ЛИТЕРАТУРНАЯ
ВИКТОРИНА
Назовите известные вам произведения, какие можно назвать сатирическими. Вспомните их авторов.
М. Е. Салтыков – Щедрин
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
- - Да, - отвечал генерал, признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают.
- - Стало быть, если например, хочешь куропатку съесть, то должен ее сначала изловить, убить, ощипать, из жарить… Только как все это сделать?..
- -Теперь я бы, кажется¸ сапог собственный съел! – сказал один генерал.
- -Хороши тоже бывают перчатки, когда долго ношены! – вздохнул другой генерал≤…≥
- Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки. Устлавши, уложил на дно генералов и, перекрестившись, поплыл. Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да кормит генералов селедками.
Назовите известные вам произведения, какие можно назвать сатирическими. Вспомните их авторов.
- «Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а это – черт знает что! Ни шерсти, ни вида…подлость одна только… И этакую собаку держать?! Где же у вас ум? Попадись такая собака в Петербурге или Москве, то знаешь что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально – не дыши! Ты, Хрюкин, так этого дела не оставляй… Нужно проучить! Пора…»
А. П. Чехов, рассказ «Хамелеон»
Назовите известные вам произведения, какие можно назвать сатирическими. Вспомните их авторов.
Н. В. Гоголь
- “ То же я должен вам заметить и об участие по исторической части. Он учёная голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах – ещё ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей – богу! Сбежал с кафедры и что есть силы хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»
пьеса
«Ревизор»
ЧТО ТАКОЕ САТИРА?
ВИДЫ САТИРЫ.
Сатира - вид комического(komikos- греч., весёлый, смешной), эстетическая категория, единственным предметом которой является человек (человекоподобное в животных и т.д.).
Предметом сатиры служат пороки. Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал.
Источник сатиры - противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.
- Ирония - смешное скрывается под маской серьёзного.
- Юмор - серьёзное скрывается под маской смешного.
- Сарказм - высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ САТИРА ОТ ЮМОРА?
СРЕДСТВА САТИРЫ.
- Гиперболизм, гротескность.(преувеличение, иногда до невероятных размеров)
- Несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием.
- Контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает.
Юмор (англ.humor- нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. Юмор – смех веселый и доброжелательный.
Сатира - злой, уничтожающий смех.
От сатиры по определенно - личному содержанию нападений и обличений в произведении следует отличать памфлет и пасквиль (сочинение оскорбительного характера)
М. А. Булгакова
называли продолжателем сатирических традиций
М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. В. Гоголя.
ЦЕЛИ УРОКА:
- познакомиться с жизнью и творчеством М.А. Булгакова
- познакомиться с творческой историей повести “Собачье сердце”
- познакомить с темой, идеей, сатирической направленностью произведения
Михайл Афанасьевич Булгаков родился 15 (3) мая 1891 года в Киеве.
Отец Афанасий Иванович доцент, преподаватель духовной академии. Он являлся редким специалистом по демонологии, так что эта тема могла заинтересовать будущего писателя еще в родительском доме.
Дом Булгакова на Андреевском спуске
Мать Варвара Михайловна занималась воспитанием детей и домохозяйством.
А семья была многодетной, где кроме Михаила воспитывалось еще два сына (Николай и Иван) и четыре дочери (Вера, Надежда, Варвара и Елена). Семья была творческого происхождения .
Семейство было дружное, веселое. «У нас в доме интеллектуальные интересы преобладали, - вспоминала сестра писателя Надежда Булгакова-Земская. – Очень много читали. Прекрасно знали литературу. Занимались иностранными языками. И очень любили музыку… наше основное увлечение была все-таки опера. Например, Михаил, который умел увлекаться, видел «Фауст», свою любимую оперу, 41 раз – гимназистом и студентом».
Мать сумела дать сыну образование. До осени 1900г. - учится дома, затем - первый класс Александровской гимназии.
гимназист выпускного класса
Киевской Первой гимназии
Киев 1908г.
Уже в гимназии Булгаков проявляет свои способности: пишет стихи, рисует карикатуры, играет на рояле, поёт, сочиняет устные рассказы и прекрасно их рассказывает.
Окончив гимназию, Михаил Булгаков не особенно колебался в выборе профессии: влияние родственников-врачей, братьев Василия, Николая и Михаила Покровских; близкое присутствие друга их дома, педиатра И. П. Воскресенского, перевесило наследственные корни предков – священнослужителей, да и время, и воспитание было уже совсем другое. 21 августа 1909 года он был зачислен на медицинский факультет Императорского Университета
св. Владимира в
Киеве. Учеба
проходила и в
условиях начавшейся
тогда войны
1914-1918 гг.
Николай Михайлович Покровский, врач, дядя М.А. Булгакова
Михаил Михайлович Покровский,врач,
Дядя М.А.Булгакова
М.Булгаков
студент 1курса
медицинского факультета
Киевского Императорского университета
св.Владимира
М.А. Булгаков, студент-медик, в военном госпитале в группе раненых. Саратов. Фото 1914
Окончив медицинский факультет Киевского университета с отличием в 1916 году, он вступил в Красный Крест и добровольно уехал на юго-западный фронт. Принял участие в организации лазарета для раненых при Казенной палате в Саратове и работал там врачом. Работал в военных госпиталях Западной Украины, затем был переведен в Смоленскую область, служил в селе Никольском, а с сентября 1917 года – в Вяземской городской больнице.
Врачебная практика молодого Булгакова нашла отражение в цикле рассказов «Записки юного врача» (1925-1927). Согласно сохранившимся документам земской больницы, Булгаков был великолепным врачом, успешно выполнял различные хирургические операции.
М.Булгаков
среди медперсонала
военного госпиталя
Саратов 1914г.
После проведенной одной из операции, он опасался заболеть дифтерией, а потому начал принимать антидифтерийное лекарство, вызвавшее аллергию . И для уменьшения последней, он начал принимать морфий. Вскоре эта привычка стала постоянной.
Дядя М.А. Булгакова Николай Михайлович Покровский
1917 год застал Булгакова в Москве, куда он впервые приехал в гости к дяде – известному врачу-гинекологу Н.М. Покровскому. Именно последний стал прообразом профессора Преображенского в повести «Собачье сердце».
В конце 1919 – начале 1920 годов из-за обструкции* болезни, Михайл Афанасьевич навсегда оставил медицину и решил заниматься писательством. И он перебрался в сентябре 1921 года в Москву.
*Обструкция - это патологическое состояние, при котором происходит нарушение дыхания, человек не может полностью сделать вдох из-за спазма бронхов.
Булгакова посещали мысли об эмиграции, он даже пытался сесть на один из теплоходов, идущих в Константинополь. Это не удалось, и осенью 1921 года вместе с женой уехал в Москву. На первых порах работал и секретарем ЛИТО Главполитпросвета, и конферансье в каком-то театрике на окраине.
В 1922 Булгаков публиковал не только фельетоны и корреспонденции, но и рассказы. В 1924 работал в газете железнодорожников — "Гудок" .
Начиная с 1923 года Михаил Афанасьевич являлся членом Всероссийского Союза писателей.
В 1925 в альманахе "Недра" была опубликована повесть "Роковые яйца", вызвавшая недовольство властей.
«Это острый памфлет на современность , - писал зампред совнаркома Л. Б. Каменев, – печатать ни в коем случае нельзя».
Созданная в этом же году блестящая философско –сатирическая повесть «Собачье сердце» опубликована не была (вышла лишь в 1987 г. ) .
Внезапно, к 1930 году Булгаков впал в немилость: его произведения и пьесы начали изымать из репертуара театров, перестали публиковать произведения, особенно ожесточенно ругали критики. Сильно пошатнулось его материальное положение, которое в итоге и вынудило Михаила Афанасьевича написать открытое письмо, адресованное И. Сталину с просьбой позволить либо навсегда покинуть страну, либо нормально продолжать работать в театре. Ответ пришёл положительный.
В 1930 году некоторое время работал режиссером в Центральном театре рабочей молодежи, затем – до 1936 года выполнял обязанности режиссера-ассистента во МХАТе.
В 1939 году Булгаков трудился над пьесой «Батум» (посвященной И. Сталину), но в самый последний момент Сталин передумал давать добро на эту постановку и «Батум» был запрещен.
Эта неудача серьезно отразилась на здоровье М.А. Булгакова: он потерял зрение, это наследуемая болезнь от отца. Он вновь начал принимать морфий для снятия болевого синдрома. Тогда же, словно предчувствуя неладное, Михаил Афанасьевич стал диктовать супруге окончательный вариант «Мастера и Маргариты».
Коллекционная книга "Мастер и Маргарита"
10 марта 1940 года величайшего писателя, драматурга и режиссера не стало.
Похоронен классик русской и мировой литературы на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е.С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.
«Я никак не могла найти того, что бы я хотела видеть на могиле Миши – достойного его. И вот однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, – я увидела глубоко запрятавшуюся в яме какую-то глыбу гранитную. Директор мастерской на мой вопрос, объяснил, что это – Голгофа, снятая с могилы Гоголя, когда ему поставили новый памятник. По моей просьбе, при помощи экскаватора, подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили».
Повесть “Собачье сердце” (1925) вызвала целый шквал нападок на писателя со стороны официальных властей и критики. В марте 1926 г. МХАТ подписал с Булгаковым договор на инсценировку “Собачьего сердца”, однако в связи с вмешательством партийно-государственной цензуры в дела театра договор был расторгнут в апреле 1927 г. В конце 1927 г. вышел в свет стенографический отчет майского партсовещания по вопросам театра при Агитпропе ЦК ВКП (б) “Пути развития театра”.
Почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987году?
Всеволод Иванович Сахаров — российский литературовед, литературный критик и педагог. Доктор филологических наук (1993). Член Союза писателей СССР (1978).
“ Собачье сердце” – шедевр булгаковской сатиры. Сатира Булгакова – умная и зрячая.
В. Сахаров
В архиве Булгакова сохранился экземпляр этой книги с многочисленными пометами автора.
П. И. Лебедев-Полянский, тогдашний начальник Главлита, резко критиковал МХАТ за “консервативную” репертуарную линию и доказывал, что “ если бы Советская власть в лице партийных представителей и цензурных органов не вмешалась в репертуар 26—27 года, то этот репертуар Художественного и других театров был бы заполнен булгаковщиной, сменовеховщиной, мещанством” .
В этот период произошло еще одно событие в жизни Булгакова — при обыске весной 1926 г. забрали его дневники и рукопись “Собачьего сердца”.
В конце 50-х годов В. М. Молотов сказал одному из своих посетителей А. М . Ушакову: “Дневники Булгакова читало
все Политбюро. Ваш Булгаков — антисоветчик!”
Таким образом, “Собачье сердце”, попав под пресс цензуры, не могло быть в то время ни опубликовано, ни поставлено в театре.
Молотов Вячеслав Михайлович (1890-1986)
Люди, искушенные в литературе, повесть хвалили. Например, 8 апреля 1925 г. писатель Викентий Вересаев (Смидович) (1867-1945) писал поэту Максимилиану Волошину (Кириенко-Волошину) (1877-1932): " Очень мне приятно было прочесть Ваш отзыв о М. Булгакове... юмористические его вещи - перлы, обещающие из него художника первого ранга. Но цензура режет его беспощадно. Недавно зарезала чудесную вещь "Собачье сердце", и он совсем падает духом".
«Восемьдесят лет назад молодой Михаил Булгаков написал вещую повесть «Собачье сердце», которой мы не устаём удивляться сегодня и которую постоянно перечитываем с упоением.
Её можно прочесть и как опыт художественной антропологии и патологоанатомии, показавший удивительные духовные превращения человека под бестрепетным скальпелем истории».
(Всеволод Иванович Сахаров )
СЮЖЕТ ПОВЕСТИ
В центре произведения поставлен невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина , Преображенский ко всеобщему изумлению получает из собаки человека, бездомный Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина, и профессор вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его. Он все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: профессор Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.
Писатель поднимает проблему идеологии и политики большевизма, необразованности тех, кто добрался до власти, невозможности насильного изменения порядка в истории. Результаты революции плачевны, она, как и операция профессора Преображенского, привела к совсем неожиданным последствиям, вскрыла самые страшные
болезни общества.
ТЕМА
человеческой природы, натуры, характеров также затронута автором.
Он даёт полупрозрачный намёк на то, что человек чувствует себя слишком всесильным, но не в состоянии контролировать плоды своей деятельности.
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ повести:
необразованному, незрелому “народу” типа Шариковых нельзя давать власть, они морально незрелы, такой эксперимент обернётся катастрофой для общества и истории. Слишком узким будет вывод о художественных целях автора с позиции государственного строя и политики 20–30 годов, поэтому обе идеи имеют право на жизнь.
ПРОБЛЕМАТИКА произведения:
насильственное изменение общественного строя и уклада неминуемо приведёт к плачевным результатам, “эксперимент” будет неудачным.
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ произведения в том,
что не у всех людей от рождения нормальные, духовно “здоровые” сердца. Есть на земле люди, которые живут жизнью Шарикова, у них собачьи (плохие, злые) сердца от рождения.
ИДЕЯ повести Булгакова:
любое искусственное вмешательство в природу, общество, историю, политику, и другие сферы не приведёт к позитивным изменениям. Автор придерживается здорового консерватизма.
ОБЩАЯ СХЕМА КОМПОЗИЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ПРОЛОГ
ВВОДНЫЕ ЭПИЗОДЫ
ЭКСПОЗИЦИЯ
ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ
ЗАВЯЗКА ДЕЙСТВИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРЕДВАРЕНИЕ
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАМЛЕНИЕ
КУЛЬМИНАЦИЯ
РАЗВЯЗКА
ЭПИЛОГ
СЮЖЕТ
ПОВЕСТИ
Завязка
(монолог Шарика)
Развитие действия ( Шарик у профессора, операция, очеловечивание собаки)
Эпилог (Шарику «свезло»)
Развязка (возвращение Шарика в прежнее состояние)
Кульминация (бесчинства Шарикова)
Общественно-политическая ситуация в России 20-годов
КОМПОЗИЦИЯ?
столовые «нормального» питания
рестораны
чистопородные пролетарии с низким уровнем культуры
буржуи-интеллигенты
голод, воровство, нищета, болезни, жестокость, унижения
кусок колбасы
КОЛЬЦЕВАЯ
(8 глав и эпилог)
тело
гипофиз
Пес-дворняга
Шарик-
добродушный,
наблюдательный
Отвратительный человек
Полиграф
Полиграфович
Шариков
ДОНОРЫ
Клим Чугункин-
пьяница, пролетарий
Повесть начинается с описания собаки, которая вскоре становится человеком; заканчивается тем, с чего началось: Шариков прооперирован и снова обретает облик животного.
Особенностью композиции являются дневниковые записи Борменталя о результатах эксперимента, о перерождении пациента, о его достижениях и деградации. Таким образом, история “жизни” Шарикова документально зафиксирована помощником профессора. Ярким ключевым моментом композиции является знакомство Шарикова со Швондером, который оказывает решающее влияние на формирование личности новоиспечённого гражданина.
В центре рассказа два главных героя: профессор Преображенский и Полиграф Шариков, именно они имеют сюжетообразующую роль. В завязке произведения интересен приём автора, когда жизнь показывается глазами пса Шарика, его “собачьи” размышления о погоде, о людях и собственной жизни – отражение того немногого, что нужно для спокойного существования. Кульминацией повествования является перерождение Полиграфа, его моральное и духовное разложение, наивысшим проявлением которого стал замысел убийства профессора. В развязке Борметаль и Филипп Филиппович возвращают подопытного в его первоначальный вид, чем исправляют свою ошибку. Этот момент очень символичен, так как определяет то, чему учит повесть: некоторые вещи можно исправить, если признать свою ошибку.