Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Золотая рыбка» №5 « г.Щёлкино Ленинского района Республики Крым.
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста 6—7 лет:
Тема : «Лучше нет родного края».
Составила:
воспитатель Шумова О.Г.
г. Щёлкино 2024
ЦЕЛЬ: Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.
ЗАДАЧИ:
1. Формировать гражданско – патриотические чувства.
2. Формировать уважительное отношение к государственным символам.
3. Закрепить понятие о Родине малой и большой.
4. Учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения.
5. Расширять словарный запас.
6. Развивать внимание, узнавать на картинках флаги и гербы.
7. Развивать выдержку, умение соблюдать правила игры.
8. Развивать память, сообразительность, находчивость.
9. Воспитывать у детей любовь к Родине.
ИНТЕГРИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:
1) Познавательное развитие: уточнить и закрепить знания детей о своей малой Родине, воспитывать патриотизм, любовь к родному городу.
2) Социально – коммуникативное развитие: развивать у детей речь, умение полным ответом отвечать на вопросы.
3) Физическое развитие: развивать двигательную активность детей.
4) Речевое развитие: развивать у детей умение выразительно читать стихотворения.
5) Художественно – эстетическое развитие: расширять представление о традициях и обычаях родного края, воспитывать интерес к искусству родного края, любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
МАТЕРИАЛ:
• Карта России
• Изображение президента РФ, гербов и флагов
• Фотографии с видами страны, г. Щелкино.
• Ватман,клей.
• Слайды «Родные просторы»
• Сердца по количеству детей
• Загадки, поговорки, песни.
• Музыкальные композиции
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1) Беседы о российской символике.
2) Чтение стихотворений, пословиц, поговорок о Родине.
3) Чтение художественных произведений.
4) Рассматривание фото с видами городов.
5) Сбор пазлов, с изображением флага и герба России.
6) Рассматривание иллюстраций с видами города Щелкино.
7) Фотовыставка «Наш город Щелкино».
8) Беседы о народах, живущих на территории России.
9) Разучивание народных игр и песен на музыкальных занятиях.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1.Организационный момент.
В: Ребята, я хочу предложить вам поиграть в игру «Клубочек»
(дети стоят в кругу, воспитатель держит в руках клубок ниток и объясняет правила игры).
- Я передаю клубочек Ане, а она тому, с кем дружит, кто ей больше всего нравится. Тот, к кому попал клубок, передает его дальше своему другу. Будем играть до тех пор, пока вы все не объединитесь одной нитью. При этом все крепко держите и не выпускайте ее из рук.
- Как вы думаете, дружный коллектив в нашей группе? Посмотрите ,как нас всех объединила одна нить. Я предлагаю вам дружно поработать на нашем занятии. Согласны?
Д: Да.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и раскроем тайну нового слова. Вы готовы, узнать тайну
Д: Готовы!
2. Основная часть.
В: - Но сначала давайте вспомним одно знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Это слово «родная». Есть мама, которая дала жизнь – это самый дорогой и близкий человек. У каждого человека есть родная земля, то место, где он живёт. У всех людей есть ещё самое дорогое – это родная страна.
В: - Давайте поиграем в игру: «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная» «родной» подходящие слова. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным?
Д: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, дом, дет. сад, страна, город…
В: - Замечательно подобрали слова. А сейчас послушаем как это слово может звучать в стихотворении.
(дети садятся полукругом,1 ребенок читает стихотворение)
Много мам живет на свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она!
Кто она? Отвечу я-
Родная мамочка моя!
В: - Какая мамочка?
Д: родная
В: - Давайте ещё раз скажем нежно и ласково: родная мамочка.
(дети повторяют)
В: - А «родная сторона» как вы думаете, что это?
Д: милая сердцу, та сторона где мы родились
В: - Верно ребята, «родная сторона»- это место, где мы родились, живем, где всё родное. А как по- другому назовём это место?
Д: Родина
Чтение стихотворения З. Александровой «Если скажут слово Родина»
Д: Если скажут слово «РОДИНА»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Звучит песня в исполнении М. Бернеса «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»
В: - Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем?
Д: Россия
В: - Да, наша страна называется Россия.
Д: Россия, как из песни слово
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки
Раздолье, русская душа…
В: - Посмотрите, ребята, на карту. Какая огромная наша страна! Наша страна-это огромное многонациональное государство. Все российские народы живут мирно, дружно, по-братски. В России живут люди 190 национальностей и народностей: русские, татары, башкиры, удмурты, коми, карелы, якуты, эвенки, чукчи, чеченцы и др.
ЭКСКУРСИЯ В ПРОШЛОЕ РОССИИ.
В: Но не всегда ,ребята, народы России жили в единстве. Много-много лет назад наша страна называлась Русью. Правил тогда страной царь. Напали на нашу Русь враги-поляки, стали угнетать наш народ.
В: -Ребята,давайте вспомним, кто же поднял весь народ на защиту Руси
Д: Минин и Пожарский.
Минин и Пожарский-русские герои!
Минин и Пожарский столицу взяли с боем.
Смогли они народы на подвиг вдохновить,
Чтоб возвратить свободу и мир восстановить.
В: -Когда произошло это событие?
Д: 4 ноября.
В: -Эта победа сделала незабываемым для нас день 4 ноября. В этот день наша страна празднует День народного единства.
В: -Ребята,скажите,какими словами можно охарактеризовать Кузьму Минина и князя Пожарского?
Д: Они герои, смелые, мужественные ,храбрые, сильные, любящие свою Родину.
ФИЗМИНУТКА
В нашей стране горы высокие, (на носочки, руки вверх)
Реки глубокие, (присели)
Степи широкие, (развели руки в стороны)
Леса большие (руками описали круг)
А мы ребята вот такие! (большой палец вверх)
РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЛЮДЕЙ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ.
В: - Народы нашей страны отличаются друг от друга внешне и имеют свои традиции. Давайте сейчас рассмотрим особенности некоторых народностей.
В: -Посмотрите на русский национальный костюм. Какую одежду вы видите на женщине и мужчине?
Д: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщин; кафтан, шапка, штаны у мужчин.
В: -Вы уже знаете,ч то на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди- чукчи. Давайте рассмотрим их одежду .Одежда чукчей очень теплая. Как вы считаете, почему?
Д: на Севере очень холодно.
В: -А из чего чукчи шьют одежду?
Д: из оленьих шкурведь прежде всего она должна быть теплой и удобной.
В: -Посмотрите, чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.
В: -Обратите внимание какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс-пулай.
В: -А что особенного в татарском национальном костюме? На голове у мужчин феска. В основе рисунка преобладает геометрический орнамент.
В: -Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым.
СИМВОЛЫ НАШЕЙ СТРАНЫ
В: - Как называется столица нашей Родины
Д: Москва
В: - Как зовут президента нашей страны?
Д: Владимир Владимирович Путин.
В: - Назовите государственные символы нашей страны.
Д: герб, флаг, гимн
В: - Найдите флаг нашей страны, среди других.
(раскладываются изображение флагов, дети выбирают из предложенных вариантов флаг России)
В: Белый цвет – берёзка, синий неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет.
Д/И «СОБЕРИ ФЛАГ РОССИИ»
(дети на доске собирают флаг из пазлов)
В: - А сейчас, найдите герб нашей страны.
(раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных вариантов герб России)
У России величавой на гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный,
Д/И «СОБЕРИ ГЕРБ РОССИИ»
(дети собирают из пазлов герб за столами)
В: - А что же такое гимн?
Д: гимн - это самая главная песня страны, её слушают стоя.
В: - Правильно. У каждой страны свой гимн. Сейчас мы прослушаем гимн России.
Звучит гимн России.
В: - Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?
Д: Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что человек без песни.
На чужой стороне Родина милее вдвойне.
Родину-мать учись защищать.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Жить – Родине служить.
Береги Родину, как зеницу ока.
Родная земля и в горсти мила.
В: - Давайте немного отдохнём и сделаем музыкальную физкультминутку в нашем долгом путешествии.
(физкультурная разминка под песню «Я, ТЫ. ОН, ОНА»
В: - А ещё в народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Как вы думаете, что это значит?
ответы детей
В: - Есть место в нашей стране, где мы родились и растём, где живут наши родители и друзья, где находится наш дом – это наш родной город Щелкино, это наша малая Родина, это всё то, что нас окружает.
В: - А теперь давайте посмотрим, какие памятные места есть в нашем городе?
ИГРА: «КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТОТ ДОМ?»
В: - Предлагаю вам поиграть в игру: «Как называется этот дом?» Делимся на 2 команды, кто быстрее отгадает, что это за здание и поднимет его фотографию, тот считается победителем.
1. Как называется дом, в котором вы находитесь, когда ваши родители на работе?
Д: Это детский сад.
В: Чтоб звенел весёлый смех, детвора не плакала
Светит солнышко для всех, светит одинаково.
День откроет на заре золотистым ключиком
Чтоб досталось на земле каждому по лучику.
2. Там добрый волшебник в халате сидит. Кому как лечиться он всем говорит.
Кто болен, микстуру предложит принять. Тому, кто здоров, разрешит погулять. (больница)
3. Как называется учреждение, в которое дети ходят с портфелями? (школа)
4. Где, люди покупают продукты и другие товары? (магазин)
5. Как называется здание,в котором люди смотрят концерты (дом культуры)
6. Ящик, там на видном месте, собирает вести вместе.
А потом его жильцы полетят во все концы. (почта)
7. А куда мы приходим за интересной книгой? (библиотека)
8. Любимое место всех спортсменов. (спорт площадка)
9. Откуда люди могут уехать на автобусе в другой город? (автостанция)
В: - Наш родной город Щёлкино и у него есть свои богатства. Какие?
Д: Море, Казантипский заповедник, талантливые люди и т.д.
В: - Верно, все это богатство нашей родины. Давайте сделаем коллаж нашей малой родины из фотографий, открыток, и ваших рисунков о городе.
(дети делают коллаж)
В: - Молодцы, хорошо потрудились. Я для вас приготовила маленькие сердечки, это наша любовь к малой родине. Предлагаю каждому взять сердечко и сказать лишь одно слово, за что мы любим свой город.
Д. И.: «ВОЗЬМИ СЕРДЕЧКО И СКАЖИ СЛОВЕЧКО»
В: - Спасибо ребята, за добрые слова нашей малой Родине. Свои сердечки, свою любовь возьмите с собой.
В: - Недаром говорят: «Русский человек без родины не живёт». Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину – на чужбине, и сначала кажется ему всё новым, интересным: и люди, и обычаи, и природа. Но пройдёт немного времени и затоскует сердце, запросится домой, на родную сторонушку.
3.РЕФЛЕКСИЯ.
В: - Вот наше путешествие и подошло к концу. Что нового мы узнали? Тайну какого слова мы открыли? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
В: - За что вы любите свою малую Родину? (ответы детей)
В: - Что нужно делать, чтобы наша Родина с годами становилась краше? (ответы детей)
В: - Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о её людях, истории, берегите её природу, храните её обычаи и традиции. А нашим гостям мы хотим подарить куколок, которых ребята сделали своими руками. И пусть они будут маленьким оберегом, как в старые добрые времена