Вносится кукла. Это – Маша. Звук ш произносится акцентировано. - Вспомните имена, в которых есть звук ш. - Скажите ласково имя Маша. - Сегодня Машенька приглашает нас на свой день рождения. Мы побываем у нее в гостях и познакомимся с новым звуком ш. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Характеристика звука ш по артикуляционным и акустическим признакам. Машенька еще не умеет произносить звук ш, давайте ее научим. Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? Где находится язык? Какой он – узкий или широкий? Как мы произносим звук ш – с голосом или без голоса? Он звучит твердо или мягко? Гласный или согласный звук ш? Обозначение звука ш цветовым символом. Игра «День рождения Маши». Выставляются подарки: шарик, шапочка, шоколадка, шарфик, шубка, машинка, лягушка, чашка, погремушка, катушка, ковш, карандаш, брошь. Что мы подарим Машеньке? Сначала назовите подарки, в названии которых звук ш слышится в начале слова. А теперь – со звуком ш в середине слова. И еще назовите подарки, в названии которых звук ш слышится в конце. Звуковой анализ слов «Маша, каша». Машенька предлагает поиграть нам в игры «Звук потерялся», «Звук заблудился». Какой звук потерялся в словах: мы_ка, ко_ка, лягу_ка? После правильного произнесения детьми слова выставляется картинка. Какой звук заблудился, а какой – потерялся: ткаф, мытка, ката, Мата? (Звук т заблудился и встал на место звука ш, который исчез: шкаф, мышка, каша, Маша). Дети выкладывают схемы слов Маша, каша, мишка, мышка. Чем различаются эти слова? Чем они похожи? Игра «Измени слово». Маша расскажет нам стихи, в которых перепутались слова, а вы поставьте эти слова на место. С другом мы играли в чашки… (в шашки). Пили чай из белой шашки… (чашки). Вылезла из норки шишка. На нее упала мышка. Под кустом сидели шишки. На сосне висели мышки. В воздухе летала кошка. Молоко лакала мошка. На столе стояла кошка. На полу сидела плошка. Физкультминутка. Эй, лошадки, все за мной! Поспешим на водопой. (Руки вперед, пружинистые движения ног). Вот широкая река, В ней холодная вода. Пейте! (Плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед). Хороша водица! Постучим копытцем! (Поочередное притопывание то правой, то левой ногой). Эй, лошадки, все за мной. Поскакали домой. Гоп-гоп-гоп! (Прыжки на месте). Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какие слова со звуком г услышали дети во время ф/м. Составление предложений по опорным словам. Анализ словесного состава предложения. Поиграем с Машей в такую игру. Маша назовет два слова, а вы придумайте с этими словами предложения. Выставляются картинки. Кошка – мышка. Лягушка – камыши. Миша – шуба. Карандаш – ромашка. Обозначим слова полосками. Составляется предложение. Подсчитываем количество слов в предложении. Педагог мелом на доске обозначает полоской каждое слово. В конце предложения ставится точка. «Знакомство с буквой Ш». Посмотрите на новую букву. Запомните: буква ш никогда не дружит с буквой ы, а дружит только с буквой и. «Ши – пиши с и!» Работа с магнитной азбукой. Составить слово шина. Какого слога не хватает в этом слове, чтобы получилось новое слово: машина? Составьте слова машина, Маша, Миша, мишка, мышка. И предложение: У Маши машина. Написать букву и слова. Итог. Оценка деятельности детей. |