СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логоритмика для детей, имеющих проблемы с речью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сопровождение воспитанников, имеющих проблемы с речью. Логоритмика в презентации.

Просмотр содержимого документа
«Логоритмика для детей, имеющих проблемы с речью»

  Сопровождение воспитанников, имеющих проблемы в развитии речи.   Логоритмика

Сопровождение воспитанников, имеющих проблемы в развитии речи. Логоритмика

Логопедическая ритмика -   музыкально-коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями в развитии средствами движения, музыки и речи.

Логопедическая ритмика -

  • музыкально-коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями в развитии средствами движения, музыки и речи.
Логопедическая ритмика –   часть лечебной ритмики, базирующая на использовании связи слова, музыки и движения, одна из форм активной терапии, которая может быть включена в реабилитационную работу.

Логопедическая ритмика –

часть лечебной ритмики, базирующая на использовании связи слова, музыки и движения, одна из форм активной терапии, которая может быть включена в реабилитационную работу.

  Основная цель логоритмики  –  преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы.      Предмет логоритмики  –  особенности моторных и речевых функций лиц с речевыми нарушениями.

Основная цель логоритмики – преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы.   Предмет логоритмики – особенности моторных и речевых функций лиц с речевыми нарушениями.

Коррекционные задачи логоритмики – - преодоление основного речевого нарушения, - развитие дыхания, голоса, артикуляции, - развитие совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

Коррекционные задачи логоритмики –

- преодоление основного речевого нарушения,

- развитие дыхания, голоса, артикуляции,

- развитие совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

Образовательные задачи – знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, понятие о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, размер, темп, регистр).  

Образовательные задачи

  • знакомство с разнообразием движений,
  • формирование двигательных навыков и умений,
  • понятие о пространственной организации тела,
  • понятие о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, размер, темп, регистр).

 

 Во всех биологических системах время представляется ритмической активностью, регулирующей энергетический обмен и поддерживающей жизнь (день – ночь, зима – лето).  Аритмия разрушающим образом действует на психофизическую и общественную жизнь человека.

Во всех биологических системах время представляется ритмической активностью, регулирующей энергетический обмен и поддерживающей жизнь (день – ночь, зима – лето).

Аритмия разрушающим образом действует на психофизическую и общественную жизнь человека.

 Исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).  

Исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

 

 В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.

В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.

Средства логопедической ритмики - ходьба и маршировка в различных направлениях; - упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; - упражнения, регулирующие мышечный тонус; - упражнения, активизирующие внимание; - упражнения, формирующие чувство музыкального размера; - упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; - ритмические упражнения; - пение; - речевые упражнения без музыкального сопровождения; - игра на музыкальных инструментах; - самостоятельная музыкальная деятельность; - игровая деятельность; - упражнения для творческого воображения, творческой инициативы. 

Средства логопедической ритмики

  • - ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • - упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • - упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • - упражнения, активизирующие внимание;
  • - упражнения, формирующие чувство музыкального размера;
  • - упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  • - ритмические упражнения;
  • - пение;
  • - речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • - игра на музыкальных инструментах;
  • - самостоятельная музыкальная деятельность;
  • - игровая деятельность;
  • - упражнения для творческого воображения, творческой инициативы. 
Система развития ритма движений и речи – одна из важных логопедических технологий, которая включается в коррекционно-педагогический процесс при любом из видов речевой патологии.

Система развития ритма движений и речи

одна из важных логопедических технологий, которая включается в коррекционно-педагогический процесс при любом из видов речевой патологии.

 Сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций.  Использование в процессе логоритмических занятий пения, речевых упражнений, подвижных и сюжетно-ролевых игр способствует развитию речевого дыхания, подвижности и активности речевой моторики, координации деятельности всех отделов периферического речевого аппарата и все вместе – плавности речевого высказывания.

Сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций.

Использование в процессе логоритмических занятий пения, речевых упражнений, подвижных и сюжетно-ролевых игр способствует развитию речевого дыхания, подвижности и активности речевой моторики, координации деятельности всех отделов периферического речевого аппарата и все вместе – плавности речевого высказывания.

 Ритм – компонент, имеющий отношение к распределению движений во времени.  Ритмичность – организованность во времени. Ритмичность движений облегчает их автоматизацию, что имеет огромное значение для коррекционной работы.

Ритм – компонент, имеющий отношение к распределению движений во времени.

Ритмичность – организованность во времени. Ритмичность движений облегчает их автоматизацию, что имеет огромное значение для коррекционной работы.

 Темп - степень скорости, быстроты движений, определенная частота повторения равномерно выполняемых многократных движений, например, шагов при ходьбе, беге.  Темп - средство временной организации движений человека.

Темп - степень скорости, быстроты движений, определенная частота повторения равномерно выполняемых многократных движений, например, шагов при ходьбе, беге.

Темп - средство временной организации движений человека.

 Мелодика языка является врожденной характеристикой просодии, в которую входят высота, ритм и интенсивность голоса, типичные для каждого национального языка.  Звуковая, словесная, музыкальная форма речи усваиваются ребенком до восприятия их смыслового значения в виде повторения звуков.

Мелодика языка является врожденной характеристикой просодии, в которую входят высота, ритм и интенсивность голоса, типичные для каждого национального языка.

Звуковая, словесная, музыкальная форма речи усваиваются ребенком до восприятия их смыслового значения в виде повторения звуков.

 Тренировка движений под музыку существенно влияет на развитие точности восприятия и воспроизведения сначала общих движений, а потом речевых.  Речевой ритм имеет физиологическую и психологическую основу. Как элемент звучания, он опирается на ритм дыхания, а как элемент коммуникации, соотносится со смыслом высказывания.

Тренировка движений под музыку существенно влияет на развитие точности восприятия и воспроизведения сначала общих движений, а потом речевых.

Речевой ритм имеет физиологическую и психологическую основу. Как элемент звучания, он опирается на ритм дыхания, а как элемент коммуникации, соотносится со смыслом высказывания.

Особенности речевого развития детей с любым речевым диагнозом: Типичны более поздние сроки появления речи и медленное накопление активного словаря, наблюдаются нарушения просодики, речь лишена эмоциональности, лицо амимично, голос детей слабый, вялый или наоборот, громкий и крикливый.

Особенности речевого развития детей с любым речевым диагнозом:

Типичны более поздние сроки появления речи и медленное накопление активного словаря, наблюдаются нарушения просодики, речь лишена эмоциональности, лицо амимично, голос детей слабый, вялый или наоборот, громкий и крикливый.

 Речь – это сложнокоординированная моторная деятельность.  Н. Бернштейн обосновал и показал единство двигательного анализатора, от которого зависит вся моторика в целом, как артикуляторная, так и общая, мимическая и ручная. Он видел недостаточность реализации моторного акта в незрелости, дефектах или поражениях системы управления движениями.

Речь – это сложнокоординированная моторная деятельность.

Н. Бернштейн обосновал и показал единство двигательного анализатора, от которого зависит вся моторика в целом, как артикуляторная, так и общая, мимическая и ручная. Он видел недостаточность реализации моторного акта в незрелости, дефектах или поражениях системы управления движениями.

 Почти у всех детей, имеющих речевые проблемы, можно наблюдать различные двигательные расстройства функций артикуляционного аппарата, мимической, ручной и общей моторики, которые выражаются в неточности, слабости движений и быстрой истощаемости.  Артикуляционная моторика характеризуется нарушением статики и динамики артикуляторных движений. Среди движений, отражающих состояние статической координации, наиболее сложными для выполнения являются произвольные движения языка, динамической – воспроизведение одновременных движений.

Почти у всех детей, имеющих речевые проблемы, можно наблюдать различные двигательные расстройства функций артикуляционного аппарата, мимической, ручной и общей моторики, которые выражаются в неточности, слабости движений и быстрой истощаемости.

Артикуляционная моторика характеризуется нарушением статики и динамики артикуляторных движений. Среди движений, отражающих состояние статической координации, наиболее сложными для выполнения являются произвольные движения языка, динамической – воспроизведение одновременных движений.

 Недостатки ручной моторики проявляются в основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений. При этом отмечаются добавочные движения, повторения движений, перестановки, нарушения оптико-пространственных координаций.

Недостатки ручной моторики проявляются в основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений. При этом отмечаются добавочные движения, повторения движений, перестановки, нарушения оптико-пространственных координаций.

Характерные признаки: рассеянное внимание, повышенная отвлекаемость, низкая работоспособность, отклонения в функционировании процессов зрительной и речеслуховой памяти.  Слабость процессов запоминания слов связана не только с затруднением выработки условных рефлексов, ослаблением внимания, но и, возможно, с нарушением фонематического слуха, возникающего вследствие недоразвития звукопроизношения.

Характерные признаки:

рассеянное внимание, повышенная отвлекаемость, низкая работоспособность, отклонения в функционировании процессов зрительной и речеслуховой памяти.

Слабость процессов запоминания слов связана не только с затруднением выработки условных рефлексов, ослаблением внимания, но и, возможно, с нарушением фонематического слуха, возникающего вследствие недоразвития звукопроизношения.

Основные виды нарушений развития речи у детей :  Дислалия – нарушения формирования артикуляции звуков и фонематической системы речи вследствие причин функционального характера или отклонений в строении артикуляционного аппарата.  Ринолалия – нарушения формирования фонетико-фонематической системы речи, включающие искажение фонематического признака назальности. Дефекты назализации являются следствием неправильной работы резонаторов надставной трубы. Могут быть обусловлены функциональными и органическими причинами.  Дизартрия – нарушения формирования фонетико-фонематической системы речи, обусловленные расстройствами иннервации речевого аппарата. Алалия – системное недоразвитие речи, обусловленное органическими поражениями коры головного мозга.  

Основные виды нарушений развития речи у детей :

Дислалия – нарушения формирования артикуляции звуков и фонематической системы речи вследствие причин функционального характера или отклонений в строении артикуляционного аппарата.

Ринолалия – нарушения формирования фонетико-фонематической системы речи, включающие искажение фонематического признака назальности. Дефекты назализации являются следствием неправильной работы резонаторов надставной трубы. Могут быть обусловлены функциональными и органическими причинами.

Дизартрия – нарушения формирования фонетико-фонематической системы речи, обусловленные расстройствами иннервации речевого аппарата.

Алалия – системное недоразвитие речи, обусловленное органическими поражениями коры головного мозга.

 

Афазия – распад ранее сформированной лингвистической системы речи вследствие органических поражений коры головного мозга.  Дислексия – нарушения усвоения чтения вследствие несформированности базовых функций данного процесса.  Дисграфия – нарушения усвоения письма вследствие несформированности базовых функций данного процесса.  Заикание – расстройство темпо-ритмической организации произносительной стороны речи несудорожного характера (тахилалия, баттаризм, полтерн или клаттеринг, брадилалия).  Дисфония – расстройство голоса.

Афазия – распад ранее сформированной лингвистической системы речи вследствие органических поражений коры головного мозга.

Дислексия – нарушения усвоения чтения вследствие несформированности базовых функций данного процесса.

Дисграфия – нарушения усвоения письма вследствие несформированности базовых функций данного процесса.

Заикание – расстройство темпо-ритмической организации произносительной стороны речи несудорожного характера (тахилалия, баттаризм, полтерн или клаттеринг, брадилалия).

Дисфония – расстройство голоса.

Общее недоразвитие речи ОНР характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).

Общее недоразвитие речи

ОНР характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).

Задачи логопедической ритмики : - развитие оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы.

Задачи логопедической ритмики :

- развитие оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы.

Основные признаки ОНР в дошкольном возрасте – позднее начало речи, замедленный темп, своеобразный ход ее развития, ограниченный запас слов, достаточно стойкие трудности в формировании грамматического строя речи, дефекты произношения и звукового анализа.

Основные признаки ОНР в дошкольном возрасте –

позднее начало речи, замедленный темп, своеобразный ход ее развития, ограниченный запас слов, достаточно стойкие трудности в формировании грамматического строя речи, дефекты произношения и звукового анализа.

 Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает ряд специфических особенностей.  У детей с ОНР задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, оптико-пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания: отмечается недостаточная его устойчивость, переключаемость, объем; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает ряд специфических особенностей.

У детей с ОНР задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, оптико-пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания: отмечается недостаточная его устойчивость, переключаемость, объем; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная.

 Алалия у детей — это заболевание, которое трудно распознать с первого взгляда даже опытному врачу. Обычно таким детям по ошибке ставится диагноз аутизма или олигофрении. Однако при сенсорной и моторной алалии дети отлично воспринимают информацию и не имеют нарушений в способности к обучению. Это дети с развитым интеллектом и прекрасной памятью. Они хорошо учат стихи, запоминают слова.  Однако алалия у детей при всем этом — тяжелое нервно-психическое заболевание. Оно при отсутствии адекватной коррекции делает невозможной социальную адаптацию малыша и тормозит его интеллектуальное развитие. Распространены следующие формы нарушения: сенсорная алалия, моторная и сенсомоторная алалия.

Алалия у детей — это заболевание, которое трудно распознать с первого взгляда даже опытному врачу. Обычно таким детям по ошибке ставится диагноз аутизма или олигофрении. Однако при сенсорной и моторной алалии дети отлично воспринимают информацию и не имеют нарушений в способности к обучению. Это дети с развитым интеллектом и прекрасной памятью. Они хорошо учат стихи, запоминают слова.

Однако алалия у детей при всем этом — тяжелое нервно-психическое заболевание. Оно при отсутствии адекватной коррекции делает невозможной социальную адаптацию малыша и тормозит его интеллектуальное развитие. Распространены следующие формы нарушения: сенсорная алалия, моторная и сенсомоторная алалия.

 В основе всех видов лежит нарушение проводимости нервного импульса в центр канализации речи и обратно на органы речевого аппарата. В тяжелых формах алалия приводит к тому, что ребенок не в состоянии воспринимать речь другого человека.  При поражениях самого анализатора нарушается способность зрительного восприятия образов. Слух при этом не нарушается. Аномалий развития органов речи нет. Рефлексы в норме.

В основе всех видов лежит нарушение проводимости нервного импульса в центр канализации речи и обратно на органы речевого аппарата. В тяжелых формах алалия приводит к тому, что ребенок не в состоянии воспринимать речь другого человека.

При поражениях самого анализатора нарушается способность зрительного восприятия образов. Слух при этом не нарушается. Аномалий развития органов речи нет. Рефлексы в норме.

 Сенсорная алалия :  Сенсорная алалия у детей проявляется в том, что малыш не воспринимает постороннюю речь. В то же время у него наблюдается речевая расторможенность. Сложно прервать речевой поток у такого малыша и заставить его услышать, что вы ему говорите.  Причина сенсорной алалии заключается в слабости речевого анализатора в больших полушариях головного мозга. Нервный импульс к нему может доходить в слабом виде или не доходить вообще. Наблюдается поражение нервных путей передачи сигнала.  

Сенсорная алалия :

Сенсорная алалия у детей проявляется в том, что малыш не воспринимает постороннюю речь. В то же время у него наблюдается речевая расторможенность. Сложно прервать речевой поток у такого малыша и заставить его услышать, что вы ему говорите.

Причина сенсорной алалии заключается в слабости речевого анализатора в больших полушариях головного мозга. Нервный импульс к нему может доходить в слабом виде или не доходить вообще. Наблюдается поражение нервных путей передачи сигнала.

 

Моторная алалия :  Моторная алалия у детей проявляется в их неспособности внятно проговаривать слова. Но в подавляющем большинстве случаев дети с моторной алалией не способны говорить вообще. Они просто молчат. Хотя тут восприятие посторонней речи может быть, и не нарушено. Моторная алалия — это неспособность ребенка повторить произношение звука, слога или слова. Ребенок понимает все слова, может показать жестами их значение. Но произношение отсутствует. Причина — нарушение связи мозговых речевых центров с органами речевого аппарата.  Еще более тяжелая форма нарушения — сенсомоторная алалия. При этом состоянии ребенок не понимает постороннюю речь, не обладает способностью к её распознаванию и не может говорить. Сенсомоторная алалия встречается примерно в 3,7% ото всех случаев заболеваний.  

Моторная алалия :

Моторная алалия у детей проявляется в их неспособности внятно проговаривать слова. Но в подавляющем большинстве случаев дети с моторной алалией не способны говорить вообще. Они просто молчат. Хотя тут восприятие посторонней речи может быть, и не нарушено. Моторная алалия — это неспособность ребенка повторить произношение звука, слога или слова. Ребенок понимает все слова, может показать жестами их значение. Но произношение отсутствует. Причина — нарушение связи мозговых речевых центров с органами речевого аппарата.

Еще более тяжелая форма нарушения — сенсомоторная алалия. При этом состоянии ребенок не понимает постороннюю речь, не обладает способностью к её распознаванию и не может говорить. Сенсомоторная алалия встречается примерно в 3,7% ото всех случаев заболеваний.

 

Причины развития алалии :  Основной причиной появления алалии у детей является поражение участков головного мозга, отвечающих за формирование речи, которое появилось до формирования речевых навыков.  Поражение головного мозга, ведущее к слухонемоте, может возникнуть во время беременности (различные заболевания и/или вредные привычки матери, возможно — воздействие токсичных для плода веществ), родов (при крупном плоде, несоответствии размеров таза и головки ребенка, преждевременных родах и так далее) и после них (перенесенные инфекционно-воспалительные заболевания ЦНС, травмы).

Причины развития алалии :

Основной причиной появления алалии у детей является поражение участков головного мозга, отвечающих за формирование речи, которое появилось до формирования речевых навыков.

Поражение головного мозга, ведущее к слухонемоте, может возникнуть во время беременности (различные заболевания и/или вредные привычки матери, возможно — воздействие токсичных для плода веществ), родов (при крупном плоде, несоответствии размеров таза и головки ребенка, преждевременных родах и так далее) и после них (перенесенные инфекционно-воспалительные заболевания ЦНС, травмы).

Музыкальные средства коррекции : развитие чувства ритма – умение воспринимать заданный ритм, чувствовать ритм исполняемой музыки, сопровождать музыку аккомпанементом, ритмично стуча или хлопая в ладоши. ходьба по залу под музыку разного характера, освоение пространства. развитие слухового внимания и восприятия – упражнения на различение контрастных тембров. отдельное внимание различным музыкальным инструментам – развитие моторных навыков, координации.

Музыкальные средства коррекции :

  • развитие чувства ритма – умение воспринимать заданный ритм, чувствовать ритм исполняемой музыки, сопровождать музыку аккомпанементом, ритмично стуча или хлопая в ладоши.
  • ходьба по залу под музыку разного характера, освоение пространства.
  • развитие слухового внимания и восприятия – упражнения на различение контрастных тембров.
  • отдельное внимание различным музыкальным инструментам – развитие моторных навыков, координации.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!