Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шегарская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Логопедическое занятие по коррекции речевых нарушений у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями
средствами игровых технологий и методик
Тема: Игровые технологии в развитии устной и письменной речи
Учитель-логопед: Васильева И.В.
Победа 2023 г.
Тема: Игровые технологии в развитии устной и письменной речи
Цель: коррекция речевых нарушений у обучающихся средствами игровых технологий и методик
Задачи:
1. Образовательные:
• уметь слышать, определять речевые и неречевые звуки;
• выделять место звука «ж» в слове;
• определять количество слогов в слове;
• автоматизировать поставленные звуки в слогах;
• развивать фонематический анализ, грамматический строй, связную речь;
2. Коррекционно-развивающие:
• развивать общую, артикуляционную моторику;
• координировать речь с движениями;
• способствовать развитию зрительного и слухового восприятия; произвольной памяти
3. Воспитательные: воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
4. Здоровьесберегающие: способствовать созданию благоприятного психологического климата; чередовать статические и динамические упражнения.
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Проверим готовность к уроку.
- Руки? – На месте.
Ноги? – На месте.
Локти? – У края.
Спина? – Прямая.
II. Основной этап
1. Целеполагание
- Скажите, чему учит логопед? (Ответы детей).
- Сегодня на занятии продолжим учиться внимательно слушать и слышать все звуки, правильно говорить, читать и писать.
2. Дыхательная гимнастика (Развитие речевого дыхания).
- Начнем с дыхательной гимнастики, т.к. дыхание – основа речи. (Дети выполняют дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой в обработке С.М. Томилиной под музыку из х/ф «Усатый Нянь»).
3. Игра «Дом проснулся» (Развитие фонематического слуха с помощью неречевых звуков).
- Взбодрились? Поиграем в игру с предметами «Дом проснулся». (Звучит аудио запись стихотворения А.Барто «Дом проснулся на заре». Обучающиеся воспроизводят с помощью разных предметов звуки пилы, топора, дров, чайника, боя часов, скрип дверей, звон посуды).
Дом проснулся на заре
Дом проснулся на заре —
Слышно, как пила
Зазвенела во дворе,
Голос подала.
Слышно, как топор стучит…
Замолчал топор,
Завели дрова в печи
Тихий разговор.
Чайник в комнате запел:
«Я готов! Я закипел!
Пей горячий чай,
Чайник выключай!»
Бой часов, и скрип дверей,
И посуды звон
Слышит маленький Андрей
По утрам сквозь сон.
К этим звукам, голосам
Младший брат привык.
Громче всех кричит он сам —
Слышен в доме по утрам
Звонкий детский крик.
- Какие звуки вы слышали и издавали? (Дети перечисляют).
- Звуки, которые издают разные предметы, называют неречевые звуки.
- Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск воды,
Но бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
- Ребята, кто издаёт звуки речи? (Ответы детей).
- Звуки речи могут издавать только люди. Звуки соединяются в слоги, слоги в слова, слова в предложения, а наша речь состоит из предложений.
- Для чего нужна речь? (Ответы детей).
- Правильно. Речь нужна, чтобы общаться друг с другом, передавать знания, жизненный опыт. Так учителя и родители передают вам свои знания и жизненный опыт, а вы общаетесь друг с другом.
- Назовите органы речи, которые помогают нам говорить? (Ответы детей).
- Давайте сделаем сильными и подвижными наш язык, губы, щёки, нижнюю челюсть. Проведём артикуляционную гимнастику.
4. Артикуляционная гимнастика (Укрепление и развитие подвижности мышц органов артикуляционного аппарата).
Дети выполняют артикуляционную гимнастику с предметами, с одновременным движением рук и органов речи под песню: zaradka_dla_detej_letka_enka_(muzebra.net)
(Упражнения для нижней челюсти: «окошко», «ящик»;
для щёк: «надуем щёки»;
для губ: «улыбка»-«трубочка»;
для языка: «часики», «маляр», «лошадка», «горка»).
5. Фоноритмика (Мухиной А.Я. в обработке Томилиной С.М.)
- Закрепим произношение трудных звуков в слогах и покажем их руками
СА-СО-СУ
ША-ШО-ШУ
ЖА-ЖО-ЖУ
АЧ-ОЧ-УЧ
АЩ-ОЩ-УЩ
АЛ-ОЛ-УЛ
Упражнение «моторчик» с помощью зондозаменителя. (Подготовительное упражнение к постановке звука «р»).
6. Релаксация (снятие напряжения, усталости).
- Сядьте, прислонившись спиной к спинке стула, руки положите на колени, глаза закройте. Повторяйте за мной: - «Дышится легко, ровно, глубоко. Говорим красиво, смело и неторопливо, ясно, чётко говорим, потому что не спешим. Дышится легко, ровно, глубоко».
7. Игра «Логодомик»
(Развитие фонематического слуха, звукобуквенного и слогового анализа).
- Ребята, сегодня в наш «Логодомик» поселились новые жильцы. Назовите их (хижина, джип, пиджак, жук, ножи, жаба, ежи, пижама, ежевика, жокей, ножовка, джем). (Учитель-логопед объясняет непонятные слова).
- Какой звук повторяется во всех словах? («ж»)
- В названии каких картинок звук «ж» находится в начале слова (жук, жаба, жокей)? В середине слова (хижина, джип, пиджак, ножи, ежи, пижама, ежевика, ножовка, джем)? Закройте каждую картинку соответствующей фишкой.
(Развитие фонематического слуха, слогового анализа).
- Назовите картинку. Определите количество слогов в слове. Закройте соответствующей фишкой с цифрой. Если в слове один слог, закрыть картинку цифрой 1, если два слога – цифрой 2 и т.д.
- Вспомните, какие картинки нарисованы под фишками? Какая картинка прячется здесь? Где джип? Где ежевика? И т.д.
8. Гимнастика для глаз. (Профилактика зрительного утомления).
- Посмотрите налево, направо, вверх, вниз, быстро поморгайте, закройте глаза.
9. Напольный модульный коврик-пазл. (Профилактика плоскостопия, точечный массаж рефлекторных зон стопы).
- От домика пойдем по волшебной дорожке. Нас ждут здесь интересные задания.
- Четыре шага вперёд, два шага назад. Загляни под пазл. Подними карточку. Прочитай задание.
10. Найдите букву Ж, подчеркните её. (Профилактика оптической дисграфии. Развитие буквенного гнозиса).
Помоги жуку К Х Ж Ш Ж Т Ж К Х Г К |
- Три шага вперёд, один шаг назад. Подними картинку позади тебя. Возьми задание. Прочитай.
11. Допишите в словах буквы.
Напиши буквы ЖУКИ Ж КИ У И И |
- Два шага вперёд, один назад, три вперёд. Подними картинку впереди тебя.
12. «Найди пару».
- Прочитайте слова в первом столбике, затем во втором столбике. Соедините одинаковые слова из 1-го и 2-го столбика.
Найди пару ЖУК ЖУКИ НОЖИ ПИЖАМА ЖУКИ ХИЖИНА ПИЖАМА ЖУК ХИЖИНА НОЖИ |
III. Итог занятия
- Ребята, вы сегодня внимательно слушали и все слышали?
Какие игры вам в этом помогали?
- А для того, чтобы красиво говорить, какие упражнения выполняли?
- Вы сегодня читали? Какие слова?
-Писали? Какие буквы? В каком слове?
- Сегодня вы многое узнали и стали мудрыми. «Надеваем» шапку Мудреца. Делаем вдох носом, выдох ртом. Ещё раз вдохнули, улыбнулись и на выдохе произносим: «Я молодец, умница! Пятёрки меня тянут, тянут - прижимают. Тянут, тянут – обнимают»!
- Похлопали себе и друг другу. Вы сегодня молодцы! С вами было приятно работать Спасибо за занятие!