Луна и ее влияние на Землю.
Учитель физики: Л.А. Тюлюбаева,
МБОУ СОШ №29 г.Северодвинск
Цели урока:
1)развивать мыслительные способности обучающихся,
2)развивать умение применять теоретические знания на практике,
3)развивать устойчивый интерес к изучению астрономии, физики и математики через реализацию межпредметных связей.
- Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль Луи Монтескье
1.Организационный момент. 1-2 мин.
Выбрать признаки, соответствующие планете Земля.
1 Шарообразная форма
2 Источник света и тепла
3 Не излучает собственного света и тепла
4 Планета
5 Раскалённое небесное тело
6 Находится в центре Солнечной системы
7 Движется вокруг центра Солнечной системы по своей орбите
8 Наблюдается смена времён года
9 Звезда
10 Происходит смена дня и ночи
2. Проверка домашнего задания. 2-3 мин
На этапе проверки домашнего задания обучающиеся выполняют тест с последующей взаимопроверкой.
Выбрать признаки, соответствующие планете Земля.
Шарообразная форма
Источник света и тепла
Не излучает собственного света и тепла
Планета
Раскалённое небесное тело
Находится в центре Солнечной системы
Движется вокруг центра Солнечной системы по своей орбите
Наблюдается смена времён года
Звезда
Происходит смена дня и ночи
Проверяем ответы на слайде 1, 3, 4, 7, 8, 10
В оценочном листе подписывают фамилию и имя, обмениваются листами и отмечают количество баллов за выполненное задание.
6 правильных ответов – 5 баллов,
5 правильных ответов – 4 балла,
меньше 5 правильных ответов – 2 балла.
Ответы
1, 3, 4, 7, 8, 10
Одним планетам
в небе скучно, И чтобы было веселей, Блуждая по Вселенной целой, Они нашли себе друзей.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Обучающиеся самостоятельно определяют тему урока, цель урока и планируют пути достижения этих целей.
Одним планетам в небе скучно, И чтобы было веселей, Блуждая по Вселенной целой, Они нашли себе друзей.
Вопрос: Что же это за друзья?
Цель урока:
Охарактеризовать природу Луны, внутреннее строение Луны, химический состав лунных пород, объяснить различия двух типов лунной поверхности, объяснить процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа.
В оценочном листе записывают тему урока «Луна и ее влияние на Землю»
- Является ли Луна ближайшим к Земле небесным телом?
- Имеется ли на Луне атмосфера?
- Ступала ли на Луну нога человека?
- Смог ли бы космонавт на Луне воспользоваться компасом для ориентирования, как путешественник на Земле?
3. Актуализация знаний. 4-5 мин.
На этапе актуализации знаний рассмотрели некоторые вопросы: возраст Луны, особенности рельефа и строения атмосферы, приливные процессы на Луне. Фронтальная работа с классом, решение проблемного задания «Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».
Ответьте на следующие вопросы:
Является ли Луна ближайшим к Земле небесным телом? ( да )
Имеется ли на Луне атмосфера? ( нет )
Ступала ли на Луну нога человека? ( да )
Смог ли бы космонавт на Луне воспользоваться компасом для ориентирования, как путешественник на Земле? ( нет )
Характерны ли для Луны резкие смены температур? ( да )
Имеются ли в Лунных породах следы органических соединений? ( нет )
Связаны ли с Луной явления приливов и отливов на Земле? ( да )
Имеется ли в лунных морях вода? ( нет )
Являются ли кратеры самыми многочисленными образованиями на Луне? ( да )
Верно ли, что Луна повёрнута к Земле всегда одной стороной? ( да )
Ответьте на вопрос:
«Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».
- Характерны ли для Луны резкие смены температур?
- Имеются ли в Лунных породах следы органических соединений?
- Связаны ли с Луной явления приливов и отливов на Земле?
3. Актуализация знаний. 4-5 мин.
На этапе актуализации знаний рассмотрели некоторые вопросы: возраст Луны, особенности рельефа и строения атмосферы, приливные процессы на Луне. Фронтальная работа с классом, решение проблемного задания «Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».
Ответьте на следующие вопросы:
Является ли Луна ближайшим к Земле небесным телом? ( да )
Имеется ли на Луне атмосфера? ( нет )
Ступала ли на Луну нога человека? ( да )
Смог ли бы космонавт на Луне воспользоваться компасом для ориентирования, как путешественник на Земле? ( нет )
Характерны ли для Луны резкие смены температур? ( да )
Имеются ли в Лунных породах следы органических соединений? ( нет )
Связаны ли с Луной явления приливов и отливов на Земле? ( да )
Имеется ли в лунных морях вода? ( нет )
Являются ли кратеры самыми многочисленными образованиями на Луне? ( да )
Верно ли, что Луна повёрнута к Земле всегда одной стороной? ( да )
Ответьте на вопрос:
«Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».
- Имеется ли в лунных морях вода?
- Являются ли кратеры самыми многочисленными образованиями на Луне?
- Верно ли, что Луна повёрнута к Земле всегда одной стороной?
3. Актуализация знаний. 4-5 мин.
На этапе актуализации знаний рассмотрели некоторые вопросы: возраст Луны, особенности рельефа и строения атмосферы, приливные процессы на Луне. Фронтальная работа с классом, решение проблемного задания «Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».
Ответьте на следующие вопросы:
Является ли Луна ближайшим к Земле небесным телом? ( да )
Имеется ли на Луне атмосфера? ( нет )
Ступала ли на Луну нога человека? ( да )
Смог ли бы космонавт на Луне воспользоваться компасом для ориентирования, как путешественник на Земле? ( нет )
Характерны ли для Луны резкие смены температур? ( да )
Имеются ли в Лунных породах следы органических соединений? ( нет )
Связаны ли с Луной явления приливов и отливов на Земле? ( да )
Имеется ли в лунных морях вода? ( нет )
Являются ли кратеры самыми многочисленными образованиями на Луне? ( да )
Верно ли, что Луна повёрнута к Земле всегда одной стороной? ( да )
Ответьте на вопрос:
«Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».
«Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».
Физические характеристики Луны
- Радиус
- Масса
- Плотность
- Ускорение свободного падения
- Сутки на Луне
«кратер обвала» на Луне
4. Открытие нового знания. 7-8 мин
На этапе открытия новых знаний изучили материал параграфа учебника, рассмотрели вопросы: природа Луны, каким образом Луна вызывает приливы и отливы на Земле, вращение Луны, вследствие чего возникает прецессия земной оси, заполнили таблицу и выполнили задание «Закончи фразу»
Фронтальная работа с классом, диалог, парная работа.
1.Заполнить таблицу
Физические характеристики Луны
Радиус
1738 км
Масса
7,38·10 22 кг
Плотность
3350 кг/м 3
Ускорение свободного падения
1,63 м/с 2
Сутки на Луне
29,5 суток
Год на Луне
27,3 суток
Наличие магнитного поля
нет
Дневная температура
+130 ºС
Ночная температура
-170 ºС
Следы жизни
Не обнаружены
Особенности рельефа
Моря – темные области, материки – светлые области, горные хребты и горы, кратеры образовались при столкновении крупных метеоритов, астероидов и комет с лунной поверхностью.
2. Закончи фразу
- Максимумы подъемов воды чередуются через определенные промежутки времени, близкие к ……………………………………( 12 ч 26 мин )
- Максимальные приливы бывают, когда Луна находится ……( выше ) всего над горизонтом или ………( ниже ) всего под горизонтом
- Под действием лунного притяжения водная оболочка Земли принимает .…………….( слегка вытянутую в сторону Луны )
- Луна удаляется от Земли со скоростью ………..( 35 мм в год )
- Прецессия - ……………………………….( явление, при котором момент импульса тела меняет свое направление в пространстве под действием момента внешней силы )
Кратер на этом фото и вовсе имеет прямоугольную форму,
что противоречит законам природы
Физические характеристики Луны
- Год на Луне
- Наличие магнитного поля
- Дневная температура
- Ночная температура
- Следы жизни
- Особенности рельефа
4. Открытие нового знания. 7-8 мин
На этапе открытия новых знаний изучили материал параграфа учебника, рассмотрели вопросы: природа Луны, каким образом Луна вызывает приливы и отливы на Земле, вращение Луны, вследствие чего возникает прецессия земной оси, заполнили таблицу и выполнили задание «Закончи фразу»
Фронтальная работа с классом, диалог, парная работа.
1.Заполнить таблицу
Физические характеристики Луны
Радиус
1738 км
Масса
7,38·10 22 кг
Плотность
3350 кг/м 3
Ускорение свободного падения
1,63 м/с 2
Сутки на Луне
29,5 суток
Год на Луне
27,3 суток
Наличие магнитного поля
нет
Дневная температура
+130 ºС
Ночная температура
-170 ºС
Следы жизни
Не обнаружены
Особенности рельефа
Моря – темные области, материки – светлые области, горные хребты и горы, кратеры образовались при столкновении крупных метеоритов, астероидов и комет с лунной поверхностью.
2. Закончи фразу
- Максимумы подъемов воды чередуются через определенные промежутки времени, близкие к ……………………………………( 12 ч 26 мин )
- Максимальные приливы бывают, когда Луна находится ……( выше ) всего над горизонтом или ………( ниже ) всего под горизонтом
- Под действием лунного притяжения водная оболочка Земли принимает .…………….( слегка вытянутую в сторону Луны )
- Луна удаляется от Земли со скоростью ………..( 35 мм в год )
- Прецессия - ……………………………….( явление, при котором момент импульса тела меняет свое направление в пространстве под действием момента внешней силы )
А это снимок рельефа, напоминающего
развалины на Земле
Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».
- Очки
- Календарь
- Зонтик
- Скафандр
- Радиопередатчик
- Компас
5. Первичное закрепление. 4-5 мин
На этапе первичного закрепления подводится итог обсуждение вопроса «Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».
Фронтальная работа.
Выбрать необходимые предметы для путешествия из предложенных и обосновать выбор.
Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».
- Акваланг
- Шуба
- Скакалка
- Часы
5. Первичное закрепление. 4-5 мин
На этапе первичного закрепления подводится итог обсуждение вопроса «Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».
Фронтальная работа.
Выбрать необходимые предметы для путешествия из предложенных и обосновать выбор.
6. Физкультминутка. 3-4 мин
Вопросы
- Ближайшее к Земле небесное тело ?
- Диаметр Луны?
- Тёмные участки на Луне – это ...?
- Светлые участки – это ...?
- Почему мы видим только одну сторону Луны?
7. Применение новых знаний и умений. 4-5 мин
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
На этапе применения новых знаний и умений обучающиеся проговаривают новые правила про себя, выполняя самостоятельную работу письменно
– Ближайшее к Земле небесное тело (Луна) – Диаметр Луны? (3476 км) – Тёмные участки на Луне – это ...? (Моря) – Светлые участки – это ...? (Материки) – Почему мы видим только одну сторону Луны? (приливное трение затормозило вращение Луны) В оценочном листе отмечают количество баллов за выполненное задание.
5 правильных ответов – 5 баллов,
4 правильных ответа – 4 балла,
меньше 4 правильных ответов – 2 балла.
Ответы
- Луна
- 3476 км
- Моря
- Материки
- Приливное трение затормозило вращение Луны
7. Применение новых знаний и умений. 4-5 мин
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
На этапе применения новых знаний и умений обучающиеся проговаривают новые правила про себя, выполняя самостоятельную работу письменно
– Ближайшее к Земле небесное тело (Луна) – Диаметр Луны? (3476 км) – Тёмные участки на Луне – это ...? (Моря) – Светлые участки – это ...? (Материки) – Почему мы видим только одну сторону Луны? (приливное трение затормозило вращение Луны) В оценочном листе отмечают количество баллов за выполненное задание.
5 правильных ответов – 5 баллов,
4 правильных ответа – 4 балла,
меньше 4 правильных ответов – 2 балла.
8. Контроль усвоения знаний. 7-8 мин
На этапе контроля усвоения знаний обучающиеся выполняют самостоятельную работу с последующей взаимопроверкой и разбором ошибок.
Тест на тему «Луна»
1 вариант
1. Моря на Луне:
а) заполнены соленой водой; б) заполнены пресной водой; в) без воды.
2. Лунный день длится:
а) 12 часов; б) 1 неделю; в) 2 недели.
3. Луна легче Земли:
а) в 15 раз; б) в 81 раз; в) в 120 раз.
4. 2. Радиус Луны:
а) 3 476 км; б) 24 000 км; в) 1738 км.
5. Используя карту Луны, найдите и подпишите следующие объекты: моря (Кризисов, Изобилия, Облаков, Спокойствия), горные хребты (Альпы, Кавказ), кратеры (Архимед, Аристотель)
2 вариант
1. Большие темные области на Луне называют:
а) материками; б) морями; в) кратерами.
2. Диаметр Луны:
а) 3 476 км; б) 24 000 км; в) 1738 км.
3. Полный оборот вокруг Земли Луна делает за:
а) 20 часов; б) 29,5 суток; в) 12 суток.
4. Лунная ночь длится:
а) 24 часа; б) 2 недели; в) 1 неделю.
5. Используя карту Луны, найдите и подпишите следующие объекты: моря (Кризисов, Изобилия, Облаков, Спокойствия), горные хребты (Альпы, Кавказ), кратеры (Архимед, Аристотель)
В оценочном листе отмечают количество баллов за выполненное задание.
5 правильных ответов – 5 баллов,
4 правильных ответа – 4 балла,
меньше 4 правильных ответов – 2 балла.
Ответы
- 1 вариант
- № 1 в
- № 2 б
- № 3 б
- № 4 в
- 2 вариант
- № 1 б
- № 2 а
- № 3 б
- № 4 в
9. Рефлексия деятельности. 2-3 мин
На этапе рефлексии деятельности обучающиеся ответили на вопросы:
Удалось решить поставленную задачу? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания?
В оценочном листе отмечают количество баллов за урок и выставляют оценку.
16 баллов и выше – оценка «5»,
12 – 15 баллов– оценка «4»,
меньше 12 баллов– оценка «3».
Домашнее задание
- № 2 Луна движется вокруг Земли по орбите, близкой к круговой, со скоростью около 1 км/с. Среднее расстояние от Земли до Луны 384 тыс. км. Определите по этим данным массу Земли.
- § 14, изучить, решить задачи.
- № 1 Рассчитать силу притяжения Луны к Земле и сравнить с силой притяжения Луны к Солнцу.
10. Домашнее задание. 2-3 мин
§ 14, изучить, решить задачи.
№ 1 Рассчитать силу притяжения Луны к Земле и сравнить с силой притяжения Луны к Солнцу.
№ 2 Луна движется вокруг Земли по орбите, близкой к круговой, со скоростью около 1 км/с. Среднее расстояние от Земли до Луны 384 тыс. км. Определите по этим данным массу Земли.