СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ломоносов Михаил Васильевич

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ломоносов Михаил Васильевич»

Ломоносов Михаил Васильевич (1711 - 1765) Мост   Стройный мост из железа ажурного  Застеклённый осколками неба лазурного   Попробуй вынь его  Из неба синего –  Станет голо и пусто.   Это и есть искусство.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711 - 1765)

Мост Стройный мост из железа ажурного Застеклённый осколками неба лазурного Попробуй вынь его Из неба синего – Станет голо и пусто. Это и есть искусство.

Биография Первый русский ученый-естествоиспытатель, литератор, историк, художник. Родился Ломоносов 19 ноября (по старому стилю - 8 ноября) 1711, в селе Денисовка Куростровской волости около села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Из двух мачех Ломоносова вторая была

Биография

  • Первый русский ученый-естествоиспытатель, литератор, историк, художник. Родился Ломоносов 19 ноября (по старому стилю - 8 ноября) 1711, в селе Денисовка Куростровской волости около села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Из двух мачех Ломоносова вторая была "злая и завистливая". О первых годах жизни Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Лучшими моментами в детстве были поездки с отцом в море. Еще от матери Ломоносов научился читать. "Вратами учености" для него делаются откуда-то добытые им книги: "Грамматика" Смотрицкого, "Арифметика" Магницкого, "Стихотворная Псалтырь" Симеона Полоцкого.
  • В Москву Ломоносов ушел в декабре 1730, с ведома отца, но, по-видимому, отец отпустил его лишь на короткое время, почему он потом и числился "в бегах". Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре ("Спасские школы"). Пробыл там около 5 лет. Он изучил латинский язык, ознакомился с тогдашней "наукой". В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был отправлен в Петербург для зачисления в Академический университет. В 1736 трое из способных учеников, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл 5 лет: около 3 лет в Марбурге, около года в Фрейберге, около года провел в переездах, был в Голландии. Женился еще за границей, в 1740, в Марбурге, на Елизавете-Христине Цильх, дочери умершего члена городской думы. Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне.

Творения М.Ю.Ломоносова

  •                    Много сказано о многогранности талантов и вкладе этого великого человека. Однако очень важным дополнением к пушкинской формуле о его универсализме является характеристика Ломоносова как «отца» русского самосознания, воплотившего в своей деятельности патриотические, философские и духовные начала. Константин Аксаков писал об этом так: «Колоссальное лицо Ломоносова…является не формальною, но живою точкою начала, вся наша деятельность…примыкает к нему, как к своему источнику… Развитие двинулось и пошло своим путем… и как бы ни пошло развитие, он является, как давший его».
  •   Среди многочисленных и разнообразных проявлений его гения не последнее место занимает  поэзия. И при знакомстве с важнейшими его поэтическими созданиями сразу становится отчетливо ясна нелепость того противопоставления научного познания и духовных исканий («науки и религии»), какие навязывались атеистическим мировоззрением, столь распространенным в эпоху Просвещения. Ломоносов сделал научное познание формою религиозного опыта. «Правда и вера суть две сестры родные, дщери одного Всевышнего Родителя, никогда между собою в распрю придти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрствования на них вражду всклепнет», - так ясно выразил он смысл своего научного мировоззрения. Постигая законы и гармонию мироздания, Ломоносов делал единственно разумный естественнонаучный вывод: «Скажите ж, коль велик Творец?». И стоит вдуматься в само название оды, из которой взяты эти слова: «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». В «Утреннем размышлении о Божием величестве» поэт вдохновенно соединяет свои научные познания, воплощенные в мощном поэтическом образе, с религиозным благоговением перед величием Зиждителя и с молитвенной хвалою Его произволению:
  •       
Когда бы смертным толь высоко                            Возможно было возлететь,                            Чтоб к солнцу бренно наше око                            Могло приблизившись воззреть,                            Тогда б со всех открылся стран                            Горящий вечно океан.                            Там огненны валы стремятся                            И не находят берегов;                            Там вихри пламенны крутятся,                            Борющись множество веков;                            Там камни, как вода, кипят,                            Горящи там дожди шумят.                            Сия ужасная громада                            Как искра пред Тобой одна.                            О коль пресветная лампада                            Тобою, боже, возжена                            Для наших повседневных дел,                            Что Ты творить нам повелел!
  • Когда бы смертным толь высоко
  •                            Возможно было возлететь,
  •                            Чтоб к солнцу бренно наше око
  •                            Могло приблизившись воззреть,
  •                            Тогда б со всех открылся стран
  •                            Горящий вечно океан.
  •                            Там огненны валы стремятся
  •                            И не находят берегов;
  •                            Там вихри пламенны крутятся,
  •                            Борющись множество веков;
  •                            Там камни, как вода, кипят,
  •                            Горящи там дожди шумят.
  •                            Сия ужасная громада
  •                            Как искра пред Тобой одна.
  •                            О коль пресветная лампада
  •                            Тобою, боже, возжена
  •                            Для наших повседневных дел,
  •                            Что Ты творить нам повелел!