СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие на тему "Многозначные слова"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Формирование умения определять лексическое значение однозначности и многозначности слов.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие на тему "Многозначные слова"»

Тема: «Многозначные слова»

Цель: Формирование умения определять лексическое значение однозначности и многозначности слов

Задачи:

Коррекционно – образовательные: познакомить детей с многозначными словами; учить выделять предметы, обозначаемые многозначными словами; упражнять в правильном употреблении многозначных слов в предложении; учить различать однозначные и многозначные слова; совершенствовать навыки составления предложений в соответствии с лексическим значением слова.

Коррекционно – развивающие: развивать общую и мелкую моторику, внимание, словесно-логическое мышление, творческое воображение, память детей, самостоятельность.

Коррекционно – воспитательные: воспитывать у детей любознательность, творческое воображение, навык самоконтроля и организованности в работе.

Оборудование: ноутбук, компьютерная презентация «Многозначные слова», индивидуальные зеркала,

Ход занятия.

1.Орг. момент (с элементами биоэнергопластики). СЛАЙД 2

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

2.Артикуляционная гимнастика «Утро с котиком Мурзиком». СЛАЙД 3

Котик Музик утром встал,

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево

Чистим зубки мы умело.

Пополощем ротик,

Как чистюля Котик.


Музик наш расческу взял,

И причесываться стал.

Мы за ним не отстаем;

Все покажем язычком.


Дальше по порядку

Делаем зарядку!

Музик спинку выгибает.

Музик спинку прогибает.

А теперь язык наш – мяч.

Начинаем футбольный матч!

Гол забили мы! Ура!!

Вот и завтракать пора:

Котик нам напек блины,

Со сметаною они.


Как сметанку любит Котик?

Оближи скорее ротик.


А теперь чаек попьем.

Чай мы в чашечку нальем.

Музик сыт, Музик рад!

Музик любит всех ребят!


3.Сообщение темы занятия. СЛАЙД 4

-Отгадайте загадку:

Они бывают для шитья,

И у ежа их видел я,

Бывают на сосне, на елке,

А называются - … (иголки)

-Посмотрите, что объединяет все эти предметы? (слово «иголки»)

-Сколько значений у этого слова? (много)

-Сегодня на занятии мы будем говорить о словах, которые имеют много значений.

4. Работа над темой занятия.

4.1 Понятие «многозначные слова»

Многозначные слова – это слова, которые пишутся и слышатся одинаково, но имеют разные значения.

Многозначные слова – это слова, которые имеют не одно, а несколько значений.

4.2 Примеры многозначности слов.

СЛАЙД 5 Слово «кисть»

СЛАЙД 6 Слово «ножка»

СЛАЙД 7 Слова «нос, хвост, крыло»

4.3 Загадки о многозначности слов. СЛАЙД 8

Кто с него снимает кожу,

Будет в три ручья реветь,

Без него стрела не сможет

До мишени долететь.

(лук)

Может хоть потоп устроить,

Хоть в стакан воды налить,

Стоэтажный дом построить,

И состав остановить.

(кран)

Есть она у чемодана

И у школьницы любой,

Есть у двери ресторана

И у чашки голубой.

(ручка)

Может напоить водою,

Может гайку отвинтить,

А еще замок откроет,

Чтоб хозяев в дом впустить.

(ключ)

5.Динамическая пауза. СЛАЙД 9

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мальчики потопали,

Девочки похлопали.

Вместе дружно повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считать.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

6.Игра «Найди пару»

СЛАЙД 10 Слова: лук, коса, ножка.

СЛАЙД 11 Слова: шишка, язык, ключ,кран

7.Многозначные и однозначные слова. СЛАЙД 12

Ребёнок должен выбрать среди картинок пару многозначных слов и объяснить их значение. Возможны разные варианты этой игры.

«Многозначные слова,

Детям знать давно пора.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ты иди скорей искать.

Ты картиночку найди,

И о слове расскажи».

Мно­го­знач­ные слова: ли­ст (бу­ма­ги и де­ре­ва), хвост (жи­вот­но­го, прическа), линия (го­ри­зон­та, черта на бу­ма­ге, же­лез­но­до­рож­ная или воз­душ­ная), ба­боч­ка (на­се­ко­мое и гал­стук), мол­ния (за­стёж­ка и раз­ряд в воз­ду­хе), ключ (от замка, родник).

Однозначные слова: лёд, скакалка, сосна, кенгуру, математика, гитара.

- Что такое однозначные слова?

- Что такое многозначные слова?

8.Игра «Найди слова» СЛАЙД 13

- Найдите многозначные слова в стихотворениях.

Не жалейте пятачка,-

Говорит корова,-

Вы купите молочка-

Вкусного, парного!

Поросята тут, как тут:

Нам по целой кружке!

Пятачки свои суют

Маленькие хрюшки…



В море суши полоса

Называется коса.

И у девушки коса

Цвета спелого овса.

На траве лежит роса-

Косит травушку коса.

У меня один вопрос:

Сколько есть на свете кос?


На травке у леса густого

Паслась луговая корова.

А в море, водою плеская,

Ныряла корова морская.

И где-то на дереве ловко

Карабкалась божья коровка


Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

- Где вы были?

- У Лисички!

- Что вы ели там?

- Лисички!


Раскрылись, как в сказке.

И им улыбнулись – смотри!

Весёлый и хитрый

Глазок у картошки

И круглый глазок у двери.

9.Итог занятия. СЛАЙД 14

- Сколько значений может иметь слово?

- Как называются слова, имеющие несколько значений? 

- Какой еще важный признак многозначных слов мы узнали? (Многозначные слова звучат одинаково.)





3