СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.А.Булгаков. Биография писателя. Роман "Мастер и Маргарита". История создания.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

М.А.Булгаков. Биография писателя. Роман "Мастер и Маргарита". История создания.

Просмотр содержимого документа
«М.А.Булгаков. Биография писателя. Роман "Мастер и Маргарита". История создания.»

Семья. Образование

  • Булгаков родился 15 мая 1891 года в семье профессора Киевской духовной академии   Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены, преподавательницы женской прогимназии , Варвары Михайловны в Киеве
  • В семье было семеро детей : Михаил, Вера, Надежда, Варвара, Николай , Иван и Елена
  • В 1909 году Михаил Булгаков окончил  Первую киевскую гимназию  и поступил на медицинский факультет Киевского университета . Выбор профессии врача объяснялся тем, что оба брата матери, Николай и Михаил Покровские, были врачами . Булгаков в университете учился 7 лет. Подавал рапорт для службы врачом на флоте и после отказа медицинской комиссии по состоянию здоровья ( почечная недостаточность ), попросил послать его добровольцем Красного Креста в госпиталь .
  • 31 октября 1916 года получил диплом об утверждении «в степени лекаря  с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

А.И.Булгаков

Булгаков во время учебы

учёбы в Киевской Гимназии

Булгаков в 1910-х г.г. во время учебы

учёбы в Киевском университете Медицины

Дом в Киеве

Брак. Первая мировая война Ранее, в 1913 году , будучи студентом, женился на  Татьяне Лаппе  ( 1892—1982 ). Денежные трудности начались уже в день свадьбы (невеста потеряла деньги, которые ей прислал отец – в емесяц по 50 рублей). Булгаков же не любил экономить и был человеком порыва. После начала Первой мировой войны Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне . Затем он был направлен на работу в село Никольское  Смоленской губернии, после чего работал врачом в Вязьме . С 1917 года Булгаков стал употреблять  морфий , сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат , который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным . Избавиться от зависимости ему помогла жена – Татьяна Лаппа. Позже это найдет в его сборнике  «Записки юного врача» и рассказе «Морфий» ). Весной 1918 года Булгаков возвратился в Киев , где начал частную практику как врач-венеролог . Татьяна Лаппа

Брак. Первая мировая война

  • Ранее, в 1913 году , будучи студентом, женился на  Татьяне Лаппе  ( 1892—1982 ). Денежные трудности начались уже в день свадьбы (невеста потеряла деньги, которые ей прислал отец – в емесяц по 50 рублей). Булгаков же не любил экономить и был человеком порыва.
  • После начала Первой мировой войны Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне .
  • Затем он был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после чего работал врачом в Вязьме .
  • С 1917 года Булгаков стал употреблять  морфий , сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат , который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным . Избавиться от зависимости ему помогла жена – Татьяна Лаппа. Позже это найдет в его сборнике «Записки юного врача» и рассказе «Морфий» ). Весной 1918 года Булгаков возвратился в Киев , где начал частную практику как врач-венеролог .

Татьяна Лаппа

Гражданская война. Во время  Гражданской войны  в декабре 1918 года записался добровольцем в офицерские дружины для защиты Киева от войск  Директории* . В феврале 1919 года Булгаков был м обилизован как военный врач в белую армию Украинской Народной Республики . После взятия Киева в августе 1919 года   ушёл в Вооружённые силы Юга России  и был назначен военным врачом в 3-й Терский казачий полк, принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе против восставших горских племён. Печатался в газетах как журналист ( статья «Грядущие перспективы»* ). Во время отступления  в начале 1920 года Добровольческой армии  задумал эмигрировать* , но заболел тифом и не покинул страну , остался во Владикавказе . Его жена Татьяна  не смогла вывезти находящегося в тяжелом состоянии мужа,за что он упрекал ее в последствии (« Слабая женщина »*). После выздоровления , во Владикавказе, появились его первые драматургические опыты . «Я запоздал на 4 года с тем, что я должен был давно начать делать — писать» ( из письма брату, 1921)

Гражданская война.

  • Во время  Гражданской войны  в декабре 1918 года записался добровольцем в офицерские дружины для защиты Киева от войск  Директории* . В феврале 1919 года Булгаков был м обилизован как военный врач в белую армию Украинской Народной Республики . После взятия Киева в августе 1919 года   ушёл в Вооружённые силы Юга России  и был назначен военным врачом в 3-й Терский казачий полк, принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе против восставших горских племён. Печатался в газетах как журналист ( статья «Грядущие перспективы»* ).
  • Во время отступления  в начале 1920 года Добровольческой армии  задумал эмигрировать* , но заболел тифом и не покинул страну , остался во Владикавказе . Его жена Татьяна не смогла вывезти находящегося в тяжелом состоянии мужа,за что он упрекал ее в последствии (« Слабая женщина »*). После выздоровления , во Владикавказе, появились его первые драматургические опыты . «Я запоздал на 4 года с тем, что я должен был давно начать делать — писать» ( из письма брату, 1921)
В Москве. В декабре 1917 года Булгаков впервые приехал в Москву к своему дяде , известному московскому врачу Н. М. Покровскому* В конце сентября 1921 года М. А. Булгаков окончательно переехал в Москву  и начал сотрудничать как   фельетонист  со столичными газетами и журналами. В это же время он опубликовал некоторые свои произведения  в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине . В 1923 году Булгаков вступил во Всероссийский союз писателей . В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы  Любовью Евгеньевной Белозерской . В этом же году развелся с Татьяной Лаппа . Любовь Белозерская в 1925 году стала второй женой писателя . В 1926 году  спецслужба провело у писателя обыск , в результате которого были изъяты рукопись повести «Собачье сердце » и личный дневник . Л. Е. Белозерская

В Москве.

  • В декабре 1917 года Булгаков впервые приехал в Москву к своему дяде , известному московскому врачу Н. М. Покровскому*
  • В конце сентября 1921 года М. А. Булгаков окончательно переехал в Москву  и начал сотрудничать как   фельетонист  со столичными газетами и журналами. В это же время он опубликовал некоторые свои произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине . В 1923 году Булгаков вступил во Всероссийский союз писателей .
  • В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы  Любовью Евгеньевной Белозерской . В этом же году развелся с Татьяной Лаппа . Любовь Белозерская в 1925 году стала второй женой писателя .
  • В 1926 году  спецслужба провело у писателя обыск , в результате которого были изъяты рукопись повести «Собачье сердце » и личный дневник .

Л. Е. Белозерская

Театр. Критика. С октября 1926 года во  МХАТе  с большим успехом шла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса понравилась И. Сталину ( есть легенда, что он смотрел ее 15 раз ). В своих выступлениях И. Сталин говорил, что «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш», но когда пьеса была запрещена, Сталин велел вернуть её ( в январе 1932 года ), и до войны она больше не запрещалась . Однако ни на один театр, кроме МХАТа , это разрешение не распространялось. Одновременно с этим в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. А. Булгакова . По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных . Среди критиков были влиятельные литераторы и чиновники от литературы.

Театр. Критика.

  • С октября 1926 года во  МХАТе  с большим успехом шла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса понравилась И. Сталину ( есть легенда, что он смотрел ее 15 раз ). В своих выступлениях И. Сталин говорил, что «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш», но когда пьеса была запрещена, Сталин велел вернуть её ( в январе 1932 года ), и до войны она больше не запрещалась . Однако ни на один театр, кроме МХАТа , это разрешение не распространялось.
  • Одновременно с этим в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. А. Булгакова . По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных . Среди критиков были влиятельные литераторы и чиновники от литературы.
Театр. Звонок «вождя» В 1929 году Булгаков познакомился с  Еленой Сергеевной Шиловской* , которая стала его третьей , последней женой в 1932 году . К 1930 году произведения Булгакова перестали печатать , его пьесы изымались из репертуара театров («Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров» ). В 1930 году написал письмо Правительству СССР , датированное 28 марта 1930 года , с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин , который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ * В 1930 году работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи . С 1930 по 1936 год  — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1934 году Булгакову было дважды отказано в выезде за границу , а в июне он. был принят в Союз советских писателей* Опыт работы во МХАТ отразился в произведении Булгакова «Записки покойника» («Театральный роман») .  Е. С. Шиловская

Театр. Звонок «вождя»

  • В 1929 году Булгаков познакомился с  Еленой Сергеевной Шиловской* , которая стала его третьей , последней женой в 1932 году .
  • К 1930 году произведения Булгакова перестали печатать , его пьесы изымались из репертуара театров («Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров» ).
  • В 1930 году написал письмо Правительству СССР , датированное 28 марта 1930 года , с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин , который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ *
  • В 1930 году работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи . С 1930 по 1936 год  — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1934 году Булгакову было дважды отказано в выезде за границу , а в июне он. был принят в Союз советских писателей* Опыт работы во МХАТ отразился в произведении Булгакова «Записки покойника» («Театральный роман») .

Е. С. Шиловская

Театр. Проблемы.

  • В феврале 1936 года поставлен спектакль «Кабала святош» («Мольер») после почти пяти лет репетиций . Премьера, состоявшаяся 16 февраля , прошла с громадным успехом , но после семи представлений постановка была запрещена , а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой « фальшивой, реакционной и негодной » пьесе. После статьи в «Правде» Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре  как либреттист и переводчик . В 1937 году М. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I».
  • В 1939 году М. А. Булгаков работал над пьесой об И. Сталине («Батум»). Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем , когда пришла телеграмма об отмене спектакля : Сталин счёл неуместной постановку о себе*.
  • С этого момента здоровье Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение . Врачи диагностировали у Булгакова  гипертонический нефросклероз  — болезнь почек* . Булгаков начал употреблять морфий с целью снятия болевых симптомов . В этот же период писатель начал диктовать жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита» .
  • С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели Булгакова. 10 марта 1940 года , на 49-м году жизни, он скончался . Тело кремировали , прах захоронен 12 марта на Новодевичьем кладбище . Позже на его могиле по ходатайству вдовы Е. С. Булгаковой был установлен камень , прозванный «голгофой», который ранее стоял на могиле Н. В. Гоголя*.

История создания

  • Роман при жизни писателя не был завершен и опубликован.
  • Когда именно писатель приступил к работе над романом   точно не известно : по одним данным, черновые наброски Михаил Афанасьевич начал делать в 1928 году , по другим — в 1929-м
  • В первом варианте , состоявшем из 160 рукописных страниц, ] отсутствовали Мастер и Маргарита . Роману была присуща политическая острота . Писатель искал разновидности заголовков : среди названий фигурировали «Копыто инженера», «Гастроль (Воланда)», «Жонглёр с копытом» и другие.
  • Весной 1930 года Булгаков сжёг первую редакцию романа; причиной стало известие, что новая пьеса Михаила Афанасьевича («Кабала святош») «к представлению не разрешена ». В письме советскому правительству* (И.В.Сталину) писатель упоминает о том, что « лично, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе». Небольшая часть уничтоженного произведения (две тетради с разорванными страницами, а также немногочисленные рукописные листы из третьей тетради) уцелела .
  • В 1932 году писатель вновь вернулся к нереализованному замыслу , но и вторая версия серьёзно отличалась от итоговой.

История создания

  • Основательная работа над произведением началась через два года ; свидетельством того является авторская реплика , обнаруженная на одном из листков : «Помоги, Господи, написать роман».
  • Теперь среди персонажей появились Маргарита и ее спутник , который вначале именовался Поэтом , затем был назван  Фаустом * и, наконец, перевоплотился в Мастера .
  • Из письма Викентию Вересаеву : «Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатёнках, я стал марать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю. Я тешу себя сам! Пусть упадёт в Лету!»
  • Окончательное название   закрепилось, судя по дневникам Елены Сергеевны Булгаковой, в 1937 году (изначально автор остановился на названии «Князь тьмы» ).
  • Помощь в подготовке машинописного текста оказывала сестра Елены Сергеевны —  Ольга Бокшанская , которая очень ответственно относилась к перепечатыванию черновиков, что, по словам Булгакова, «за время работы улыбнулась лишь один раз» * .
  • Из письма жене Елене Сергеевне : «Эх, тебе издалека не видно, что с твоим мужем сделал после страшной литературной жизни последний закатный роман»
  • Зимой 1940 года самочувствие Михаила Афанасьевича резко ухудшилось . Писатель уже не вставал с постели , однако продолжал работать; его жена в те дни отмечала в дневнике: «Миша, сколько хватает сил, правит роман, я переписываю» .
  • В конце зимы 1940 года Михаил Афанасьевич почти утратил возможность диктовать , однако по-прежнему пытался редактировать рукопись . Последняя авторская правка была внесена 13 февраля в главу о Маргарите, наблюдающей за похоронами Берлиоза, и звучала как предчувствие : «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?» (ЦЦЕНА С Маргаритой и Азазелло)

Публикация

  • За пять месяцев до смерти Булгаков составил завещание , согласно которому забота о рукописях поручалась его жене . На доработку «Мастера и Маргариты» вдова писателя потратила более двадцати лет *. Елена Сергеевна делала несколько попыток напечатать роман .
  • В 1940 году она подготовила сборник избранных произведений . Однотомник так и не вышел в свет .
  • В 1946 году одно из писем вдовы писателя удалось вручить сотруднику аппарата  Сталина  Александру Поскрёбышеву . Ответ из управленческих органов казался обнадёживающим: Булгаковой порекомендовали обратиться к директору Гослитиздата, который «будет в курсе». Однако следом появилось постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“», затронувшее судьбы многих «вредоносных» литераторов. Это событие заставило издателей быть осторожными и реагировать на вопрос о публикации «Мастера и Маргариты» словами «Не время…».
  • В 1962 году (в эпоху «оттепели») в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга Булгакова «Жизнь господина де Мольера» ; в справке, сопровождавшей роман,  Вениамин Каверин упомянул о «Мастере и Маргарите» к ак о произведении, в котором « невероятные события происходят в каждой главе ».
Публикация Впервые роман был напечатан в сокращённом виде в журнале «Москва» (№ 11, 1966 и № 1, 1967 ). По данным исследователей, из текста было изъято «более 14 000 слов».   НО в «самиздате» (неофициальное производство) появились отдельные машинописные списки всех кусков текста , отсутствующих в журнальной публикации * . В 1967 году в издательстве «YMCA-Press» (Франция) вышел первый полный книжный вариант романа, текст которого соответствовал машинописной рукописи. В СССР отдельное книжное издание впервые увидело свет в 1973 году . Этому событию предшествовал выход Постановления секретариата ЦК КПСС «О переиздании художественных произведений писателей 20-х годов» / В документе говорилось, что книги указанных писателей и поэтов предполагается выпустить в 1973—1975 годах «ограниченными тиражами», с обязательными « вступительными статьями и комментариями, дающими  марксистско-ленинскую оценку творчества автора». *

Публикация

  • Впервые роман был напечатан в сокращённом виде в журнале «Москва» (№ 11, 1966 и № 1, 1967 ). По данным исследователей, из текста было изъято «более 14 000 слов».  НО в «самиздате» (неофициальное производство) появились отдельные машинописные списки всех кусков текста , отсутствующих в журнальной публикации * .
  • В 1967 году в издательстве «YMCA-Press» (Франция) вышел первый полный книжный вариант романа, текст которого соответствовал машинописной рукописи.
  • В СССР отдельное книжное издание впервые увидело свет в 1973 году . Этому событию предшествовал выход Постановления секретариата ЦК КПСС «О переиздании художественных произведений писателей 20-х годов» / В документе говорилось, что книги указанных писателей и поэтов предполагается выпустить в 1973—1975 годах «ограниченными тиражами», с обязательными « вступительными статьями и комментариями, дающими  марксистско-ленинскую оценку творчества автора». *
Домашнее задание Читать роман «Мастер и Маргарита». Информация о Воланде и его «свите»: образы, цель визита, поступки, характеристика.

Домашнее задание

  • Читать роман «Мастер и Маргарита».
  • Информация о Воланде и его «свите»: образы, цель визита, поступки, характеристика.