Просмотр содержимого документа
«Логопедический практикум для родителей»
МДОБУ «»Детский сад №11 «Чебурашка» г. Кудымкара
Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях
Логопедический практикум для родителей
Учитель-логопед Петухова О.И.
Цель практикума :
- познакомить родителей с основными
упражнениями артикуляционной гимнастики
Предполагаемый результат :
- овладение родителями основными
упражнениями артикуляционной гимнастики
- Включенность родителей в выполнение
рекомендаций логопеда
Для речи ребенка 5-6 лет характерно :
- Дети готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако в речи детей можно встретить отдельные недостатки произношения:
- Не всегда четко произносятся шипящие звуки.
- Звук Р заменяется звуком Л или Й.
- Звук Л заменяется звуком Л’.
- В словах со сложной фонетической структурой наблюдается неустойчивое употребление ранее сформированных звуков
Поестите здесь ваш текст
Причины:
- неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.
- снижение слуха (тугоухость);
- нарушение слуховой дифференциации звуков речи, различающихся между собой тонкими акустическими признаками;
- нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата: укороченная подъязычная связка (уздечка), слишком большой, едва умещающийся во рту язык или слишком маленький и узкий язык, аномалии прикуса, неправильное строение зубов, зубного ряда;
- Нарушение нормального функционирования артикуляторного аппарата (недостаточная подвижность артикуляторных органов).
У детей с речевыми нарушениями отмечается слабость и вялость артикуляционной моторики (языка, губ, щек):
- их движения нечетки,
- наблюдаются трудности удержания артикуляционной позы, переключаемости,
- быстрая истощаемость.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики –
выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации:
- Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше заниматься два раза в день (утром и вечером) в течении 5 – 7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
- Не следует предлагать детям более 3 упражнений.
- Каждое упражнение выполняется по 6-8 раз.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать надо ребенка так, чтобы он видел лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено.
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как ребенок немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
Базовые артикуляционные упражнения, являющиеся основой при постановке некоторых групп звуков:
Для губ:
- «Улыбка» («Заборчик»)
- «Хоботок» («Трубочка»)
- Чередование «Хоботок» — «Улыбка»
Для языка:
- «Лопаточка» («Блинчик»)
- «Чашечка»
- «Вкусное варенье»
- «Горка» («Кошечка»)
- «Маляр»
- «Лошадка»
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым произношением, про которых говорят, что у них “каша во рту”.
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем – и детям и взрослым говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!