сказку.

- Положите фишку на место. Откройте следующую страницу. (Ребята открывают следующую страницу.)

- Назови, кто это? (Логопед обращается к одному ребёнку.) (Это Алёнка.)

- Назовите первый звук в имени «ААААлёнка». (А).

- Что вы знаете о звуке [А]? Какой это звук? (Это поющий, гласный звук.)

- Правильно. Каким по цвету кругом вы его обозначите? (Красным.)

- Выберите его и покажите. (Дети выбирают из нескольких кругов у себя на столе и показывают красную фишку.)

- Где находится первый звук [А] в имени «ААААлёнка»? (В начале слова.)

- Давайте проверим, правильно вы ответили? (На экране на схеме слова в начальной позиции появляется красная фишка.)

- Молодцы! Всё верно. Положите первый гласный звук [А] на свою карточку. Вы всё правильно сделали. Алёнка тоже нашла свою сказку. (На экране Алёнка перемещается в свою сказку.)

- Положите фишку на место. Откройте следующую страницу. (Ребята открывают следующую страницу.)

- Назови, кто это? (Логопед обращается к одному ребёнку.) (Это ослик.)

- Назовите первый звук в слове «ООООслик». (О).

- Что вы знаете о звуке [О]? Какой это звук? (Это поющий, гласный звук.)

- Правильно. Каким по цвету кругом вы его обозначите? (Красным.)

- Выберите его и покажите. (Дети выбирают из нескольких кругов у себя на столе и показывают красную фишку.)

- Где находится первый звук [О] в слове «ООООслик»? (В начале слова.)

- Давайте проверим, правильно вы ответили? (На экране на схеме слова в начальной позиции появляется красная фишка.)

- Молодцы! Всё верно. Положите первый гласный звук [О] на свою карточку. Вы всё правильно сделали. Ослик тоже нашёл свою сказку.

(На экране Ослик перемещается в свою сказку.)

- Положите фишку на место. Откройте следующую страницу. (Ребята открывают следующую страницу.)

- Назови, кто это? (Логопед обращается к одному ребёнку.) (Это Иван.)

- Ребята, назовите первый звук в имени «ИИИИван». (И).

- Что вы знаете о звуке [И]? Какой это звук? (Это поющий, гласный звук.)

- Правильно. Каким по цвету кругом вы его обозначите? (Красным.)

- Выберите его и покажите. (Дети выбирают из нескольких кругов у себя на столе и показывают красную фишку.)

- Где находится первый звук [И] в имени «ИИИИван»? (В начале слова.)

- Положите первый гласный звук [И] на свою карточку. Давайте проверим, правильно вы выполнили? (На экране на схеме слова в начальной позиции появляется красная фишка.)

- Молодцы! Всё верно. Иван-царевич тоже нашёл свою сказку. (На экране Иван-царевич перемещается в свою сказку.)

- Вы расколдовали четырёх снеговиков и получаете сразу четыре ключа.

(На экране снеговики превращаются в гномов, ключи летят к ребятам с экрана, логопед показывает ключи на верёвочках, ещё четыре ребёнка становятся хранителями ключей.)

- Ребята, отлично справились. В своей книге вы можете собрать коллекцию героев сказок и искать новые звуки в словах.

V. Физминутка.

- А теперь, настало время подвигаться. Белоснежка приглашает нас на весёлый танец. Выходите из-за столов и встаньте в круг.

(Звучит фонограмма с анимацией на экране.)

- Вот вы и расколдовали последнего гнома и получаете восьмой ключ. Молодцы!

(На экране появляется снеговик, превращается в гнома, восьмой ключ летит к ребятам с экрана, логопед показывает ключ на верёвочке, восьмой ребёнок становится хранителем ключа.)

VI. Продуктивная деятельность.

- Ребята, а чтобы самим научиться читать сказки, что надо знать? (Буквы.)

- Перед вами азбука. (Показ азбуки.)

Сказочный, волшебный дом.

Буква «А» - начало алфавита,

Тем она и знаменита!

- Посмотрите, она стоит самая первая в алфавите.

- Прочитаем букву А. (А-А-А)

- Посмотрите, какой красивый наряд я надела на букву А. (Логопед показывает раскрашенную блёстками букву А).

- Нравится? (Да.)

- Я предлагаю вам нарядить букву А?

- Ребята, выберите букву «А». (На дополнительном столе, покрытом клеёнкой, лежат силуэты буквы «А», напечатанные на разноцветных листах бумаги, дети выбирают., рядом стоят вазочки с блёстками, лежат кисточки, влажные салфетки, клей-карандаш).

- Нарядим её в красивое платье. (Дети украшают букву: наносят клей-карандаш на силуэт буквы А, обмакивают кисточку в блёстки, сухой кисточкой прихлопывающими движениями покрывают клеевую поверхность блёстками).

- Присыпаем её блёстками. (По окончании работы, дети вытирают руки влажными салфетками, кисточки ставят в стаканчики, оставляют свои работы подсохнуть).

- Молодцы! Пускай буква «А» привыкает к своему новому платью.

- Ребята, к нам летят друзья Белоснежки – голуби. Они принесли нам два последних ключа.

(На экране появляются летящие птенцы с двумя ключами, логопед показывает ключи на верёвочках детям, оставшиеся два ребёнка становятся хранителями ключей.)

VII. Рефлексия.

- Ребята, мы собрали все десять ключей.

(Раздаётся телефонный звонок.)

- Телефон зазвонил. Алло. (Обращает внимание детей на экран, на экране появляется Белоснежка.)

(Звучит аудиозапись.)

«Спасибо, мои друзья! Все гномы расколдованы. В вашей группе есть укромный уголок. В том укромном уголке Книга Сказок в сундуке. До свидания, мои друзья!» (До свидания, Белоснежка!)

- Ребята, где в вашей группе находится укромный уголок? Поищем его все вместе. (Логопед с детьми находят укромный уголок «Уединения»).

- Вот он и сундук в нём стоит. Поставим сундук на стол.

- Вот волшебный сундучок,

На дверях его замок,

В нём живут отгадки

На все ваши загадки.

Ключ волшебный

Вставьте в щель.

И откройте к знаниям дверь!

- Каждый найдите место для своего ключа и приложите его.

(Дети прикладывают ключи к силуэтам, логопед объявляет, что теперь можно открыть сундук, достаёт из него Книгу Сказок).

- Ребята, в этой книге вы с воспитателями прочитаете много интересных сказок.

VII. Подведение итогов.

- Ребята, а что вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей.) (Ребята называют задания, которые им запомнились большего всего.)

- Молодцы!























  1. «Доброе утро»

Ребята, придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!




  1. «Улыбка»

И снова я хочу признаться -
что все мы любим улыбаться.
И вновь растягиваем губы,
За ними снова прячем зубы!



  1. «Улыбка»

Я хочу сейчас признаться -
все мы любим улыбаться.
Растягиваем губы,
За ними прячем зубы.



  1. «Гласные звуки»

Нет для них нигде преграды.

Петь мы эти звуки рады.

[У], [А], [О], [И] –

Вот такие все они.





  1. «Трубочка»

В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни! 



  1. «Мама сказки вам читала:

В книгах было их немало.

Про Ивана - молодца,

Про утёнка и Алёнку,

И про ослика Иа».





  1. «Оскал»

Дикий волк сердиться стал -
показал он свой оскал.
Сделать все оскал мы сможем,
Чтоб на волка стать похожи.



  1. Буква «А»

Ребята, перед вами азбука.

Сказочный, волшебный дом.

Буква «А» - начало алфавита,

Тем она и знаменита!




  1. «Окошко»

Откройте шире рот,

Как огромный бегемот!

Подразнить его охота –

Пошутим над бегемотом?




  1. «Волшебный сундук»

Вот волшебный сундучок,

На дверях его замок,

В нём живут отгадки

На все ваши загадки.

Ключ волшебный

Вставьте в щель.

И откройте к знаниям дверь!