Веселая грамматика
Ведуший:
В украшенном, соответственно теме праздника, зале ведущий приветствует гостей и предлагает отгадать загадку:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Дети: Книга!
Ведущая, вместе с учениками, выполняет логоритмические движения со стихами:
Ведущий:
Открывай скорее книжку! (листать пальчиком)
В книжке мошка, мышка, мишка, (кулак, побольше и развести руками)
В книжке мячик – круглый бок: (мячик руками показать)
Вверх-вниз, прыг- скок.(руками вверх вниз)
В книжке зонт. Открой и пой (показать палку)
Лупит дождь – а ты сухой! (хлопки в ладоши над головой)
Как живёшь? Пальцем класс
Как плывёшь? Руками плыть
Как бежишь? Топать ногами
Вдаль глядишь? Рука над лбом
Ждёшь обед. Пальчик на щечки
Машешь вслед
Утром спишь.
А шалишь?
В центр зала вбегает мальчик с большой книгой.
Ведущая:Здравствуй, Ваня!
Ваня: Здравствуйте, здравствуйте!
Посмотрите,какую книгу мне подарилина День рождения!
Ведущая:Красивая. А о чем она?
Ваня: Не знаю… В ней только картинки…да я вам сейчас покажу!
Мальчик раскрывает книгу, на двух страницах в ней стихотворение А. Барто «Наша Таня» в виде сигнальных, последовательно расположенных, картинок.
Ведущий: Мы, конечно, догадались о чем эта книга. Правда, ребята?
(Сейчас нам расскажет это стихотворение ученик 1 класса Артем
«читает» стихотворение с опорой на схему).
Ведущая: Ты прав, что за книга без букв! Но ты не огорчайся. Тебе надо отправиться в волшебную страну Грамматику ее хозяйка тебе поможет!
На чем ты поедешь?
Ваня: На велосипеде!
Ведущая: Поможем Ване добраться в волшебную страну?
Дети давайте вместе произнесем чистоговорку:
Ед-ед-ед – где же мой велосипед?
( прикосновение подушечками пальцев обеих рук друг к другу).
Да-да-да – очень быстрая езда (хлопки).
Али-али-али – нажимаем на педали (скользящие удары ладонями).
Аль-аль-аль – быстро, быстро мчусь я вдаль! (хлопки по коленям).
На сцене ширма. На ней изображение дворцов: красный, синий, зеленый.
Выходит царевна - Грамматика встречает мальчика.
Ваня:Куда я попал? Это что за разноцветный город?
Грамматика: Ты попал в Звукоград! Это один из городков моей огромной страныГрамматики, а я ее хозяйка! Здесь живет множество звуков!
Ваня: Я знаю! Я знаю звуки! Например, вот! (топает ногой) или вот (хлопает в ладоши).
Грамматика: Действительно, тысячи звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц…
Грамматика:А вы, ребята, что вы слышите, просыпаясь утром?
Ответы детей: тикают часы, плещется вода в ванной, гремит посуда…
Грамматика: Но вот вы слышите голос: Доброе утро! Как называются звуки, которые могут передать нам информацию и отличаются от всех других звуков?
Дети: Звуки речи!
Грамматика: Правильно. В этих дворцах живут разные звуки речи. В красном дворце сестры певуньи. За их голосистость их и прозвали: гласные! Вот. Познакомьтесь!
Выходят две девочки. Представляются:
- я - Э.
- а я - Ы.
- А некоторые наши сестрицы прислали свои портреты. Угадаете где, чей портрет?
Девочки показывают картинки с изображением артикуляции гласных: А. О. У. И. Дети отгадывают.
Грамматика: А в синем и зеленом дворцах живут согласные, мягкие и твердые.
«Гласные» рассказывают стихи:
- Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
- А согласные…согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ваня: Как интересно! А как же вы живете вот так все вместе, не ссоритесь?
«Гласные»: Было, но лишь однажды!
Грамматика: Вы присядьте, и послушайте об этом историю!
Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучу, хотели поговорить - и никак…
( ДЕТИ озвучивают историю)
Кашлянули: - Кх!
Чихнули: -Пчх!
Хмыкнули: - Хм…
Зачем-то позвали кошку:- Кс, кс, кс!И заскучали…
Вдруг: - Тссс!
Показалось им, что кто-то где-то рыдает… Прислушались.
- А-а-а! О-о-о! – кричали гласные.
Они плакали, как малые дети: - Уа! Уа!
Аукали: -Ау! Ау!
И согласные крикнули им , вернее хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание - БДМ ВСГД ВМСТ!
И услышали радостное, но тоже невнятное: - У-Е-Е-А-Е-Е!
Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:
- Будем всегда вместе!
Грамматика:И с тех пор никогда больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя.
Ведущая: А теперь все живут дружно и очень любят строить слова.
А вы, ребята, сможете построить слова из звуков?
Проводится игра: «Собери слово»
КОТ, СТОЛ, КРАБ, КОРОВА, СВИНЬЯ, ЗЕБРА и др. Среди учащихся ___ класса.
Грамматика:Хорошо у вас,получается, складывать слова из звуков, хотя все они такие разные, гласные и согласные, согласные звонкие и…(глухие), твердые и…(мягкие), шипящие и…(свистящие).
Ваня: Но звуки мы только произносим и слышим, но не видим! Как же моя книга?
Грамматика: Есть у меня друг, Алфавит его зовут, вот он нам и поможет!
Много времени прошло, как в волшебной стране поселились звуки. Однажды, король Алфавит и его королева Азбука решили устроить праздник. Но как устраивать танцы и парад, если звуки не видно, только слышно! Тогда Алфавит подарил каждому звуку волшебные платья. Все они были не похожи друг на друга. Стоило звукам надеть свои платья, как они становились видимыми и превращались в буквы. Вместе с Азбукой они построили буквы в определенном порядке. Получился очень хороший строй. Этот строй букв с тех пор и называется по имени короля Алфавит или Азбука, по имени королевы.
Ширма переворачивается. На ней разные буквы.
Ваня: Вот они! Буквы! Вот теперь осталось их только ко мне в книгу сложить.
Ведущая: Не спеши! Буквы тоже надо сложить в слоги, а потом в слова.
(ИГРА С ЗАЛОМ С МЯЧОМ – АЛФАВИТ)
Дети 4Вкласса с карточками в руках рассказывают стихи:
3 чел
Дружат гласные с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША (запомни Маша!)
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА, читай СОВА.
Сколько в слове гласных –
Столько и слогов.
Это знает каждый из учеников!
Выходят дети второго класса в костюмах гномов.
Ваня:Ой, что это принесли нам гномы?
У Гномов в руках слоги. Надо поставить их в порядке, соответственно росту Гномов и прочитать предложение: Мы умеем читать.(2В) 5 чел.
Грамматика: Внимание, Внимание! Радиограмма!
Упражнение для развития эмоциональной, выразительной речи.
Ребята, я сейчас вам покажу, а потом с помощью слайда, как слоги спрашивают, утверждают, удивляются и радуются.
За - зо - зу. (Произносится вопросительно).
Зя - зе – зю. (Утвердительно).
Зву – зво - звы. (Произносится удивленно).
Звю – зве – зви. (Радостно).
Грамматика: нам удалось расшифровать послание!
Это было в воскресенье
У слона на дне рожденьи.
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись, что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помогите скорей собрать.
МЕД-СА-ЛИ-ЖИ-ВЕДЬ-РАФ-КА-БА-КОШ-СО-ГЕ-БЕ-МОТ-КА.
(это на слайд). Затем картинки животных
Дети складывают из слогов названия животных(БЕГЕМОТ, МЕДВЕДЬ, ЖИРАФ, ЛИСА, СОБАКА, КОШКА).
Ведущая: На празднике Дня рождения всегда весело! И хочется танцевать!
Ритмопластика. Проводит Дарья Игоревна (музыку подобрать!)
Грамматика: Приглашены были не только звери, но и птицы.
Дети 3 вкласса показывают коммуникативную игру: «Дрозды»
( слайд 2 дрозда)
Я – дрозд, и ты – дрозд. (Показывая на себя, потом на товарища).
У меня нос, и у тебя нос. (прикасаясь пальцем к кончику носа
своего, потом товарища).
У меня гладкие, и у тебя гладкие. (Круговые движения по щекам).
У меня сладкие, и у тебя сладкие. (К уголкам рта своего, указывая на губы товарища).
Я – друг, и ты – друг. (Обе руки к груди своей, потом товарища).
Будем всё беречь вокруг - (пожимают друг другу руки).
Стук в дверь. Входит Ударение.
Грамматика: Что случилось? Почему такой печальный вид?
Ударение: Потому что про меня забыли! А ведь я очень важное и нужное! И меня надо правильно ставить!
Ваня: Ну,встань куда-нибудь, подумаешь!
Грамматика: Нет, Ваня, куда-нибудь нельзя, иначе вот что получится!
Миниатюра. Исполняют дети 4 класса:
В постели лежит мальчик.
- Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.
Берет бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по одной столовой ложке. После приема пищи´».
Начинает пищать.
Входит мама. -Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
- А я лекарство принял.
А здесь написано…(читает).
- Ах ты глупышка. Ведь ты неверно прочел. Три раза после приема пищи,
а не пищи.
- Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила,
что от перестановки ударения может меняться смысл слова.
Ширма закрывается.
Ударение: Вы запомнили меня? Я не простая черточка!
Ведущая: Сейчас проверим.
Вот старинный дом огромный:
Стены, башни, ров прорыт.
Переставишь ударенье –
И на двери он висит. (за´мок – замо´к)
Если первый слог ударный,
Мы – посуда для питья.
Переставьте ударенье –
И чертите нас, друзья. (кру´жки – кружки´)
Если хочешь мастерить, молотком по ним ты бить,
Переставишь ударенье – и иди на День рожденья
(слайд – замок, замок, кружки , кружки, Гвоздики ,гвоздики)
Ваня: Да. Сколько жителей в стране этой живет. Я и не знал!!!
Грамматика:Ты еще не со всеми познакомился!
Ваня: Жаль. Но мне пора домой. Мама уже,наверное, беспокоится. Да и в книге моей все теперь есть и буквы и слова, а не только картинки!
Но я к вам еще вернусь!
Грамматика: Чтобы не забыл ты дорогу,и вы ребята не забыли –вы должны знать и помнить мои правила. Чтобы писать без ошибок, нужно вспоминать правила, и тогда вы найдете в мою страну дорогу.
До свидания!