СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедический проект "Дистанционное обучение как средство создания индивидуальной траектории работы с детьми-логопатами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Логопедический проект "Дистанционное обучение как средство создания индивидуальной траектории работы с детьми-логопатами"»

М униципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Ромашка» ГО «Поселок Агинское»






























Методический паспорт проекта.


Тема проекта: Дистанционное обучение, как средство создания индивидуальной траектории работы с родителями детей - логопатов.

Адресация проекта: Проект предназначен для учителей-логопедов и педагогов других дошкольных образовательных учреждений.


Руководитель проекта: Дамдинжапова Туяна Баторовна – учитель-логопед.

Участники проекта: учитель-логопед, родители, дети с речевыми нарушениями.

Типовые особенности проекта:

• По характеру создаваемого продукта: информационный.

• По количеству участников: групповой.

• По продолжительности: долгосрочный.

• По содержанию: ребенок и его семья.

• По профилю знаний: монопроект.

• По характеру координации: с открытой координацией.

• По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения - ДОУ.

• По типу объекта проектирования: социальный

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития речи детей через дистанционное обучение.

Задачи:

  • вовлечь родителей в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, используя модель дистанционного обучения,

  • учить родителей самостоятельно применять информацию, полученную по электронной почте, с сайта ДОУ, через дистанционное обучение, в работе со своими детьми;

  • выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей

  • Определить готовность родителей работать в дистанционном режиме.


Ресурсы проекта: Для успешной реализации проекта необходимо соответствующее методическое и техническое обеспечение. В ДОУ созданы все условия, для организации данной работы:

  1. программа дистанционного обучения « Дети и родители»

  2. методические рекомендации по использованию ИКТ – технологий.

  3. отдельный, специально оборудованный кабинет учителя логопеда, ноутбук, сеть интернет

Пояснительная записка


Красивая и грамотная речь является одной из существенных характеристик интеллектуального уровня человека и одним из ключевых факторов восприятия личности. Развитие речи происходит в детском возрасте, но многие проблемы, связанные с её расстройствами, преследуют человека долгие годы, а иногда и всю жизнь. Люди с речевыми дефектами могут опасаться публичных выступлений, стесняются слышать свой голос в записи, а иногда и вовсе ограничивают себя в общении.

Каждый из нас знает – решать проблему лучше всего сразу, своевременное профессиональное логопедическое сопровождение может избавить ребёнка от будущих комплексов, связанных с неправильным развитием речевых навыков. Обозначить и выявить проблему, провести коррекционную работу по развитию речи совместно с логопедом, помочь преодолеть психологические барьеры детям с речевой патологией – всё это входит в задачи специалиста по логопедагогике. Грамотный педагог поможет не только скоррегировать речевой дефект, но и вернуть ребёнку веру в себя, ввести его в мир речевой коммуникации.

Количество детей с нарушениями речи каждый год увеличивается. По результатам диагностики, в течение 2014-2015 учебного года, в МДОУ детский сад «Ромашка» ГО «Посёлок Агинское», велась работа с 32 детьми-логопатами (40%), в 2015-2016 учебном году – с 34-мя детьми (44%). А по результатам диагностики речевого развития 2016-2017 года, количество детей нуждающихся в логопедическом сопровождении выросло до 69% (61 ребёнок). Из них 39 детей предшкольного возраста (49%), для которых проблема речевых нарушений стоит наиболее остро. От этого зависит их адаптация в школе, успешное обучение и дальнейшая социализация в обществе.

По положению «Об организации логопункта в ДОУ», в логопункт зачисляерся 25 детей. Остальные дети заносятся в список кандидатов. По мере исправления речевых нарушений дети выпускаются из логопункта, а на их место зачисляются дети из списка кандидатов. Родители, выступающие основными заказчиками образовательных услуг и желающие, чтобы работа логопеда с их ребёнком началась как можно раньше, не всегда понимают, что в коррекционной работе важен фактор времени. Процесс коррекции одного звука довольно длительный по продолжительности. Для получения положительного результата, для ребёнка необходимо 2-3 занятия в неделю. Этому препятствуют следующие проблемы:

  1. Большое количество детей с речевыми нарушениями. (при рабочем времени учителя-логопеда 4 часа в день, охват всех детей с нарушениями речи, физически не возможен).

  2. Помимо детей предшкольного возраста, в коррекционной помощи нуждаются дети с ОВЗ, а также младшего и среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи, коррекционно – развивающая работа с которыми должна проходить не менее 2 лет.

  3. Родители не до конца понимают свою роль в работе над исправлением речевых нарушений.

К сожалению, родители наших детей не владеют специальными знаниями, умениями и навыками и испытывают определённые трудности при оказании помощи ребёнку в преодолении речевого недоразвития. Они нуждаются в помощи специалистов.

Актуальность вышеизложенного определяется реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между: ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ; необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Задача логопеда заключается в повышении логопедической компетентности родителей и привлечении их в качестве одних их главных своих помощников в процесс коррекционного обучения детей. Логопед должен научить родителей эффективно помогать детям и помочь им стать заинтересованными, активными, действенными участниками коррекционно-педагогического процесса.

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для преодоления речевых дефектов необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль. Только при тесном сотрудничестве логопеда и родителей может быть достигнут положительный и стабильный результат а исправлении речи детей. Роль родителей в устранении речевой проблемы ребёнка – одна из ведущих. С логопедом ребёнок проводит пару часов в неделю, тогда как становление речи - процесс постоянный. Именно поэтому нужно искать новые формы работы взаимодействия с детьми и их родителями.

Исходя из вышесказанного, одной из новых форм, является дистанционное обучение, как средство создания индивидуальной траектории работы с родителями детей - логопатов.

Наша культура стремительно меняется под натиском телекоммуникационных технологий. Создается новый мир, в котором географические расстояния не играют никакой роли. В связи с интенсивным развитием информационных технологий, и особенно интернет - технологий, дистанционное обучение приобретает особую значимость.

Термин «дистанционное обучение» является широкоизвестным. По запросу «дистанционное обучение в образовательном учреждении» популярный поисковик Google выдаёт 2850000 документов на вышеназванную тему. Однако большинство из них - это статьи для школьников о возможностях использования дистанционного обучения или сайты, на которых предлагается дистанционно изучить тот или иной предмет без привязки к школьной программе. И только единичные ресурсы ориентированы на внедрение дистанционного обучения в образовательном учреждении.

Анализ литературы по данной теме показал, что вопрос организации дистанционной формы обучения детей, актуален, но недостаточно изучен, особенно для детей дошкольного возраста. Крайне ограничен набор адаптированных тематических материалов и методик. Недостаточно специализированных учебных заведений занимающихся дистанционным обучением детей. Практически отсутствуют педагоги-дефектологи, владеющие навыками дистанционной работы.

Дистанционное обучение – новая, современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным. Это образование нового тысячелетия, теснейшим образом связанное с использованием компьютера как инструмента обучения и сети Интернет как образовательной среды.

В Федеральном Законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; ст. 13, п.2; ст.16., информатизация образования предполагает не только оснащение образовательных учреждений современной техникой, но и использование «при реализации образовательных программ» «различных образовательных технологий, в том числе дистанционных технологий, электронного обучения»

Впервые проблема единой системы дистанционного обучения в России была обозначена на коллегии Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ в 1993 году. В том же году была разработана «Концепция единой системы дистанционного образования в России».

В 2005 году Министерство образования и науки Российской Федерации выпустило приказ №137 от 06 мая 2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий», который: Узаконил проведение дистанционного обучения частично или полностью для всех видов образовательных учреждений и всех форм получения образования. Определил требования, предъявляемые к составу и содержанию учебных курсов. Закрепил ответственность за порядок и формы доступа к информационным ресурсам за образовательным учреждением.

Использование современных информационных технологий, в том числе дистанционного обучения, является возможностью реализовать образовательные программы вне зависимости от местонахождения участников образовательного процесса, позволяет выстроить эффективную систему управления образовательным процессом.

Изучив статьи об использовании ИКТ-технологий и дистанционного обучения в детском саду, было решено разработать проект по осуществлению дистанционного обучения родителей и их детей для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы по исправлению речевых нарушений.

Плюсами дистанционного обучения являются;

- широкий охват детей и их родителей, мобильность,

- обеспечивает диалог (через эл. почту, сайт ДОУ, программу skype)

- экономия времени родителей, что является  немаловажным фактором.


Форма дистанционного обучения используется в основном в школьной практике и с детьми с ОВЗ. Опыт дистанционного взаимодействия, с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, в условиях ДОУ ранее не освещался. Таким образом, данная форма работы является новой для работы учителей-логопедов дошкольных учреждений.




















Механизмы выполнения проекта.

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап — подготовительный. (август – сентябрь)

Задачи:

  • Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов (выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития).

  • Создание базы данных (адреса электронной почты родителей, адреса Skype);

  • Подбор информации по наиболее актуальным темам.

  • Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

2 этап— практический. ( октябрь – апрель)

Задачи:

  • разработать и апробировать модель дистанционного обучения детей и их родителей по коррекции речевых нарушений.

  • полученные знания с сайта ДОУ, с помощью электронной почты и во время дистанционных занятий по Skypу закрепляются родителями в повседневной жизни.

Средства и методы проекта:

  • проведение консультаций по интересующим вопросам, дистанционных логопедических занятий с помощью программы Skype , рассылка индивидуальных рекомендаций по электронной почте, размещение информации на сайте;

  • проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);

  • пополнение информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал);

  • сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).

  • подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде презентации.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

3 этап — аналитический. (май – июнь)

Задачи:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями.

  • Проанализировать эффективность дистанционной коррекционной работы с детьми.

  • Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов ДОУ.



























План реализации проекта

N

п/п

Срок

Формы и

методы работы

Содержание работы

Результат

Ответственный

1. Подготовительный этап

Сентябрь

Диагностика развития речи детей






Родительское собрание





Анкетирование родителей








Создание базы данных

Выявление нарушений речи у детей





Ознакомление с содержанием проекта «Рука об руку»


Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития



Собрать у родителей адреса электронной почты, адреса Skypа.

Оформление результатов обследования, заполнение необходимой документации


Подготовить родителей к дальнейшему сотрудничеству



Получение информации об уровне компетентности родителей в вопросах речевого развития


Оформление базы данных для дальнейшей совместной работы

Учитель-логопед







Учитель-логопед






Учитель-логопед, родители, воспитатели






Учитель-логопед, родители

2 этап

Практический.

Октябрь

Видеотрансляция по Skype:

«Роль родителей в логопедической работе с детьми»



Дистанционные логопедические занятия с детьми

Сообщения о важности взаимодействия учителя-логопеда и семьи для развития речи ребенка.


Подготовка и проведение совместных индивидуальных логопедических занятий с детьми и их родителями

Протокол проведения семинара-практикума.








Дети продолжают работу по постановке или автоматизации звуков. Родители учатся работать с детьми в домашних условиях

Учитель-логопед










Учитель-логопед, родители, дети


Ноябрь

Видеотрансляция по Skype: «Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата».


Дистанционные логопедические занятия с детьми

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики








Подготовка и проведение совместных индивидуальных логопедических занятий с детьми и их родителями

Протокол проведения мастер-класса.










Дети продолжают работу по постановке или автоматизации звуков. Родители учатся работать с детьми в домашних условиях

Учитель-логопед












Учитель-логопед, родители, дети


Декабрь

Видеотрансляция по Skype: «Пальчиками играем речь развиваем








Дистанционные логопедические занятия с детьми

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики


Подготовка и проведение совместных индивидуальных логопедических занятий с детьми и их родителями

Протокол проведения семинар-практикума











Дети продолжают работу по постановке или автоматизации звуков. Родители учатся работать с детьми в домашних условиях

Учитель-логопед













Учитель-логопед, родители, дети


Январь

Видеотрансляция по Skype:

«Речевое дыхание основа правильной речи»


Дистанционные логопедические занятия с детьми

Тематическая консультация с практической частью.




Подготовка и проведение совместных индивидуальных логопедических занятий с детьми и их родителями

Протокол проведения консультации






Дети продолжают работу по постановке или автоматизации звуков. Родители учатся работать с детьми в домашних условиях

Учитель-логопед, воспитатели






Учитель-логопед, родители, дети


Февраль

Видеотрансляция по Skype: «Научитесь слышать звуки»





Дистанционные логопедические занятия с детьми

Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей


Подготовка и проведение совместных индивидуальных логопедических занятий с детьми и их родителями

Протокол проведения мастер класса







Дети продолжают работу по постановке или автоматизации звуков. Родители учатся работать с детьми в домашних условиях

Учитель-логопед









Учитель-логопед, родители, дети


Март

Видеотрансляция по Skype: «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков»


Дистанционные логопедические занятия с детьми

Обсуждение и решение проблемных вопросов по теме





Подготовка и проведение совместных индивидуальных логопедических занятий с детьми и их родителями

Протокол проведения «круглого стола»







Дети продолжают работу по постановке или автоматизации звуков. Родители учатся работать с детьми в домашних условиях

Учитель-логопед, родители








Учитель-логопед, родители, дети



Ежемесячно

На сайте ДОУ

«Домашняя игротека»

Знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей.

Картотека игр и упражнений

Учитель-логопед


Еженедельно

Индивидуальные консультации

Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам

Журнал регистрации консультаций для родителей

Учитель-логопед


Ежемесячно

Оформление книжек-передвижек«Уголок логопеда»

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей


Учитель-логопед

3. Заключительный этап

Май

Мониторинг

(анкетирование)

работы логопеда с родителями

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей

Получение информации об уровне компетентности родителей в вопросах речевого развития



Май

Мониторинг детей

Выявление уровня речевого развития детей

Логопедическая диагностика



Май

Участие в педагогическом совете МДОУ

Презентация проекта






Ожидаемые результаты:

  • Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях;

  • Родители самостоятельно используют материалы с сайта ДОУ, электронной почты для получения консультативной помощи;

  • Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

  • Повышение ИКТ - компетентности родителей.

  • Налажено общение с родителями через электронную почту, сайт ДОУ и программу Skype.

  • Увеличение охвата детей с нарушениями речи.


Эффективность данных результатов

Для детей

  • положительная динамика речевого развития;

  • успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;

  • индивидуальный подход к каждому ребенку


Для родителей

  • положительная оценка деятельности ДОУ;

  • повышение компетентности в вопросах речевого развития детей;

  • использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях.


Для учителя - логопеда

  • более тесное взаимодействие с родителями и воспитанниками;

  • заинтересованность родителей в творчестве и инновациях;

  • учет положительной динамики развития речи детей.

Для ДОУ

  • уменьшение количества детей со сложными нарушениями речи при выпуске из детского сада;

  • тесное сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников;

  • повышение имиджа ДОУ


Возможные риски:

  • Отсутствие технических возможностей для осуществления взаимодействия со стороны родителей.

  • Недостаточная сформированность компетенций в вопросах использования Интернет-ресурсов у родителей.

  • Восприятие родителями логопеда только как источника информации;



Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная форма работы, разработанная программа «Дети и родители», методические пособия для домашнего использования родителями, анкеты и опросники для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть использованы как логопедами, так и педагогами других образовательных учреждений.































Список литературы:

  1. Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.

  2. Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.

  3. Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.

  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.

  5. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.

  6. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.

  7. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Ссылка http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/04/12/distantsionnoe-obuchenie-detey-s

  8. О малышах. Родителям о детях. Ссылка http://омалышах.рф/otdyh/flesh-igry/218-mnozhestvo-razvivajuschih-onlajn-igr