СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие по теме "Дифференциация Т-Д"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал объясняет, что необходимо для проведения эффективной коррекционной работы  при оптической формы дисграфии. Предложены упражнения для устранения специфического нарушения речи. 

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие по теме "Дифференциация Т-Д"»

Логопедическое занятие по теме

"Дифференциация Т-Д"

Продолжительность занятия: 45 минут.

Форма занятия: групповое для детей с ФФН.

Класс: 1.

Цель: проверить умение дифференцировать звуки и буквы “Т”-“Д” в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

 Задачи:

Образовательные:

  • уточнить представления о звуках и буквах “Т” и “Д”;

  • совершенствовать и закреплять умение и навыки дифференциации

  • звуков и букв “Т” и “Д” в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;

  • обогащать словарный запас

Развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие, навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;

  • развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;

  • развивать пространственные и зрительные представления;

  • развивать общую и мелкую моторику

Воспитательные:

  • воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;

  • воспитывать у детей самоконтроль за речью;

  • воспитывать чувство товарищества, доброжелательность;

  • формировать интерес к логопедическим занятиям

Оборудование: презентация, предметные картинки, прищепки, зеркала, цветные камни.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать.

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем проговаривать все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать

артикуляционную гимнастику.

  1. Артикуляционная гимнастика

Упражнения «Окошко»

«Иголочка»

«Блинчик»

«Качели»

«Часики»

-Молодцы вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.

3. Развитие фонематического восприятия

Расшифруйте ребус и скажите какие слова спрятались. (слайд 2)

-Сколько звуков в этих словах? 6 звуков

- Это очень похожие слова уточка-удочка.

-А чем они различаются? (второй звук [т] , в слове уточка)

- В слове удочка второй звук [д]

-Какой второй звук в слове уточка? [Т]

-А какой второй звук в слове удочка? [Д]

На экране появляются слова: уточка-удочка. (слайд3)

-Посмотрите, поменяли одну букву, а изменилась все слово.

-У вас на столе лежат прищепки и солнышки. Сделайте звукобуквенный анализ слов «уточка»

- Сегодня мы будем учиться различать эти звуки [т], [д] и буквы т, д для того чтобы на письме их не путать.

  1. Сравнительная характеристика звуков.

-Дайте характеристику нашим звукам

Произнесите звуки [т] и [д]. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково)

Как произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух “взрывом” разрушает эту преграду. Звуки согласные.

Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука д? ( Дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом) А теперь произнесите звук т и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (не дрожит) Значит, звук произносится без голоса.

-Какой вывод можем сделать?

Вывод Звук д произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой д на письме и при чтении, А звук т произносится без голоса он глухой и определяется буквой т на письме и при чтении.

Д- согласный, звонкий, в произношении учувствует голос. (слайд 4)

Т-согласный, глухой, произносится без участия голоса. (слайд 5)

5. Соотнесение звука и буквы.

Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами)

-Выложите из камней буквы Д и Т.

-Давайте построим из пальцев рук букву Т. (Слайд 6)

МОЛОТОК стучит: ТУК-ТУК!

Букве Т я лучший друг! (похож на молоток, антенну)

- А теперь построим букву Д. (Слайд 7)

Вот и с дверью, и с окном

Буква Д – уютный дом! (похож на дом)

-А скажите если поставить согласный и гласный звук вместе, то, что они образуют? (Слог)

6. Дифференциация звуков в слогах

Игра «Разведчики»

-Расшифруйте слоги, заменив цифры соответствующей буквой Т – 1, Д – 2 (слайд 8)

-Какие слоги не являются словами? (слайд 9)

  1. Дифференциация звуков в словах

- Отгадайте как зовут мальчиков? (слайд 10)

- Какие первые звуки в именах мальчиков?

- Дениска и Толик решили устроить эстафету. Помогите мальчикам. (Слайд 11)

Первая пара помогает Дениске и придумывает как можно больше слов, которые начинаются на букву Д.

Вторая пара помогает Толику и придумывает слова, которые начинаются на букву Т.

-Сейчас поиграем в игру “Что где находится?” (Слайд 12)

-Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять букву, с которыми мы сегодня работаем.

-Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? Молоток. В слове молоток слышу звук т, он согласный, глухой, значит, пишу букву тэ, выделяю букву тэ.

-Что находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове? Петух.

-Что находится между молотком и тигром? Какой звук слышим в этом слове? Сундук

-Что находится слева от тыквы? Какой звук слышим в этом слове? Диван

-Что находится под лошадью? Карандаш.

-Молодцы справились с этим заданием хорошо.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Чтобы нам добыть огонь, трём ладошку о ладонь. (Слайд 13)

Вдруг ладошка заискрится, карандашик загорится.

  1. Дифференциация звуков в предложении.

-Скажите, слова связанные между собой по смыслу образуют, что?

Посмотрите на картинки. Что нарисовано? Сделайте звукобуквенный анализ слов.

Составьте предложения. (слайд 14, 15, 16, 17)

  1. Итог занятия

-Какие звуки учились различать на занятии? Т, д.

-Дайте краткую характеристику этих звуков?

Т-согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д- согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

-Для чего мы учились различать эти звуки?

Чтобы писать без ошибок.