Тема: «Логосказки в коррекционной работе при подготовки к обучению грамоте дошкольников».
Составитель: учитель-логопед Вакурова В.С.,
МАДОУ детский сад комбинированного вида
№14 «Ягодка» Кировградского МО.
При обучении основам грамотности в старшей и подготовительной группах часто у детей возникают сложности при различении гласных и согласных звуков. Также учителя начальной школы озвучивают данную проблему, что фонетический разбор для детей – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, ребенку нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без четкого понимания разницы ребенок будет постоянно путаться.
Ребенок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдет. Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных, что воздуху постоянно что-то мешает: то зубы, то губы, а звуки М,Н вообще выходят через нос, существует преграда. А при произнесении гласных звуков преграды нет, воздух спокойно идет через рот. Использование методики Т.А. Ткаченко «Зрительные символы гласных и согласных звуков».
Помимо запоминания различий между гласными и согласными звуками мы стали использовать метод логосказки.
Известно давно, что логопедические сказки — это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логосказки могут представлять собой целое занятие, быть составляющей его частью, а также проводиться в форме дидактической игры.
Вовлечение детей в процесс создания сказок, способствовало заинтересованности в происходящем.
В рамках краткосрочного проекта в нашем детском саду было организовано и проведено открытое занятие с элементами логосказки «Живые буквы и звуки», с предварительной подготовкой к нему, в котором приняли участие родители, воспитатели, дети подготовительной группы. Дети совместно с родителями изготовили букву, выучили слова. В течение двух недель совместно с воспитателями, учителем-логопедом проводились репетиции логосказки, в которой звуки ожили и превратились в буквы.
Представляю подробный конспект Открытого итогового занятия по основам грамотности в подготовительной (логопедическая группа) «Живые буквы и звуки».
Открытое занятие в подготовительной (логопедической) группе
«Живые буквы и звуки».
Образовательные задачи. Закрепление навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. Формирование представлений о русском алфавите.
Развивающие задачи. Развитие речевого слуха, фонематических процессов, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса. Развитие навыков звуко-буквенного анализа. Развитие мелкой и общей моторики, координации движений.
Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, творческого воображения.
Оборудование. Магнитная доска, планшет для алфавита, разрезной алфавит, картинки к нему, буквы-поделки, конверты красного и синего цвета, карточки с заданиями, контейнеры с карандашами и ручками, портативная музыкальная колонка, музыкальный трек 1.
Предварительная работа. Изготовление букв-поделок совместно с родителями. Разучивание стихотворений.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Развитие речевого слуха, фонематических процессов, зрительного гнозиса. Закрепление представлений о звуках и буквах. Проигрывание сказки.
Звучит музыка. Дети уже стоят полукругом перед столом, где расположены буквы-поделки. Логопед в роли рассказчика читает сказку.
Логопед. В одной сказочной стране жили звуки, страна эта была совсем крохотная. Жителей этой страны никто никогда не видел, так как они были невидимками, а вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами.
Дети поочереди пропевают каждый свой звук -А, У, О, И, Э, Ы.
Логопед.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребёнка, (дети показывают движения)
Но не желают свистеть и ворчать.
Воздух свободно идёт через рот, (показывают на рот)
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт.
Звук получается гласный (показывают красный кружок).
(В. Берестов)
Логопед. Так за певучесть и голосистость их прозвали их гласными.
Логопед. Они так весело пели, что и другим звукам захотелось также петь.
Святик П. «П-П-П» —
Логопед. Запыхтел согласный звук «П». Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал.
Святик П. «Ох, какой я не певучий, у меня нет звонкости, и губы препятствуют».
Логопед. Следом за ним застучал звук «Т».
Кирилл Т. «Т-Т-Т»
Логопед. Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал.
Звук Т. «Ох, какой я непевучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит и во рту есть преграда».
Логопед. А за ними звук «К» закряхтел.
Тимоша Х. К:"К-К-К"
Логопед: загудел звук «Л»
Мирон Л. Л-л-ллл
Логопед: А за ними и звук «Ш»-зашипел, и звук Р-зарычал.
Ничего у них не получалось, всегда преграда во рту встречалась.
И тут звук гласный говорит.
Лена А: Не печальтесь, непевучие звуки. Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?»
Согласные звуки: «Согласны! Согласны!» — закричали звуки.
Логопед. Так непевучие и с преградой произносящие звуки стали называться -СОГЛАСНЫЕ.
И с тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и пропевают любое слово. И тут произошло другое чудо, звуки стали видимыми. И назвали их буквами.
Живые буквы объединитесь и в ряд скорее становитесь.
Дети встают полукругом перед столом, где расположены буквы-поделки и загадывают загадки гостям.
Лена А.
Две зубастые акулы
ХВОСТИКИ вверху сомкнули
И прижали плавнички.
Ой, скорее, посмотри,
Посмотри, вот это да!
Получилась буква …..А.
Катя У.
Это кто такой ползет по лесной дорожке?
Маленькая ракушка,
На голове-рожки.
Кто же это не пойму,
Может, это буква …….«У».
Вероника О.
Чтоб стройной была талия,
Буду крутить обруч я:
Быстро, ловко и легко,
Обруч-это буква …..О.
Настя И.
Быстро бегает иголка,
Нитку тянет за собой.
Ловко штопает носки,
Получилась буква И.
Милана Э.
«Нельзя
С электричеством шутить,
И не вздумайте, друзья,
Это правило забыть!»
Ярик ы.
Буква Ы переживает,
Что первой в слове не бывает.
Ленты, косы и банты-
В конце слова пишем Ы.
Святик П.
Ворота из палок стоят сучковатых.
Похожи на П они ,правда ,ребята?
Мирон Л.
Лампу вниз я наклонил,
Букву ….Л изобразил.
Никита Р.
Рыбка плавает в реке,
Хвостиком виляет.
Каждый в рыбке букву….. Р
Без труда узнает.
Тимоша Х.
Клоун в цирке выступает,
Букву К изображает.
Тимоша Р.
Шш-шш-ши… Шипели шёпотом шары…
Кирилл Т.
Вниз черту веду я снова
Сверху шляпка и готово!
Логопед приглашает детей за столы и раздает им карточки с заданиями.
1. Знакомство с алфавитом. Формирование представлений о русском алфавите.
Логопед.
Полюбуйтесь-ка ребятки:
Вот загадка так загадка.
Что за дом многоэтажный
Здесь стоит? Узнать нам важно.
В этом доме там и тут
Буквы разные живут.
Перед нами он стоит,
Дом для букв-алфавит.
Сегодня мы с вам познакомимся с русским алфавитом. До сегодняшнего дня мы произносили названия букв так же, как названия звуков. Это было нужно для того, чтобы вы научились читать. Сегодня вы узнаете, как правильно называются буквы русского алфавита и в каком порядке они находятся в алфавите.
Логопед расставляет по порядку буквы, правильно называя.
Откройте тетради на последней странице. Вы видите алфавит. Почему буквы в алфавите разного цвета?
Дети отвечают.
Логопед. Молодцы. Я очень надеюсь на то, что вы выучите алфавит. Каждый человек, говорящий на русском языке должен знать его.
2. Упражнение «Соедини буквы с картинками». Развитие навыков звуко-буквенного анализа.
Логопед обращает внимание детей на предметные картинки.
Логопед. Рассмотрите и назовите картинки. Напишите букву, которая пишется первой в названии этого предмета.
Дети выполняют задание.
Выпишите буквы в строчку ниже, попорядку. Какое слово получилось? Сколько слогов в данном слове? Выполните звуковой анализ слова, обозначьте звуки цветными кружками ниже под словом школа.
Логопед. В этой тетради остались не выполненные нами задания. Вы можете поиграть в школу дома и выполнить задания вместе с мамой.
Сегодня мы с вами закончили изучение русского алфавита. Весь год вы очень старались, хорошо занимались, были упорными и старательными. Мы желаем вам успехов в школе. И вручаем вам дипломы.
Старший воспитатель вручает дипломы. Гости аплодируют.
Логосказка при подготовке к открытому занятию «Живые буквы» нам помогла:
познакомить детей с гласными и согласными звуками;
сформировать понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
способствовала развитию слухового вниманию, фонематического слуха;
познакомила детей с гласными и согласными буквами, закрепила зрительные образы букв;
способствовала формированию и дифференцированию понятия «звук — буква».
Еще хочется отметить, что в логопедической работе использование логосказок в позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи.