Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №4 г. Облучье»
Логопедический проект «Живые буквы»
Выполнила: учитель-логопед
первой категории
Михалковская Е.В.
2022 г.
Логопедический проект «Живые буквы»
Проект разработан для подготовительной группы для детей с ОНР.
Тип проекта:
По сроку реализации: долгосрочный – октябрь-май
По целевой установке: практико-ориентированный
По составу участников: индивидуально-подгрупповой
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы ОНР, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель проекта: закрепить знания дошкольников подготовительной группы для детей с ОНР о буквах, посредством развития мелкой моторики рук.
Задачи проекта:
- Совершенствование знаний воспитанников с ОНР о звуках и буквах.
- Формирование мелкой моторики пальцев, кистей рук:
развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук;
развитие графических навыков, подготовка руки к письму.
- Совершенствуя движения рук, развивать психические процессы:
память, речь детей, воображение;
произвольное внимание;
логическое мышление;
зрительное и слуховое восприятие;
умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным; умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
- Повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке детей к школе через сотрудничество с родителями.
Реализация поставленных задач осуществляется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, на которых используются традиционная и нетрадиционная формы работы.
Актуальность проекта
Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к обучению в школе. Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения элементами грамоты. Данные А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.), Т.А.Ткаченко (2000г.) показывают, что в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза ниже, чем у воспитанников с речью в норме. Дети с трудом запоминают буквы - как средство приобретения первоначальных навыков для правильного чтения и грамотного письма, звуки- как один из способов формирования речи. У детей с ОНР не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. В связи с этим у детей с речевой патологией часто отмечается неловкость моторики, характеризующейся в основном недостаточно тонкой координацией речевой мускулатуры и недостаточной манипулятивной пальцевой деятельности. Это связано с тем, что речь ребенка, будучи частью общей моторики, формируется на основании сочетанного созревания речедвигательной функциональной системы. Дети не могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.
Развитие речи и моторики взаимосвязано и зависит во многом от функционирования лобных отделов мозга. Поэтому при поражении этих отделов мозга может наблюдаться нарушение развития речи и моторики. Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в логопедической работе с дошкольниками с ОНР.
Предполагаемый результат:
- Повышение у детей интереса к обучению грамоте.
- Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
- Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения.
- Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
- Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.
-Развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук.
- Развитие памяти, воображения.
Продукт проектной деятельности: организация выставки букв, изготовленных воспитанниками группы «Первая буква Имени».
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
- Определение целей и задач проектной деятельности.
- Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
- Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
- Составление плана деятельности.
- Первичное обследование детей.
- Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте.
- Изучение методической литературы по обучению грамоте, развитию мелкой моторики дошкольников с ОНР.
2 этап. Основной
- Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте.
- Проведение дидактических игр по обучению грамоте.
- Промежуточная диагностика детей.
- Изготовление «Первой буквы Имени» детьми на занятиях.
- Консультации для родителей «Подготовка руки дошкольника к письму».
3 этап. Заключительный
- Организация выставки букв «Первая буква Имени», сделанных детьми на занятиях в ДОУ.
Игры к проекту «Живые буквы»
Штампы «Алфавит»
Трафареты «Буквы»
Тренажер «Читаем по слогам»
Дары Фребеля
Песковой стол
Говорящая книжка «Изучаем буквы»
Компьютерные игры «Гувернер», «Логомер 2»
Тренажер «Ладошки»
Альбомы «Говорим правильно» 1,2, 3, часть по обучению грамоте
«Составь слово по 1-му звуку»
«Накорми Ням-Няма – деление слов на слоги
«Подбери начало (конец) слова»
«Вставь пропущенную букву»
«Отгадай зашифрованное слово по символам (соотнеси знак с буквой)»
«Собери слово из букв с опорой на картинку»
«Пластмассовые буквы»
«Магнитные буквы»
«Звуковой анализ своего имени»
«Отгадай зашифрованное слово по символам (соотнести знак с буквой)»
«Нарисуй первую букву своего имени»
«Выставка «Первая буква Имени»
«Игры с песком»
«Игры с Дарами Фрёбеля»
«Деление слов на слоги (массажные коврики)»