СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности" "Откуда в семье деньги?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка квест-игры "Откуда в семье деньги?" направлена на воспитание интереса к урокам математики и финансовой грамотности. Воспитывает экономное отношение к семейному бюджету.

Просмотр содержимого документа
«"Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности" "Откуда в семье деньги?"»





Номинация: «Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности»

Квест-игра «Откуда в семье деньги?»



МАОУ «СОШ №9» г Находка

Учитель начальных классов и финансовой грамотности.

Дубовская Ирина Александровна








































Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3

Основная часть

1. Общая характеристика занятия…………… ………………………………4 2. Педагогическая характеристика занятия………………. …………………5 3. Методическая характеристика занятия……………………………………6 4. Технологическая карта квест-игры «Откуда в семье деньги?»……….…8



Заключение…………………………………………………………………….15


Приложения …………………………………………………………………...16





























Введение.

Семейный бюджет- одно из слагаемых благополучия семейной жизни. В семейной экономике необходимо грамотно соотносить доходы и расходы, а это значит правильно составлять свой бюджет и продумывать затраты и покупки. Ребята должны понимать откуда в семье появляются деньги и как их грамотно тратить.

Исследования психологов и социологов показывают, что способность человека управлять своими финансами напрямую зависит от того, имел этот человек такой опыт в детстве, приучали ли его родители самостоятельно пользоваться деньгами, обсуждали ли в семье с детьми крупные покупки. Необходимо с детского возраста объяснять, откуда берутся деньги, как их зарабатывают и для чего они нужны.



























Основная часть.

  1. Общая характеристика занятия

Участники: учащиеся 2 класса.

Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность.

Тип занятия: квест – игра, обобщение полученных знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, аудио сопровождение, раздаточный материал (маршрутные листы, бумага для оригами, монеты, карточки – таблицы), мячи.

Цели занятия:

  • обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме "Откуда в семье деньги?";

  • воспитывать интерес к урокам математики, окружающий мир, технологии;

  • воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету;

  • развивать познавательный интерес, речь детей, логическое, креативное мышление.

Задачи:

  • закрепление представления о том, что семейный бюджет – это общесемейное дело, касающееся всех членов семьи;

  • формирование предпосылок коммуникативных компетенций учащихся в условиях групповой командной работы;

  • формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий в части извлечения и интерпретации информации.

Словарь: доход, расход, семейный бюджет, экономия.

Личностные образовательные результаты:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;

  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки.

Предметные образовательные результаты:

  • усвоение и применение понятий по теме «Откуда в семье деньги?»:

бюджет, доходы, расходы, благосостояние семьи, экономия;

  • осознавать, как правильно сформировать семейный бюджет и фонд экономии;

  • понимать откуда в семье деньги, на что тратятся деньги, как умно управлять своими деньгами, как делать сбережения;

  • развивать критическое мышление;

  • развивать функциональную грамотность.

Метапредметные образовательные результаты:

  • понимание того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает

семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и

может привести к финансовым трудностям семьи.


2. Педагогическая характеристика занятия

Цель проведения квест-игры «Откуда в семье деньги?»:

  • формирование навыков экономического образа мышления, опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

  • развитие экономического образа мышления,

  • воспитание ответственности и умения учитывать интересы членов

семьи в области экономических отношений в семье и обществе,

  • приобретение опыта применения полученных знаний и умений для реализации их на практике.

Личностные образовательные результаты:

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Предметные образовательные результаты:

• овладение предметными умениями;

• осознавать, как правильно сформировать семейный бюджет;

• вести учет доходов и расходов.

• развивать критическое мышление;

• понимать необходимость разумного подхода к расходам семейного

бюджета.

Метапредметные образовательные результаты:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки и представления информации;

  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей.


3. Методическая характеристика занятия

Квест-игра расширяет возможности для развития успешной познавательной деятельности. В ходе занятия используются технологии, направленные на реализацию компетентностного подхода, позволяющие формировать компетенции: коммуникативные (передача, получение информации), познавательные (поиск информации, осмысления), регулятивные (планирование своей деятельности, подбор, обработка информации, работа с карточками).

В рамках проведения занятия квест-игры использованы такие технологии и методы обучение: словесный метод, игровой, наглядно-образный, групповая работа, частично-поисковый и интерактивный метод.

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Организационный

Приветствие участников игры, доброжелательный настрой,

создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в игру.

  • Ребята приветствуют учителя и тьютеров (помощников учителя)

  • * В роли тьютеров могут выступать родители детей или старшеклассники.

Мотивационный

Объясняет правила игры,

организует работу обучающихся по уточнению цели и путей её достижения.


Ребята разбиваются на 5групп. Знакомятся с маршрутными листами,

участвуют в обсуждении предложенной ситуации, высказывают свои мнения, суждения

Физминутка «Танцуй с Алексом»

Оригами «Самолёт»

Актуализация знаний

(применение знаний и умений в новой ситуации)

Организует деятельность по выполнению учебного действия, фиксирует индивидуальные затруднения;

направляет работу учащихся при работе в группах; организовывает само / взаимопроверку учащимися своих решений;

организовывает деятельность учащихся по применению полученных теоретических сведений на практике.

Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал;

высказывают предположения и доказывают свою точку зрения;

работают в группе:

переключаются с одного вида деятельности на другое (говорение, чтение); слушают аудиозапись и отвечают на поставленные вопросы

Рефлексия

Организует подведение итога игры,

рефлексию, оценку результатов деятельности учащихся;

создает ситуацию для анализа своей работы; устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока.


Анализируют свою деятельность и деятельность группы по достижению цели;

определяют своё эмоциональное состояние на конец игры



Технологическая карта квест-игры «Откуда в семье деньги?»


Целевая аудитория

Учащиеся 2 класса

Цель

Закрепление навыков составления экономического способа мышления, опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи

-закрепление представления о том, что семейный бюджет – это общесемейное дело, касающееся всех членов семьи;

-формирование предпосылок коммуникативных компетенций учащихся в условиях групповой командной работы, в том числе, с незнакомыми партнёрами (родители детей);

-формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий в части извлечения и интерпретации информации.

Форма урока

Квест-игра

Время

40 минут

Оснащение, дидактический материал

Мячи.

Таблички с номерами станций.

Цветная бумага, ножницы.

Жетоны (монеты - мадагаскарки)

Маршрутные листы.

Дипломы.

Методические рекомендации организаторам игры

Каждая команда двигается по станциям согласно маршрутному листу. Одновременно команды находятся на разных станциях. Цель движения – собрать определённое количество монеток за правильно выполненные задания. Ведущий – УЧИТЕЛЬ. На каждой станции есть тьютор-РОДИТЕЛЬ, который приветствует участников и знакомится с ними (эту роль выполняют родители или старшеклассники). Тьютор знакомит участников с концепцией станции, даёт разъяснения к заданиям. Если участники команды справились с заданиями станции, они получают заданное количество монеток.

Команды награждаются дипломами победителей.


Ход игры: (на протяжении всей игры фоном звучит музыка из мультфильма «Мадагаскар»)

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вам знакомы герои мультфильма «Мадагаскар»)? (ответы детей).

Давайте их назовём – Алекс (лев), Марти (зебра), Глория (бегемотиха), Мелман (жираф).

Предлагаю вам отправится в страну, где живут эти задорные герои, а именно на их остров. Вы готовы к путешествию? (Ответы). Предлагаю объединиться в 5 команд.

(Дети объединяются случайным способом - в процессе цветной жеребьёвки).


Ведущий: Наши герои очень любознательные, разносторонние, дружные, но постоянно попадают в затруднительные ситуации. В мультфильме они уважают и помогают друг другу, живут одной семьёй. И у них оказывается есть большой СЕКРЕТ. Вы любите раскрывать секреты? (Ответы).

Ваши команды будут перемещаться по районам острова, и собирать за правильно выполненные задания монетки – мадагаскарки.

Каждая команда будет двигаться по станциям, согласно маршрутному листу. В маршрутном листе указан путь. На станциях родители- тьюторы будут давать вам задания, а также записывать в вашем маршрутном листе сколько вы заработали денег, то есть ваш доход.

Мы сегодня вспомним понятия: доход, расход, семейный бюджет, экономия.


Задание 1. Давайте попробуем разгадать их секрет, открывая данные конверты в правильном порядке. Надо отгадать слова. Первая буква отгаданного слова будет частью слова СЕКРЕТА.

Конверт 1. Финансовая организация, основные виды деятельности которой - привлечение и размещение денежных средств, а также проведение расчетов. 

Ответ: БАНК.

Конверт 2. Излишки, остатки, превышающие потребность.

Ответ: ИЗБЫТОК.

Конверт 3. Процесс продажи товаров компании по очень низкой цене с целью получения денежных средств. В большинстве случаев, подобная распродажа товаров предшествует закрытию бизнеса.

Ответ: ЛИКВИДАЦИЯ,

Конверт 4. Единая валюта Европейского союза.

Ответ: ЕВРО.

Конверт 5. Вообще — то, что является предметом торговли.

Ответ: ТОВАР.

Конверт 6. (Внутри схема оригами самолёта). Команда складывает фигуру самолёта. Приложение 1.

За выполненное задание команды могут получить по 6 монет - мадагаскарок.


Ведущий: Ребята, смотрите, что у нас получилось.

Б И Л Е Т на самолёт.

Ведущий: Значит, вот какой у них секрет (ребята предположительно догадываются о планах героев, что друзья собрались в путешествие).

Давайте поможем героям, пройдя маршрут, заработаем монетки – мадагаскарки и увеличим бюджет героев для путешествия!


Задание 2.

Ведущий: Эта станция посвящена Алексу (герой - лев). А мы знаем, что он отличный танцор! Задание – «Разрастающийся танец». Повторяя движения, которые вам показывают тьюторы, по одному участнику из команды, дети присоединяются в круг танцующих. Чем больше будет участников, тем больше вы заработаете монеток - мадагаскарок.

За выполненное задание команды получают столько монет - мадагаскарок, сколько ребят присоединилось к танцу.


Задание 3.

Ведущий: Эта станция посвящена Глории (герой - бегемотиха).

Глория очень любит поспать и вкусно поесть. А ещё она не любит, когда звери нерешительны.

Тропический супермаркет приведёт к сбору общего бюджета команды. На стене изображены плоды, в которые вы должны попасть мячиком, с расстояния трёх метров. У каждого плода своя цена.

Ананас – 8 м, Гуава – 7 м, Кокос – 6 м, Бананы – 5 м,

Папайя – 4 м, Арбуз – 3м, Личи – 2 м, Тамарин – 1м.

У команды по 5 попыток попасть в фрукт.

Так каждая команда и соберёт очередные монетки - мадагаскарки.


За выполненное задание команды получают столько монет - мадагаскарок, сколько попали точно в цель. Количество монет равно сумме цены фруктов.

Задание 4.

Ведущий: Эта станция посвящена Марти (Кристофер Мартин, герой - зебра). Он думает, что отличается от всех зебр в мире. Безнадёжный оптимист и видит только светлую сторону многих вещей. Таким героям легко даётся учёба. Давайте и мы проверим наши знания финансовой грамотности. Надо соединить цветными тропинками определения и слово.

Приложение 2.

Доход

Способ ведения хозяйства бережливо, при минимальном расходе ресурсов.

Расход

Денежные  или материальные ценности, полученные людьми в результате какой-либо деятельности за определённый период времени

Семейный бюджет

Затраты в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств.

Экономия

Сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.


За выполненное задание команды получают по количеству верно выделенных определений, максимум 4 монетки - мадагаскарки.


Задание 5.

Ведущий: Эта станция посвящена Мелману (герой - жираф). Мелман очень мнителен, помешан на медицине. Очень боится микробов и грязь. Народ придумал много пословиц и поговорок о здоровье и финансах. Ваша задача восстановить пословицы. Раскрасить одним цветом части рассыпанных пословиц.

Приложение 3.

Здоровье

и денег добуду.

Здоровье дороже

всего дороже.

Здоров буду

любого богатства.

На деньги

да здоров.

Будь не красен,

и денег добуду.

Болен - лечись,

а здоров - берегись.

Здоров буду

ума не купишь


За выполненное задание команды получают по количеству верно собраных пословиц, максимум 7 монеток - мадагаскарок.


Ведущий: Ну а теперь подошло время подсчитать ваш доход.

Ребята сами подводят финансовый итог, делают вывод , кто же победитель в игре. Кто заработал больше монеток – мадагаскарок.

Ведущий: Дети, можете ли вы ответить на вопрос: - Откуда в семье деньги?

Легко ли они достаются? Как грамотно тратить семейный бюджет? (ответы детей). А как вы сегодня заработали монетки – мадагаскарки?

Способны ли вы отдать заработанные монетки – мадагаскарки героям

замечательного мультфильма на их новые путешествия? (ответы детей)


Подводя итог игры, команды получают дипломы победителей и сладкий приз – бананы.


Рефлексия: Ребята разукрашивают героев мультфильма «Мадагаскар», украшают ими импровизированный остров с пальмами (на листах ватмана).

Приложение 4.





Заключение.


Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей. У учащихся должно быть осознание себя как члена семьи, общества и государства. Они должны развивать самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки.

Данное занятие позволяет сформировать и систематизировать знания и умения учащихся, что, в свою очередь, повышает финансовую грамотность обучающихся младшего школьного возраста.




















Приложение 1. Изготовление самолётика в технике оригами.













Приложение 2.




Доход

Способ ведения хозяйства бережливо, при минимальном расходе ресурсов.

Расход

Денежные  или материальные ценности, полученные людьми в результате какой-либо деятельности за определённый период времени

Семейный бюджет

Затраты в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств.

Экономия

Сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.



Ответ:

Доход - денежные  или материальные ценности, полученные людьми в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.


Расход - затраты в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств.


Семейный бюджет - сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.


Экономия - способ ведения хозяйства бережливо, при минимальном расходе ресурсов.






Приложение 3.



Здоровье

и денег добуду.

Здоровье дороже

всего дороже.

Здоров буду

любого богатства.

На деньги

да здоров.

Будь не красен,

и денег добуду.

Болен - лечись,

а здоров - берегись.

Здоров буду

ума не купишь



Ответ:


Здоров буду — и денег добуду.

На деньги ума не купишь

Здоровье – всего дороже.

Здоровье дороже любого богатства.

Здоров буду и денег добуду.

Болен - лечись, а здоров - берегись.

Будь не красен, да здоров.


















Приложение 4.




















Приложение 5.


Маршрутный лист.

Номер станции.

Количество мадагаскарок.

1


2


3


4


5



Маршрутный лист.

Номер станции.

Количество мадагаскарок.

2


3


4


5


1



Маршрутный лист.

Номер станции.

Количество мадагаскарок.

3


4


5


1


2



Маршрутный лист.

Номер станции.

Количество мадагаскарок.

4


5


1


2


3



Маршрутный лист.

Номер станции.

Количество мадагаскарок.

5


1


2


3


4