Приложение к ООП НОО МОУ СОШ №9
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
городского округа Павловский Посад
Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ СОШ № 9
________________ Андрюхина Т.Е.
31. 08. 2018 г.
Выступление на семинаре
Тема «Технология обучения младших школьников».
Составитель:
Еронова Анна Алексеевна,
учитель начальных классов.
Технология обучения младших школьников-
перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении.
Технология народного учителя СССР С.Н. Лысенковой держится на трех "китах": комментируемом управлении учением, опорных схемах и перспективной подготовке учеников.
Методический прием «комментируемое управление» представляет ответ с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, наладить непрерывную обратную связь со всем классом .
С.Н. Лысенкова объединила комментирование трех действий: «думаю», «рассказываю», «записываю» и одновременно решила проблему управления классом.
С помощью комментированного управления:
• средний и слабый тянутся за сильным учеником;
• развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;
• ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.
Вторым «китом», на котором основана технология С.Н. Лысенковой, являются опорные схемы, или просто опоры.
Схема — опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником.
Опорные схемы — это выводы, оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Важное условие в работе с опорными схемами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают ее, работают с ней.
Для первоклассников опорные схемы — это естественный переход от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих решение учебных задач, к условному наглядно- образному представлению
Опорные схемы — это оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка выводы, которые рождаются в момент объяснения.
Таким образом, когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает схему), снимаются скованность, страх ошибки.
Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.
Важнейший элемент методики С.Н. Лысенковой –
опережающее обучение, которое состоит в предварительном пробном изучении наиболее трудного материала (знакомство с понятиями будущей темы, их уточнение и пр.) задолго до его прохождения по программе.
Опережающее обучение.
Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. При этом появляются новые в дидактике понятия, раскрывающие сущность опережения: частота опережений, длина или дальность опережения (ближнее опережение — в пределах урока, среднее — в пределах системы уроков, дальнее — в пределах учебного курса, межпредметные опережения).
Концептуальные положения:
• Успех - главное условие развития детей в обучении.
• Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; ребенок, у ко торого что-то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться.
• Предупреждение ошибок, а не работа над ними.
• Последовательность, системность содержания учебного материала.
• Дифференциация, доступность заданий для каждого.
• К полной самостоятельности — постепенно.
-Через знающего ученика учить незнающего.