I. Организационный момент. I. Повторение пройденного Основная часть. Итог занятия. | Здравствуйте дети. Сегодня мы вами будем правильно произносить букву [Р]. Вы согласны с мной? Объявление темы. - Ребята, как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о звуках [Р], [Р]. Тема нашего занятия “Автоматизация звуков [Р], [Р] в слогах, словах, предложениях, связной речи”. 1. Ребята, давайте вспомним, какие упражнения помогли нам научиться правильно произносить звуки [Р], [Р]. 2. А теперь давайте покажем, как мы научились правильно III. выговаривать звуки [Р], [Р]. Заведем “моторчики”. 3. Ребята, а теперь вспомните, пожалуйста, при помощи каких органов речевого аппарата мы научились правильно выговаривать звуки [Р], [Р]. [Р], [Р] | Здравствуйте. Да. Ответы детей: “Лошадка”, “Маляр”, “Автомат”, “Пулемет”, “Барабанщики”. | Дети активны. Дети произносят перед зеркалом звуки и при этом наблюдают за положением органов речевого аппарата: • рот приоткрыт; • губы разомкнуты; • кончик языка поднят к альвеолам. |
- А теперь, ребята, давайте проверим, умеем ли мы определить на слух место звука в слове. Давайте поиграем с вами в игру. Я буду показывать вам картинки со звуками [Р], [Р], а вы должны найти место этих звуков в слове и поднять карточку с соответствующей цифрой: • ракета (1), • карандаш (3), • кролик (2), • помидор (7), • матрешка (4), • барабан (3), • огурец (4), • компьютер (9). 2. Характеристика звука. - А теперь я предлагаю вам немного поговорить о звуке [Р]. Давайте попробуем дать характеристику этому звуку. Какой он?. - Перед какими гласными звук [Р] бывает твердым ? - Перед какими гласными звук Р бывает мягким ? А теперь давайте поиграем в игру “Светофор”. Я буду показывать вам картинки со звуками [Р], [Р], а вы будете “включать светофоры”. Если в слове есть твердый звук [Р] вы “зажигаете” синий свет. Если в слове есть мягкий звук [Р], вы “зажигаете” зеленый свет. ФИЗМИНУТКА. Выполнение движений с проговариванием слов: Каждый день по утрам делаем зарядку Очень нравится нам делать по порядку: Весело шагать (ходьба на месте), Руки поднимать (руки вверх), Приседать и вставать (приседания), Прыгать и скакать (прыжки на месте). 3. Связь звука и буквы. - Ребята, мы с вами все время говорим о звуках [Р], [Р]. А скажите, пожалуйста, какой буквой обозначаются эти звуки на письме ? - Правильно. А теперь давайте на ленте букв найдем букву “Р” и немного поговорим о ней. Посмотрите, пожалуйста, на эту букву и скажите, на что она похожа, попробуем немного пофантазировать. - А теперь, ребята, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: “Чем отличается звук от буквы?” . • А сейчас мы попробуем написать букву “Р” в воздухе. Сначала мы напишем ее плечом, потом локтем, потом кистью, потом пальцем. 4. Автоматизация звуков [Р], [Р] в слогах. Игра с мячом. Условия игры: я бросаю вам мяч и при этом произношу открытый слог. Вы возвращаете мне мяч и произносите закрытый слог. И наоборот. (слоги со звуками [Р], [Р]). 5. Звуко-буквенный анализ слов. • Найти в предложениях слова со звуками Р], [Р] и произнести их правильно. Определить место звука в слове. • Подобрать к заданной схеме одно из трех слов и объяснить свой выбор. • Составить схему для заданного слова (работа с фишками). 6. Автоматизация звуков [Р], [Р] в предложениях (скороговорках, чистоговорках). 7. Автоматизация звуков [Р], [Р] в связном тексте. Рассказ “Моя любимая игрушка”. Детям заранее было дано задание придумать небольшой рассказ о своей любимой игрушке. Условие: в рассказе должно быть как можно больше слов со звуками [Р], [Р]. Наше занятие подошло к концу. Все хорошо поработали. Молодцы. | Да Ответы детей: А, О. У, Ы, Э. И, Е, Я,Ю Дети активно работают с карточками. Ответы детей: Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу Ответы детей: Буквой [Р] (Эр). Дети с интересом играют. Ответы не всегда правильны. Логопед подбадривая , поправляет ошибки. Дети произносят скороговорки и чистоговорки со звуками [Р], [Р] (домашнее задание). Дети рассказывают о своих любимых игрушках и при этом не забывают правильно произносить слова со звуками [Р], [Р]. Логопед подводит итог занятия | Развитие фонематического слуха. поддерживаются и поощряются те, кто сталкивается с трудностями. учитель умело предупреждает нарушение дисциплины. Внимание к теме сохранялось, дети легко переключались между играми, упражнениями, т.к были заинтересованы Плавное и послоговое проговаривание слов в сопровождении с ритмическими движениями произношение звуков четкое и правильное в словах; развитие силы голоса Составление предложений из одного- двух слов. Занятие завершается вовремя |