Просмотр содержимого документа
«Ловушки агрессии»
Ловушки агрессии
Подготовил: педагог-психолог
М.А. Кригер
Изменения начинаются с нас самих, с профессионалов, а не с учеников
- Считают что у психолога есть специальный инструмент, возможности которые помогут исправить поведение ребенка. Здесь кроется ловушка. Н- р, ребёнок дерется, но при этом зарабатывает деньги, завоевывает авторитет. Воспитатели оценивают ребенка.
- Есть дети чрезвычайно активные подвижные, во всех влетают, влипают в истории, но намерений причинить вред другим нет.
- В оценке агрессивного поведения важно знать мотивы поведения, намерения
- Условия среды часто не учитываются (Уоренс: голод, усталость)
- Тревога, отсутствие структуры запускает желание защищаться, провоцирует агрессию.
- Гиперактивный ребёнок не знает структуры, настраивает неосознанно окружающих против себя. Он сталкивается с осуждением, что мир к нему относится враждебно, чувствует , что он плохой, что ему нужно защищаться.
ПРИЧИНЫ АГРЕССИИ
1.Особенности нервной системы: гиперактивные,
дети с органическим поражением НС, алкогольный синдром плода (если мама во время беременности употребляла алкоголь)– не развиваются лобные доли, которые ответственны за познание, усвоение норм поведения.
2.Травматический опыт детей, событие которое несет угрозу, причиняет вред физический и психический.
- Если в семье ребёнка регулярно били, оказывали эмоциональное насилие (к нему регулярно стабильно плохо относились, эмоционально отвергали, пренебрегали нуждами).
3. Агрессия может быть как импульс- выплеск накопленных переживаний, истерика, взрыв, за ней нет выгоды. Проявляется у людей, которым трудно контролировать аффект, проанализировать и контролировать свои эмоции.
- У подростков сопряжена с алексетимией, неумение понимать, называть и вербализовывать свои переживания. На все это еще накладывается травматический опыт (их били, бросали).
- Окружающий мир воспринимают как небезопасный.
- Они испытывают тревогу при установлении близких отношений. Взрослым нельзя доверять.
- Ребенок начинает делать что-то такое, чтобы добиться привычной реакции. Когда воспитатель срывается , ребенок думает: «Я так и знал. Никому нельзя доверять»
4. Отсутствие границ, норм поведения.
5. Низкий уровень эмпатии (родители, педагоги)
6. Чрезмерное увлечение компьютерными играми – ощущение нереальности. Есть дети которым не полезно играть – они начинают злиться, нападать.
7.Завышенные требования невротизируют ребенка.
8.Навязывание ребенку роли воспитателя
9. Проблемы с учебой.
Мотив:
- Что ты можешь сделать на данный момент, чтобы изменить ситуацию с учебой?
- Что дает учеба? Что тебе нравиться?
10. Если чел. получает выгоды от власти, если он получает удовольствие от агрессии, то ему трудно объяснить, что нужно менять свое поведение.
- Этот процесс можно сравнить с употреблением наркотиков. Когда агрессия стала привычным паттерном.
- У человека сложилось убеждение и привычка: «Если я не буду властным, то буду подавленным».
- Такие люди делят людей на 2 группы: Либо я нападу, либо на меня нападут. Поэтому такие люди либо нападают на других, либо ищут таких же сильных, с которыми можно объединиться.
- Если личность сформировалась, то внутренним мотивом может быть сильное одиночество, поэтому друзей и близких трудно завести. Эта потребность фрустрирована. Это инструментальная агрессия, цель которой использовать власть, чтобы получить выгоду.
- Если специалисты в учреждении считают, что с помощью агрессии можно решить проблему – количество агрессии начинает расти, даже если они к ней не прибегают.
- Если руководитель замечает акты насилия, то это означает, что они не одобряются.
- Дети больше ориентируются на то, как воспитатель себя ведёт, чем говорит, копируют невербальную часть.
- Если взрослые привыкли ранжировать людей – этот хороший, этот плохой, то это быстро приводит к агрессии.
- Как работники учреждения относятся друг к другу?
Повышая конкуренцию между детьми усиливается противостояние, конфликтность, агрессивное поведение.
Рекомендации
- Коллектив должен сотрудничать , выручать друг друга - тогда у детей будет снижаться травма.
- У ребёнка должна появиться среда,которая должна помочь преодолеть травматический опыт. Это во многом зависит от воспитателей.
- Мне не нравиться как ты себя ведешь, но я все равно с тобой буду иметь дело, я хорошо к тебе отношусь.
- Если конфликт произошёл, то мы его будем разбирать.
- Жесткий запрет на насилие.
- Мы должны договориться.
- Ориентация на сотрудничество детей, теплые отношения между детьми
- Задача педагогов, которые работают с детьми, столкнулись с последствием жестокого обращения - формирование безопасной среды.
- Должно быть как можно меньше насилия в учреждении. Акты насилия между детьми среди детей должны останавливаться и пресекаться.
- Эмоциональное состояние ребёнка должно стоять во главе угла.
- Ребенку должно транслироваться: «Несмотря на то, что у тебя есть трудности, мы будем о тебе заботиться, мы будем в контакте.
- Насилие – это не способ решения проблем».
- У ребёнка должна быть возможность поговорить о своих переживаниях.
3 направления работы с агрессией (Зыков В.А.)
1.Безопасная среда.
- Должен быть один человек, с которым у ребёнка формируется доверительные отношения. Лучше, чтобы это был психолог, т.к. он не отвечает за поведение ребёнка, не оценивает, не воспитывает, не рассказывает что хорошо, что плохо.
- С воспитателем у ребёнка тоже могут быть доверительные отношения, но есть один нюанс: ребенку рассказать о себе что-то нелицеприятное – трудно. У ребенка может появиться стыд, который сложно преодолеть. Поэтому желательно эти роли разделить. Если ребенок рассказал воспитателю о себе что-то связанное с травмирующим событием, то его становится жаль, воспитатель начинает его жалеть, ему сложно сделать замечание.
2. Контроль и отслеживание аффекта – второе направление работы. Там важен внутренний мотив, важно обучение управлению аффекта.
- Если у ребенка воспитатель обладает авторитетом, то последний может сказать: «Я понимаю, что ребенка не переделать, что он будет драться и предложить драться не более 3 раз в неделю
(Я. Корчак)
- Ребенок начинает считать. Выдается поощрение, одобрение ведущих группы. Ради признания и поощрения, он готов считать. Появляется рефлексия. Авторитет в лице значимой фигуры которой хочется соответствовать.
- Если начинается драка, можно использовать прием: Кто первый заметит, кричит :«Внимание, драка!» Остальные начинают считать. Чем быстрее один из зачинщиков остановиться, тем круче он поступил.
3. Обучение другим формам выражения гнева
- Педагог должен установить границы: я на тебя нападать не буду, твои формы поведения мне не нравятся, использовать я их не буду.
- Если ребёнок нападает, дерется, капризничает, то в ответ я его бить не буду, но при этом я не буду позволять ему бить себя.
- Мягкая комната и дверь со стеклом. Если ребёнок начинает драться, его специалист относит в мягкую комнату, но не бросает его одного, а разговаривает с ним через стекло о том, что ему не позволит никого бить. Когда ты успокоишься, мы будем с тобой разговаривать и ты вернешься в группу.
- МЕХАНИЗМ АГРЕССИИ – механизм заражения. Чем меньше участников конфликта, тем легче его погасить. Если мы не можем увести поссорившихся- нужно увести группу.
- Агрессия всегда порождает агрессию, важно контролировать собственную агрессию, не включаться, не заводиться.
- Взрослый помогает ребенку понять причину агрессии, помогает не менять а подкорректировать мотив: что изменится в моей жизни, если я начну себя вести по другому. Внутренний мотив ребёнок ищет сам. Задача психолога помочь ему понять: зачем ему это нужно и что измениться.
- Для мальчика сила – мерило своей роли, это важная функция роста.
- Н- р, ребёнок переживает, что к нему плохо относятся, что его обижают. Взрослый – давай с тобой подумаем, как научиться драться, чтобы ты от этого не страдал.
- Чем чаще нарушается закон «справедливого поощрения», тем вероятнее обнаруживается эмоциональное раздражение
- Чем чаще мы будем поощрять действия детей, тем чаще дети будут проявлять такие действия
- Чем ценнее для педагога действия ребёнка, тем чаще он совершает поощряемые действия