Сопровождение воспитанников, имеющих проблемы в развитии речи. Логоритмика
Логопедическая ритмика -
- музыкально-коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями в развитии средствами движения, музыки и речи.
Логопедическая ритмика –
часть лечебной ритмики, базирующая на использовании связи слова, музыки и движения, одна из форм активной терапии, которая может быть включена в реабилитационную работу.
Основная цель логоритмики – преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы. Предмет логоритмики – особенности моторных и речевых функций лиц с речевыми нарушениями.
Коррекционные задачи логоритмики –
- преодоление основного речевого нарушения,
- развитие дыхания, голоса, артикуляции,
- развитие совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
Образовательные задачи –
- знакомство с разнообразием движений,
- формирование двигательных навыков и умений,
- понятие о пространственной организации тела,
- понятие о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, размер, темп, регистр).
Во всех биологических системах время представляется ритмической активностью, регулирующей энергетический обмен и поддерживающей жизнь (день – ночь, зима – лето).
Аритмия разрушающим образом действует на психофизическую и общественную жизнь человека.
Исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.
Средства логопедической ритмики
- - ходьба и маршировка в различных направлениях;
- - упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- - упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- - упражнения, активизирующие внимание;
- - упражнения, формирующие чувство музыкального размера;
- - упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- - ритмические упражнения;
- - пение;
- - речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- - игра на музыкальных инструментах;
- - самостоятельная музыкальная деятельность;
- - игровая деятельность;
- - упражнения для творческого воображения, творческой инициативы.
Система развития ритма движений и речи –
одна из важных логопедических технологий, которая включается в коррекционно-педагогический процесс при любом из видов речевой патологии.
Сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций.
Использование в процессе логоритмических занятий пения, речевых упражнений, подвижных и сюжетно-ролевых игр способствует развитию речевого дыхания, подвижности и активности речевой моторики, координации деятельности всех отделов периферического речевого аппарата и все вместе – плавности речевого высказывания.
Ритм – компонент, имеющий отношение к распределению движений во времени.
Ритмичность – организованность во времени. Ритмичность движений облегчает их автоматизацию, что имеет огромное значение для коррекционной работы.
Темп - степень скорости, быстроты движений, определенная частота повторения равномерно выполняемых многократных движений, например, шагов при ходьбе, беге.
Темп - средство временной организации движений человека.
Мелодика языка является врожденной характеристикой просодии, в которую входят высота, ритм и интенсивность голоса, типичные для каждого национального языка.
Звуковая, словесная, музыкальная форма речи усваиваются ребенком до восприятия их смыслового значения в виде повторения звуков.
Тренировка движений под музыку существенно влияет на развитие точности восприятия и воспроизведения сначала общих движений, а потом речевых.
Речевой ритм имеет физиологическую и психологическую основу. Как элемент звучания, он опирается на ритм дыхания, а как элемент коммуникации, соотносится со смыслом высказывания.
Особенности речевого развития детей с любым речевым диагнозом:
Типичны более поздние сроки появления речи и медленное накопление активного словаря, наблюдаются нарушения просодики, речь лишена эмоциональности, лицо амимично, голос детей слабый, вялый или наоборот, громкий и крикливый.
Речь – это сложнокоординированная моторная деятельность.
Н. Бернштейн обосновал и показал единство двигательного анализатора, от которого зависит вся моторика в целом, как артикуляторная, так и общая, мимическая и ручная. Он видел недостаточность реализации моторного акта в незрелости, дефектах или поражениях системы управления движениями.
Почти у всех детей, имеющих речевые проблемы, можно наблюдать различные двигательные расстройства функций артикуляционного аппарата, мимической, ручной и общей моторики, которые выражаются в неточности, слабости движений и быстрой истощаемости.
Артикуляционная моторика характеризуется нарушением статики и динамики артикуляторных движений. Среди движений, отражающих состояние статической координации, наиболее сложными для выполнения являются произвольные движения языка, динамической – воспроизведение одновременных движений.
Недостатки ручной моторики проявляются в основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений. При этом отмечаются добавочные движения, повторения движений, перестановки, нарушения оптико-пространственных координаций.
Характерные признаки:
рассеянное внимание, повышенная отвлекаемость, низкая работоспособность, отклонения в функционировании процессов зрительной и речеслуховой памяти.
Слабость процессов запоминания слов связана не только с затруднением выработки условных рефлексов, ослаблением внимания, но и, возможно, с нарушением фонематического слуха, возникающего вследствие недоразвития звукопроизношения.
Основные виды нарушений развития речи у детей :
Дислалия – нарушения формирования артикуляции звуков и фонематической системы речи вследствие причин функционального характера или отклонений в строении артикуляционного аппарата.
Ринолалия – нарушения формирования фонетико-фонематической системы речи, включающие искажение фонематического признака назальности. Дефекты назализации являются следствием неправильной работы резонаторов надставной трубы. Могут быть обусловлены функциональными и органическими причинами.
Дизартрия – нарушения формирования фонетико-фонематической системы речи, обусловленные расстройствами иннервации речевого аппарата.
Алалия – системное недоразвитие речи, обусловленное органическими поражениями коры головного мозга.
Афазия – распад ранее сформированной лингвистической системы речи вследствие органических поражений коры головного мозга.
Дислексия – нарушения усвоения чтения вследствие несформированности базовых функций данного процесса.
Дисграфия – нарушения усвоения письма вследствие несформированности базовых функций данного процесса.
Заикание – расстройство темпо-ритмической организации произносительной стороны речи несудорожного характера (тахилалия, баттаризм, полтерн или клаттеринг, брадилалия).
Дисфония – расстройство голоса.
Общее недоразвитие речи
ОНР характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).
Задачи логопедической ритмики :
- развитие оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы.
Основные признаки ОНР в дошкольном возрасте –
позднее начало речи, замедленный темп, своеобразный ход ее развития, ограниченный запас слов, достаточно стойкие трудности в формировании грамматического строя речи, дефекты произношения и звукового анализа.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает ряд специфических особенностей.
У детей с ОНР задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, оптико-пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания: отмечается недостаточная его устойчивость, переключаемость, объем; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная.
Алалия у детей — это заболевание, которое трудно распознать с первого взгляда даже опытному врачу. Обычно таким детям по ошибке ставится диагноз аутизма или олигофрении. Однако при сенсорной и моторной алалии дети отлично воспринимают информацию и не имеют нарушений в способности к обучению. Это дети с развитым интеллектом и прекрасной памятью. Они хорошо учат стихи, запоминают слова.
Однако алалия у детей при всем этом — тяжелое нервно-психическое заболевание. Оно при отсутствии адекватной коррекции делает невозможной социальную адаптацию малыша и тормозит его интеллектуальное развитие. Распространены следующие формы нарушения: сенсорная алалия, моторная и сенсомоторная алалия.
В основе всех видов лежит нарушение проводимости нервного импульса в центр канализации речи и обратно на органы речевого аппарата. В тяжелых формах алалия приводит к тому, что ребенок не в состоянии воспринимать речь другого человека.
При поражениях самого анализатора нарушается способность зрительного восприятия образов. Слух при этом не нарушается. Аномалий развития органов речи нет. Рефлексы в норме.
Сенсорная алалия :
Сенсорная алалия у детей проявляется в том, что малыш не воспринимает постороннюю речь. В то же время у него наблюдается речевая расторможенность. Сложно прервать речевой поток у такого малыша и заставить его услышать, что вы ему говорите.
Причина сенсорной алалии заключается в слабости речевого анализатора в больших полушариях головного мозга. Нервный импульс к нему может доходить в слабом виде или не доходить вообще. Наблюдается поражение нервных путей передачи сигнала.
Моторная алалия :
Моторная алалия у детей проявляется в их неспособности внятно проговаривать слова. Но в подавляющем большинстве случаев дети с моторной алалией не способны говорить вообще. Они просто молчат. Хотя тут восприятие посторонней речи может быть, и не нарушено. Моторная алалия — это неспособность ребенка повторить произношение звука, слога или слова. Ребенок понимает все слова, может показать жестами их значение. Но произношение отсутствует. Причина — нарушение связи мозговых речевых центров с органами речевого аппарата.
Еще более тяжелая форма нарушения — сенсомоторная алалия. При этом состоянии ребенок не понимает постороннюю речь, не обладает способностью к её распознаванию и не может говорить. Сенсомоторная алалия встречается примерно в 3,7% ото всех случаев заболеваний.
Причины развития алалии :
Основной причиной появления алалии у детей является поражение участков головного мозга, отвечающих за формирование речи, которое появилось до формирования речевых навыков.
Поражение головного мозга, ведущее к слухонемоте, может возникнуть во время беременности (различные заболевания и/или вредные привычки матери, возможно — воздействие токсичных для плода веществ), родов (при крупном плоде, несоответствии размеров таза и головки ребенка, преждевременных родах и так далее) и после них (перенесенные инфекционно-воспалительные заболевания ЦНС, травмы).
Музыкальные средства коррекции :
- развитие чувства ритма – умение воспринимать заданный ритм, чувствовать ритм исполняемой музыки, сопровождать музыку аккомпанементом, ритмично стуча или хлопая в ладоши.
- ходьба по залу под музыку разного характера, освоение пространства.
- развитие слухового внимания и восприятия – упражнения на различение контрастных тембров.
- отдельное внимание различным музыкальным инструментам – развитие моторных навыков, координации.
Спасибо за внимание!