СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Луна и ее влияние на Землю

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к уроку по теме "Луна и ее влияние на Землю" в рамках ФГОС к учебнику Чаругина В.М.

Просмотр содержимого документа
«Луна и ее влияние на Землю»

Луна и ее влияние  на Землю. Учитель физики: Л.А. Тюлюбаева, МБОУ СОШ №29 г.Северодвинск

Луна и ее влияние на Землю.

Учитель физики: Л.А. Тюлюбаева,

МБОУ СОШ №29 г.Северодвинск

Цели урока:   1)развивать мыслительные способности обучающихся, 2)развивать умение применять теоретические знания на практике, 3)развивать устойчивый интерес к изучению астрономии, физики и математики через реализацию межпредметных связей.

Цели урока:

1)развивать мыслительные способности обучающихся,

2)развивать умение применять теоретические знания на практике,

3)развивать устойчивый интерес к изучению астрономии, физики и математики через реализацию межпредметных связей.

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.   Шарль Луи Монтескье 1.Организационный момент. 1-2 мин.
  • Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль Луи Монтескье

1.Организационный момент. 1-2 мин.

Выбрать признаки, соответствующие планете Земля. 1 Шарообразная форма 2 Источник света и тепла 3 Не излучает собственного света и тепла 4 Планета 5 Раскалённое небесное тело 6 Находится в центре Солнечной системы 7 Движется вокруг центра Солнечной системы по своей орбите 8 Наблюдается смена времён года 9 Звезда 10 Происходит смена дня и ночи 2. Проверка домашнего задания. 2-3 мин На этапе проверки домашнего задания обучающиеся выполняют тест с последующей взаимопроверкой. Выбрать признаки, соответствующие планете Земля. Шарообразная форма Источник света и тепла Не излучает собственного света и тепла Планета Раскалённое небесное тело Находится в центре Солнечной системы Движется вокруг центра Солнечной системы по своей орбите Наблюдается смена времён года Звезда Происходит смена дня и ночи Проверяем ответы на  слайде 1, 3, 4, 7, 8, 10 В оценочном листе подписывают фамилию и имя, обмениваются листами и отмечают количество баллов за выполненное задание. 6 правильных ответов – 5 баллов, 5 правильных ответов – 4 балла, меньше 5 правильных ответов – 2 балла.

Выбрать признаки, соответствующие планете Земля.

1 Шарообразная форма

2 Источник света и тепла

3 Не излучает собственного света и тепла

4 Планета

5 Раскалённое небесное тело

6 Находится в центре Солнечной системы

7 Движется вокруг центра Солнечной системы по своей орбите

8 Наблюдается смена времён года

9 Звезда

10 Происходит смена дня и ночи

2. Проверка домашнего задания. 2-3 мин

На этапе проверки домашнего задания обучающиеся выполняют тест с последующей взаимопроверкой.

Выбрать признаки, соответствующие планете Земля.

Шарообразная форма

Источник света и тепла

Не излучает собственного света и тепла

Планета

Раскалённое небесное тело

Находится в центре Солнечной системы

Движется вокруг центра Солнечной системы по своей орбите

Наблюдается смена времён года

Звезда

Происходит смена дня и ночи

Проверяем ответы на  слайде 1, 3, 4, 7, 8, 10

В оценочном листе подписывают фамилию и имя, обмениваются листами и отмечают количество баллов за выполненное задание.

6 правильных ответов – 5 баллов,

5 правильных ответов – 4 балла,

меньше 5 правильных ответов – 2 балла.

 Ответы   1, 3, 4, 7, 8, 10

Ответы

1, 3, 4, 7, 8, 10

Одним планетам в небе скучно,  И чтобы было веселей,  Блуждая по Вселенной целой,  Они нашли себе друзей. 2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Обучающиеся самостоятельно определяют тему урока, цель урока и планируют пути достижения этих целей.    Одним планетам в небе скучно,  И чтобы было веселей,  Блуждая по Вселенной целой,  Они нашли себе друзей. Вопрос:  Что же это за друзья? Цель урока: Охарактеризовать природу Луны, внутреннее строение Луны, химический состав лунных пород, объяснить различия двух типов лунной поверхности, объяснить процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. В оценочном листе записывают тему урока «Луна и ее влияние на Землю»

Одним планетам

в небе скучно, И чтобы было веселей, Блуждая по Вселенной целой, Они нашли себе друзей.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Обучающиеся самостоятельно определяют тему урока, цель урока и планируют пути достижения этих целей.

  

Одним планетам в небе скучно, И чтобы было веселей, Блуждая по Вселенной целой, Они нашли себе друзей.

Вопрос:  Что же это за друзья?

Цель урока:

Охарактеризовать природу Луны, внутреннее строение Луны, химический состав лунных пород, объяснить различия двух типов лунной поверхности, объяснить процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа.

В оценочном листе записывают тему урока «Луна и ее влияние на Землю»

  • Является ли Луна ближайшим к Земле небесным телом?
  • Имеется ли на Луне атмосфера?
  • Ступала ли на Луну нога человека?
  • Смог ли бы космонавт на Луне воспользоваться компасом для ориентирования, как путешественник на Земле?

3. Актуализация знаний. 4-5 мин.

На этапе актуализации знаний рассмотрели некоторые вопросы: возраст Луны, особенности рельефа и строения атмосферы, приливные процессы на Луне. Фронтальная работа с классом, решение проблемного задания «Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».

Ответьте на следующие вопросы:

Является ли Луна ближайшим к Земле небесным телом? ( да )

Имеется ли на Луне атмосфера? ( нет )

Ступала ли на Луну нога человека? ( да )

Смог ли бы космонавт на Луне воспользоваться компасом для ориентирования, как путешественник на Земле? ( нет )

Характерны ли для Луны резкие смены температур? ( да )

Имеются ли в Лунных породах следы органических соединений? ( нет )

Связаны ли с Луной явления приливов и отливов на Земле? ( да )

Имеется ли в лунных морях вода? ( нет )

Являются ли кратеры самыми многочисленными образованиями на Луне? ( да )

Верно ли, что Луна повёрнута к Земле всегда одной стороной? ( да )

Ответьте на вопрос:

«Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».

  • Характерны ли для Луны резкие смены температур?
  • Имеются ли в Лунных породах следы органических соединений?
  • Связаны ли с Луной явления приливов и отливов на Земле?

3. Актуализация знаний. 4-5 мин.

На этапе актуализации знаний рассмотрели некоторые вопросы: возраст Луны, особенности рельефа и строения атмосферы, приливные процессы на Луне. Фронтальная работа с классом, решение проблемного задания «Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».

Ответьте на следующие вопросы:

Является ли Луна ближайшим к Земле небесным телом? ( да )

Имеется ли на Луне атмосфера? ( нет )

Ступала ли на Луну нога человека? ( да )

Смог ли бы космонавт на Луне воспользоваться компасом для ориентирования, как путешественник на Земле? ( нет )

Характерны ли для Луны резкие смены температур? ( да )

Имеются ли в Лунных породах следы органических соединений? ( нет )

Связаны ли с Луной явления приливов и отливов на Земле? ( да )

Имеется ли в лунных морях вода? ( нет )

Являются ли кратеры самыми многочисленными образованиями на Луне? ( да )

Верно ли, что Луна повёрнута к Земле всегда одной стороной? ( да )

Ответьте на вопрос:

«Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».

  • Имеется ли в лунных морях вода?
  • Являются ли кратеры самыми многочисленными образованиями на Луне?
  • Верно ли, что Луна повёрнута к Земле всегда одной стороной?

3. Актуализация знаний. 4-5 мин.

На этапе актуализации знаний рассмотрели некоторые вопросы: возраст Луны, особенности рельефа и строения атмосферы, приливные процессы на Луне. Фронтальная работа с классом, решение проблемного задания «Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».

Ответьте на следующие вопросы:

Является ли Луна ближайшим к Земле небесным телом? ( да )

Имеется ли на Луне атмосфера? ( нет )

Ступала ли на Луну нога человека? ( да )

Смог ли бы космонавт на Луне воспользоваться компасом для ориентирования, как путешественник на Земле? ( нет )

Характерны ли для Луны резкие смены температур? ( да )

Имеются ли в Лунных породах следы органических соединений? ( нет )

Связаны ли с Луной явления приливов и отливов на Земле? ( да )

Имеется ли в лунных морях вода? ( нет )

Являются ли кратеры самыми многочисленными образованиями на Луне? ( да )

Верно ли, что Луна повёрнута к Земле всегда одной стороной? ( да )

Ответьте на вопрос:

«Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».

«Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».

«Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».

Физические характеристики Луны

  • Радиус
  • Масса
  • Плотность
  • Ускорение свободного падения
  • Сутки на Луне

«кратер обвала» на Луне

4. Открытие нового знания. 7-8 мин

На этапе открытия новых знаний изучили материал параграфа учебника, рассмотрели вопросы: природа Луны, каким образом Луна вызывает приливы и отливы на Земле, вращение Луны, вследствие чего возникает прецессия земной оси, заполнили таблицу и выполнили задание «Закончи фразу»

Фронтальная работа с классом, диалог, парная работа.

1.Заполнить таблицу

Физические характеристики Луны

Радиус

1738 км

Масса

7,38·10 22 кг

Плотность

3350 кг/м 3

Ускорение свободного падения

1,63 м/с 2

Сутки на Луне

29,5 суток

 

Год на Луне

27,3 суток

 

Наличие магнитного поля

нет

Дневная температура

+130 ºС

Ночная температура

-170 ºС

Следы жизни

Не обнаружены

Особенности рельефа

Моря – темные области, материки – светлые области, горные хребты и горы, кратеры образовались при столкновении крупных метеоритов, астероидов и комет с лунной поверхностью.

2. Закончи фразу

- Максимумы подъемов воды чередуются через определенные промежутки времени, близкие к ……………………………………( 12 ч 26 мин )

- Максимальные приливы бывают, когда Луна находится ……( выше ) всего над горизонтом или ………( ниже ) всего под горизонтом

- Под действием лунного притяжения водная оболочка Земли принимает .…………….( слегка вытянутую в сторону Луны )

- Луна удаляется от Земли со скоростью ………..( 35 мм в год )

- Прецессия - ……………………………….( явление, при котором момент импульса тела меняет свое направление в пространстве под действием момента внешней силы )

Кратер на этом фото и вовсе имеет прямоугольную форму,

что противоречит законам природы

Физические характеристики Луны

  • Год на Луне
  • Наличие магнитного поля
  • Дневная температура
  • Ночная температура
  • Следы жизни
  • Особенности рельефа

4. Открытие нового знания. 7-8 мин

На этапе открытия новых знаний изучили материал параграфа учебника, рассмотрели вопросы: природа Луны, каким образом Луна вызывает приливы и отливы на Земле, вращение Луны, вследствие чего возникает прецессия земной оси, заполнили таблицу и выполнили задание «Закончи фразу»

Фронтальная работа с классом, диалог, парная работа.

1.Заполнить таблицу

Физические характеристики Луны

Радиус

1738 км

Масса

7,38·10 22 кг

Плотность

3350 кг/м 3

Ускорение свободного падения

1,63 м/с 2

Сутки на Луне

29,5 суток

 

Год на Луне

27,3 суток

 

Наличие магнитного поля

нет

Дневная температура

+130 ºС

Ночная температура

-170 ºС

Следы жизни

Не обнаружены

Особенности рельефа

Моря – темные области, материки – светлые области, горные хребты и горы, кратеры образовались при столкновении крупных метеоритов, астероидов и комет с лунной поверхностью.

2. Закончи фразу

- Максимумы подъемов воды чередуются через определенные промежутки времени, близкие к ……………………………………( 12 ч 26 мин )

- Максимальные приливы бывают, когда Луна находится ……( выше ) всего над горизонтом или ………( ниже ) всего под горизонтом

- Под действием лунного притяжения водная оболочка Земли принимает .…………….( слегка вытянутую в сторону Луны )

- Луна удаляется от Земли со скоростью ………..( 35 мм в год )

- Прецессия - ……………………………….( явление, при котором момент импульса тела меняет свое направление в пространстве под действием момента внешней силы )

А это снимок рельефа, напоминающего

развалины на Земле

Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну». Очки Календарь Зонтик Скафандр Радиопередатчик Компас 5. Первичное закрепление. 4-5 мин На этапе первичного закрепления подводится итог обсуждение вопроса «Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну». Фронтальная работа.  Выбрать необходимые предметы для путешествия из предложенных и обосновать выбор.

Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».

  • Очки
  • Календарь
  • Зонтик
  • Скафандр
  • Радиопередатчик
  • Компас

5. Первичное закрепление. 4-5 мин

На этапе первичного закрепления подводится итог обсуждение вопроса «Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».

Фронтальная работа.

Выбрать необходимые предметы для путешествия из предложенных и обосновать выбор.

Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну». Акваланг Шуба Скакалка Часы 5. Первичное закрепление. 4-5 мин На этапе первичного закрепления подводится итог обсуждение вопроса «Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну». Фронтальная работа.  Выбрать необходимые предметы для путешествия из предложенных и обосновать выбор.

Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».

  • Акваланг
  • Шуба
  • Скакалка
  • Часы

5. Первичное закрепление. 4-5 мин

На этапе первичного закрепления подводится итог обсуждение вопроса «Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».

Фронтальная работа.

Выбрать необходимые предметы для путешествия из предложенных и обосновать выбор.

6. Физкультминутка. 3-4 мин

6. Физкультминутка. 3-4 мин

Вопросы Ближайшее к Земле небесное тело ? Диаметр Луны?  Тёмные участки на Луне – это ...?   Светлые участки – это ...?  Почему мы видим только одну сторону Луны? 7. Применение новых знаний и умений. 4-5 мин Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. На этапе применения новых знаний и умений обучающиеся проговаривают новые правила про себя, выполняя самостоятельную работу письменно – Ближайшее к Земле небесное тело (Луна)  – Диаметр Луны?  (3476 км)  – Тёмные участки на Луне – это ...?  (Моря)  – Светлые участки – это ...?  (Материки)  – Почему мы видим только одну сторону Луны?  (приливное трение затормозило вращение Луны)  В оценочном листе отмечают количество баллов за выполненное задание. 5 правильных ответов – 5 баллов, 4 правильных ответа – 4 балла, меньше 4 правильных ответов – 2 балла.

Вопросы

  • Ближайшее к Земле небесное тело ?
  • Диаметр Луны? 
  • Тёмные участки на Луне – это ...? 
  • Светлые участки – это ...?
  • Почему мы видим только одну сторону Луны?

7. Применение новых знаний и умений. 4-5 мин

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На этапе применения новых знаний и умений обучающиеся проговаривают новые правила про себя, выполняя самостоятельную работу письменно

– Ближайшее к Земле небесное тело (Луна) – Диаметр Луны?  (3476 км) – Тёмные участки на Луне – это ...?  (Моря) – Светлые участки – это ...?  (Материки) – Почему мы видим только одну сторону Луны?  (приливное трение затормозило вращение Луны) В оценочном листе отмечают количество баллов за выполненное задание.

5 правильных ответов – 5 баллов,

4 правильных ответа – 4 балла,

меньше 4 правильных ответов – 2 балла.

Ответы Луна 3476 км Моря Материки Приливное трение затормозило вращение Луны 7. Применение новых знаний и умений. 4-5 мин Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. На этапе применения новых знаний и умений обучающиеся проговаривают новые правила про себя, выполняя самостоятельную работу письменно – Ближайшее к Земле небесное тело (Луна)  – Диаметр Луны?  (3476 км)  – Тёмные участки на Луне – это ...?  (Моря)  – Светлые участки – это ...?  (Материки)  – Почему мы видим только одну сторону Луны?  (приливное трение затормозило вращение Луны)  В оценочном листе отмечают количество баллов за выполненное задание. 5 правильных ответов – 5 баллов, 4 правильных ответа – 4 балла, меньше 4 правильных ответов – 2 балла.

Ответы

  • Луна
  • 3476 км
  • Моря
  • Материки
  • Приливное трение затормозило вращение Луны

7. Применение новых знаний и умений. 4-5 мин

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На этапе применения новых знаний и умений обучающиеся проговаривают новые правила про себя, выполняя самостоятельную работу письменно

– Ближайшее к Земле небесное тело (Луна) – Диаметр Луны?  (3476 км) – Тёмные участки на Луне – это ...?  (Моря) – Светлые участки – это ...?  (Материки) – Почему мы видим только одну сторону Луны?  (приливное трение затормозило вращение Луны) В оценочном листе отмечают количество баллов за выполненное задание.

5 правильных ответов – 5 баллов,

4 правильных ответа – 4 балла,

меньше 4 правильных ответов – 2 балла.

8. Контроль усвоения знаний. 7-8 мин

  На этапе контроля усвоения знаний обучающиеся выполняют самостоятельную работу с последующей взаимопроверкой и разбором ошибок.

Тест на тему «Луна»

1 вариант

1. Моря на Луне:

а) заполнены соленой водой;  б) заполнены пресной водой;  в) без воды.

2. Лунный день длится:

а) 12 часов;  б) 1 неделю;  в) 2 недели.

3. Луна легче Земли:

а) в 15 раз;  б) в 81 раз;  в) в 120 раз.

4. 2. Радиус Луны:

а) 3 476 км;  б) 24 000 км;  в) 1738 км.

5. Используя карту Луны, найдите и подпишите следующие объекты: моря (Кризисов, Изобилия, Облаков, Спокойствия), горные хребты (Альпы, Кавказ), кратеры (Архимед, Аристотель)

 

2 вариант

1. Большие темные области на Луне называют:

а) материками; б) морями; в) кратерами.

2. Диаметр Луны:

а) 3 476 км;  б) 24 000 км;  в) 1738 км.

3. Полный оборот вокруг Земли Луна делает за:

а) 20 часов; б) 29,5 суток;  в) 12 суток.

4. Лунная ночь длится:

а) 24 часа; б) 2 недели; в) 1 неделю.

5. Используя карту Луны, найдите и подпишите следующие объекты: моря (Кризисов, Изобилия, Облаков, Спокойствия), горные хребты (Альпы, Кавказ), кратеры (Архимед, Аристотель)

 

В оценочном листе отмечают количество баллов за выполненное задание.

5 правильных ответов – 5 баллов,

4 правильных ответа – 4 балла,

меньше 4 правильных ответов – 2 балла.

Ответы 1 вариант № 1 в № 2 б № 3 б № 4 в 2 вариант № 1 б № 2 а № 3 б № 4 в

Ответы

  • 1 вариант
  • № 1 в
  • № 2 б
  • № 3 б
  • № 4 в
  • 2 вариант
  • № 1 б
  • № 2 а
  • № 3 б
  • № 4 в
9. Рефлексия деятельности. 2-3 мин На этапе рефлексии деятельности обучающиеся ответили на вопросы:   Удалось решить поставленную задачу? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? В оценочном листе отмечают количество баллов за урок и выставляют оценку. 16 баллов и выше – оценка «5», 12 – 15 баллов– оценка «4», меньше 12 баллов– оценка «3».

9. Рефлексия деятельности. 2-3 мин

На этапе рефлексии деятельности обучающиеся ответили на вопросы:

  Удалось решить поставленную задачу? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания?

В оценочном листе отмечают количество баллов за урок и выставляют оценку.

16 баллов и выше – оценка «5»,

12 – 15 баллов– оценка «4»,

меньше 12 баллов– оценка «3».

Домашнее задание № 2 Луна движется вокруг Земли по орбите, близкой к круговой, со скоростью около 1 км/с. Среднее расстояние от Земли до Луны 384 тыс. км. Определите по этим данным массу Земли. § 14, изучить, решить задачи. № 1 Рассчитать силу притяжения Луны к Земле и сравнить с силой притяжения Луны к Солнцу. 10. Домашнее задание. 2-3 мин § 14, изучить, решить задачи. № 1 Рассчитать силу притяжения Луны к Земле и сравнить с силой притяжения Луны к Солнцу. № 2 Луна движется вокруг Земли по орбите, близкой к круговой, со скоростью около 1 км/с. Среднее расстояние от Земли до Луны 384 тыс. км. Определите по этим данным массу Земли.

Домашнее задание

  • № 2 Луна движется вокруг Земли по орбите, близкой к круговой, со скоростью около 1 км/с. Среднее расстояние от Земли до Луны 384 тыс. км. Определите по этим данным массу Земли.
  • § 14, изучить, решить задачи.
  • № 1 Рассчитать силу притяжения Луны к Земле и сравнить с силой притяжения Луны к Солнцу.

10. Домашнее задание. 2-3 мин

§ 14, изучить, решить задачи.

№ 1 Рассчитать силу притяжения Луны к Земле и сравнить с силой притяжения Луны к Солнцу.

№ 2 Луна движется вокруг Земли по орбите, близкой к круговой, со скоростью около 1 км/с. Среднее расстояние от Земли до Луны 384 тыс. км. Определите по этим данным массу Земли.