Логопедическое занятие «Насекомые»
для детей старшего дошкольного возраста
Конспект коррекционного занятия по лексической теме «Насекомые», с использованием игровых, здоровьесберегающих технологий, элементов мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Цель: Обобщить и уточнить знания детей о насекомых, их строении, среде обитании, значении.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Уточнение и расширение представлений о насекомых, их внешнем виде и строении, образе жизни.
•. Уточнение и активизация словаря по теме «Насекомые» (Существительные: бабочка, муравей, кузнечик, пчела, комар, муха, жук, кузнечик, таракан, паук, стрекоза. Прилагательные и причастия: дикое, полевое, луговое, домашнее, прыгающее, летающее. Глаголы: летает, прыгает, жужжит, ползает, стрекочет, и др.).
• Упражнение в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, прилагательных от существительных.
Коррекционно-развивающие:
• Развитие связной речи
• Развитие зрительного восприятия и внимания.
• Развитие общей, мелкой моторики, координации речи с движением.
• Развитие познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, восприятия).
Коррекционно-воспитательные:
• Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
• Воспитание коммуникативных умений и навыков.
Предварительная работа: рассматривание насекомых и беседа об их строении, где и как живут, полезные или вредные, на что похожи, чем питаются, как развиваются. Разучивание упражнений «Комарик», «Мотылёк», «Насекомые», глазодвигательной гимнастики.
Оборудование: презентация «Насекомые», лото «Насекомые», волшебные коврики (5 клеток), буквы, д/и «Ромашка».
Ход занятия.
Оргмомент. Какие насекомые спрятались на картинке?
«Волшебный поясок»
Перед детьми выкладываются картинки с насекомыми (8-10) в ряд. Педагог загадывает насекомое, а дети должны отгадать его, задавая вопросы, на которые можно отвечать только «Да» или «Нет».
Запомни, как расположены насекомые(5 картинок )
Разложи так же. Расскажи, где лежат картинки.
Речевая подвижная игра «Со словами мы играем»
Со словами мы играем,
И слова мы удлиняем:
Стре-ко-за, за-за-за, (6 хлопков)
Му-ра-вей, вей-вей-вей. (6 хлопков)
Свер-чок, чок-чок (4 хлопка)
Ба-бо-чка, ка-ка-ка (6 хлопков) и т.д.
Измени по образцу.
Пчела – пчелиный, комар - , муравей - , и т.д.
Назови ласково.
Комар-комарик, стрекоза -…, таракан -…, жук -…, пчела -…, муха -…, паук -…, улитка -…
Глазодвигательная гимнастика «Комарик», «Мотылёк».
Комарик летает (вытягивают вперед правую руку, фокусируют взгляд на указательном пальце.
Летает, летает. Рисуют» в воздухе восьмерки, круги, кривые линии и прослеживают их взглядом)
Где сесть не знает:
З-з-з-з-з-з-з. (прикасаются пальцем к левой ладони - комар сел).
Хлоп! (хлопают правой ладонью по левой ладони).
«Мотылек».
Быстро и легко моргать глазами (веки как «крылья бабочки»). Это расслабляющее движение необходимо выполнять после каждого упражнения.
Послушай предложения, расскажи, чего не бывает и как должно быть на самом деле.
Муравей живёт в улье. Бабочка стрекочет. Комар ловит птиц. Паук собирает нектар с цветков. Муха плетёт паутину. Шмели строят муравейник.
Скажи, кто как передвигается.
Муравей ползает, а бабочка… Гусеница ползает, а кузнечик… Бабочка летает, а улитка… Жук ползает, а стрекоза… Оса летает, а червяк… Кузнечик прыгает, а комар… Таракан ползает, а стрекоза… Бабочка порхает, а муха…
Разучивание стихотворения по мнемокарте.
На лужайке у пенька,
Мы в траве нашли жука.
Жук усатый и большой,
Ты нам песенку пропой.
Жук отправился в полёт,
Загудел, как самолёт.
Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
До свидания спешу!
Слушание и пересказ.
Как паук плетёт паутину? Паук плетёт паутину с помощью специальных желёз. Они выделяют жидкость, которая при соприкосновении с воздухом превращается в шелковистую нить. Вытягивая нить, паук поддерживает её одной ногой. Садовый паук делает сначала большой квадрат из нити. Затем, двигаясь от центра к краю квадрата, он делает около тридцати стежков, напоминающих лучи.
Пальчиковая гимнастика «Жук», «Насекомые»
У тропинки под рябиной
Сеть раскинул паучок,
Нить прозрачной паутины
Намотал на кулачок. (На каждый ударный слог соединяем подушечки пальцев)
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
Дидактическая игра «Ромашка»
Из букв слова «ромащка» нужно составить новые слова.
Рефлексия.
Логопед: «Вам понравилось занятие? Что запомнилось больше всего?»
Список литературы:
Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. Для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников.
Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ (конспекты к развивающим играм Воскобовича)
Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно!
Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь!
Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.