СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Лоскутное шитьё – неиссякаемый источник творчества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока на школьном обучающем семинаре " Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса"

Просмотр содержимого документа
««Лоскутное шитьё – неиссякаемый источник творчества»»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

«Лоскутное шитьё – неиссякаемый источник творчества»



5 класс

Кубасова Светлана Игоревна–учитель технологии



Цели урока:

1. Образовательные – рассказать об истории возникновения лоскутного шитья, ознакомить с правилами изготовления шаблонов и с технологией соединения деталей из лоскутов между собой, обобщить знания о цветоведении, научить составлять эскиз лоскутного изделия.

2. Развивающие - совершенствовать эстетический вкус и развивать творческие способности обучающихся.

3. Воспитательные – заинтересовать обучающихся новым видом рукоделия, прививать интерес и уважение к народным традициям. Осуществлять самоконтроль, выявлять дефекты изделия и своевременно устранять их; давать самооценку работы.



Наглядные пособия:

  1. Изделия, выполненные в технике лоскутной мозаики.

  2. Коллекция тканей для работы.

  3. Книги и журналы по лоскутному шитью.

  4. Презентация «Лоскутное шитьё – неиссякаемый источник творчества»




Время: 45 минут.







Ход урока

  1. Организационная часть.

Проверка готовности учащихся к уроку (приветствие гостей)


Добрый день, добрый час,

Как я рада видеть Вас!

Друг на друга посмотрели

И тихонько, дружно сели.


2. Сообщение темы и целей урока

Тема нашего сегодняшнего урока “Лоскутное шитьё – неиссякаемый источник творчества” (слайд №1;)


Говорят, « Мал лоскуток, а нужен!»

Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необычные картины, изысканные по цвету стеганые одеяла и другие, сказочные по красоте изделия. Приглашаю вас в волшебный мир цветных лоскутков!»


Лоскутная техника - это соединение лоскутов ткани разной расцветки и формы.

Цель нашей работы познакомится с историей возникновения лоскутного шитья, с техниками, которые используются в лоскутном шитье, научится подбирать лоскутки по цвету, изготавливать и пользоваться шаблонами для раскроя элементов орнамента. Орнамент - узор, построенный на ритмичном чередовании изображенных элементов.


(слайд №;2)

Но самое главное условие нашего успеха – точность, аккуратность, правильная последовательность сбора всего блока, усидчивость и, конечно, трудолюбие.


Всем известна традиция дарить на праздник 8 Марта подарки мамам, бабушкам и сёстрам. В знак любви и уважения к близким людям дарят изделия, созданные своими руками. Потому что только такие изделия по-настоящему хранят в себе любовь и заботу дарителя. Мы с вами изготовим салфетку. Это прекрасный сувенир, который может быть использован как аксессуар для вашей кухни, так и для украшения интерьера. Такой подарок обязательно пригодится маме и бабушке в хозяйстве.

Конечно, нам с вами предстоит большая работа, и за один урок мы не успеем с вами все выполнить, поэтому мы будем продолжать работу на следующем уроке.


  1. Изучение нового материала.


Педагог:

Шитье из лоскутков - один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Как художественная работа, шитье из лоскутков по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики.


-С чего все началось? (сообщение учениц)

 Рассказ учениц.


1 ученица:

Удивительное рукоделие – лоскутная техника – своими корнями уходит глубоко в древность. Толчком для её создания послужили обыкновенные заплаты, которые ставились на ещё крепкие, но слегка потёртые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль о возможности создания изделий из лоскутов. (Слайд №3)

Лоскутное шитье зародилось и развивалось в крестьянской среде. Предметы деревенского быта были и полезны, и красивы: лоскутные одеяла, коврики-кругляши, дорожки.

Имеются свидетельства, что еще в 17 веке старообрядцы использовали подручники – молитвенные коврики, рисунок которых состоял из лоскутов. (Слайд №4)

2 ученица:

Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой век одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, сшивались, как придется. Такое одеяло выполняло свою главную функцию – оно служило защитой от холода.

Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым. (Слайд №5)


Педагог:

Посмотрите, какие замечательные изделия можно изготовить из лоскутов.

(демонстрация изделий)

Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками. К наиболее распространённым относятся: печворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика. (Слайд №6)

Пэчворк . Второе рождение лоскутного шитья относится к концу 20-го века, когда это шитьё вновь появилось в России, но уже под названием “печ-уорк”. Оказалось, что, если подойти к этой работе серьёзно, можно сделать великолепные вещи, начиная от детских игрушек и кончая одеялами, жилетами, куртками и т. п.

Квилт. В переводе с английского “квилт” - одеяло стёганное. Является разновидностью печ-уорка и отличается от него тем, что обязательно имеет три слоя: вверх, собранный из лоскутов, прокладку и подкладку. Все три слоя обязательно простёганы.

Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок.

Текстильная мозаика – орнамент, выполненный из отдельных, пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг”.

Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку.

(Слайд №7)

Быстро и со вкусом подобрать ткани поможет цветовой круг. “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Цвета условно распределили на две группы: “тёплые” - красный, оранжевый, жёлтый – напоминают о солнце и тепле. “Холодные” - зелёный, голубой, синий и фиолетовый – напоминают о холоде. Существует нейтральная (ахроматические) группа цветов – чёрный, белый и серый. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый - синий, жёлтый - фиолетовый.


Задание: Расположите фигуры по группам цвета: (работа у доски в группах по 3 человека)

Теплые цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый)

Холодные цвета (голубой, синий, фиолетовый)

Нейтральные цвета (белый, черный и все оттенки серого)


Существует много техник лоскутного шитья, мы с вами познакомимся с основными техниками.

(Слайд № 8-13)


- А сейчас я предлагаю вам побыть дизайнерами. (Слайд №14)

Вам предстоит выполнить упражнение «Дорисуй лоскутный орнамент»

(раздаточный материал)


Итак, что у вас получилось? (Показ орнаментов)

Вам понравилось быть дизайнерами? Дома я вам предлагаю придумать свои варианты узоров и дать им названия.


У вас на столах лежат конверты с квадратами из цветной бумаги, попробуйте из них составить свои узоры.


Физминутка.

Вы, наверное, устали?
Так давайте отдохнем.
Начинается разминка
Встали, выровняли спинки.
Вправо – влево наклонились,
Головой теперь покрутим.
Так мы лучше думать будем.
Мы работаем руками
Раз-рывок и два-рывок.
Приседаем мы по счету,
Раз-два-три-четыре-пять.
Рядом с партою идем,
А теперь тихонько сядем,
И работать будем дальше.

Для того чтобы изготовить салфетку нам понадобятся инструменты и оборудование. (Иглы, ножницы, нитки, линейку, портновские булавки, картон, мел портновский, карандаш, утюг).

В моем волшебном ларце хранятся инструменты. Чтобы узнать, что это за инструменты, я вам загадаю загадки.

Тонконогая Ненила
Всех одела-нарядила.
На самой бедняжке
Даже нет рубашки.

( Игла.)

Инструмент бывалый -
Не большой не малый.
У него полно забот,
Он и режет и стрижет.

(Ножницы.)

Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход!


(Карандаш)

Кто я, если прямота
Главная моя черта?


(Линейка)

Острая, как игла,

только нитку в нее не вдеть

и служит она для временного

скрепления деталей.

(Булавка)

Как зовется тот щиток,

что хранит пальцы и ноготок?

(Наперсток)

(Слайд №15)

Молодцы вы отлично справились с заданием.

Так же для работы нам понадобится ткань. Фактура ткани – это структура её поверхности. Фактура зависит от переплетения нитей.

- Какое переплетение вы уже знаете? ( Полотняное)

В лоскутной технике предпочтение отдаётся простому переплетению (полотняному, саржевому, сатиновому, атласному).

Для работы лучше использовать, ткани которые имеют это переплетение: ситец, сатин, бязь, хлопок, лён. (Коллекция тканей)

Чтобы работа приносила удовольствие, мы не забудем про основные правила по технике безопасности: (Слайд№16)

Иглы и булавки хранить в игольнице.

Не берите иглу в рот, не играйте с иглой.

Проталкивайте иглу в ткань с наперстком.

Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего, передавая, держать их сомкнутые лезвия.

Не играйте ножницами, не подносите их к лицу.

Используйте ножницы по назначению. И так мы запаслись самыми необходимыми знаниями для выполнения работы.


(Поиск и построение плана деятельности)

Педагог: девочки, как вы себе представляете, процесс сшивания лоскутков в готовое изделие?

4.Практическая работа. Изготовление шаблонов из картона (квадрат).

Изготовление лоскутного изделия начинают с подготовки шаблонов, по которым кроят. Шаблон - образец из картона, кальки, по которому кроят какие-либо детали.

Шаблоны в лоскутном шитье – это тоже самое, что выкройки для раскроя одежды.Если точно рассчитан шаблон: изделие получается красивым и аккуратным.

Шаблоны могут быть самых различных форм и размеров: квадратные, треугольные, в виде ромбов. Изготавливают их из прочных материалов: толстого картона, пластика, оргстекла. (Слайд №17)

Мы изготовим шаблон – квадрат для изготовления салфетки по технологической карте.

(карты на столе, чтение)

  1. Начерти на картоне квадрат со сторонами 5 см.

  2. Отступи от каждой стороны 1 см, начерти ещё один квадрат.

  3. Вырежи рамку из двух квадратов по намеченным контурам. На полученном шаблоне внутренние стороны являются линиями стачивания, а внешние стороны линиями срезов ткани.

Далее выполняется работа по изготовлению шаблонов на ткани.

  1. Подбери лоскутки ткани для выполнения композиции.

  2. Вырежи их по внешнему контуру.

  3. Что надо сделать, чтобы детали изделия не распались? (сшить)

  4. Каким швом детали сшиваются в целое изделие? («вперёд иголку»).

  5. Самостоятельная работа: самоконтроль, выявление дефектов и устранение их.

  6. Самооценка работы.


5.Итог урока

Рефлексия: Итак, что нового вы узнали сегодня на занятии? Чему научились?

(что такое лоскутная техника, как составлять орнамент для лоскутной работы, как изготовить шаблон для работы с лоскутом.)

(слайд №18)

6.Домашнее задание (индивидуально)

Уборка рабочих мест.