ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Логопедическое обследование - это комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.
В основе логопедического обследования лежит «речевая карта», которая является итоговым результатом фиксирующим логопедическое заключение .
Системное недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья. Недоразвитие речи у детей выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии.
Логопедическая диагностика
включает в себя обследование:
1.Состояния фонематического слуха;
2.Артикуляционной и мелкой моторики;
3.Сформированности слоговой структуры слов;
4.Навыков языкового анализа;
5. Лексико-грамматического строя речи;
6. Навыков словообразования;
7. Связной речи.
8. Письменной речи и чтения.
Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития:
Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (“безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподрожаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами.
Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Грубо нарушена слоговая структура слов.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.