СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Булгаков."Мастер и Маргарита" (Введение в роман)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита" - достаточно сложное произведение для восприятия неподготовленного читателя. Цель данной работы - подготовить учеников к прочтению романа, ввести их в роман, помочь  понять композиционную многослойность произведения. 

Просмотр содержимого документа
«М.Булгаков."Мастер и Маргарита" (Введение в роман)»

Михаил  Булгаков Роман «Мастер и Маргарита»

Михаил Булгаков

Роман

«Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» - одно из загадочнейших явлений русской литературы 20 века. Это произведение имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остается равнодушным.  В чем же специфика произведения? Что хотел сказать своим читателям автор?

Роман «Мастер и Маргарита» - одно из загадочнейших явлений русской литературы 20 века. Это произведение имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остается равнодушным. В чем же специфика произведения? Что хотел сказать своим читателям автор?

 Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели.  С. Маршак

Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. С. Маршак

 Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гёте «Фауст».

Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

Гёте «Фауст».

История создания романа 1929 1928 – 1938 1928 Замысел Начало работы 8 редакций 1931 – 1932 Первоначально Продолжение работы, появление образов Мастера и Маргариты  роман о Дьяволе , без Мастера и Маргариты  1930 сжёг  рукопись 1936 Заключительная глава 1936 1940 Название романа Редактирование , переписывание Опубликован впервые в журнале «Москва» в  1966 – 1967 годах

История создания романа

1929

1928 – 1938

1928

Замысел

Начало работы

8 редакций

1931 – 1932

Первоначально

Продолжение работы,

появление образов

Мастера и Маргариты

роман о Дьяволе ,

без Мастера и

Маргариты

1930

сжёг

рукопись

1936

Заключительная

глава

1936

1940

Название романа

Редактирование ,

переписывание

Опубликован впервые в журнале «Москва» в 1966 – 1967 годах

Жанр романа   Философский Сатирический Любовный

Жанр романа

  • Философский
  • Сатирический
  • Любовный

Время и пространство Реальное Москва 20 – 30 годы ХХ века Библейское (мифологическое ) Ершалаим 1 год н.э.  Фантастическое  Перемещение во времени и Пространстве (Воланд и его свита)

Время и пространство

Реальное

Москва

20 – 30 годы

ХХ века

Библейское

(мифологическое )

Ершалаим

1 год н.э.

Фантастическое

Перемещение

во времени и

Пространстве

(Воланд и его свита)

Основные темы Добра и зла Свободы и несвободы Любви и верности Личной ответственности Нравственного выбора Преступления и наказания

Основные темы

  • Добра и зла
  • Свободы и несвободы
  • Любви и верности
  • Личной ответственности
  • Нравственного выбора
  • Преступления и наказания
Проблематика романа Как соотносятся добро и зло? Что такое истина? Нужно ли в этом мире милосердие? Несёт ли человек ответственность за свой нравственный выбор? Какую роль в жизни человека играет власть?

Проблематика романа

  • Как соотносятся добро и зло?
  • Что такое истина?
  • Нужно ли в этом мире милосердие?
  • Несёт ли человек ответственность за свой нравственный выбор?
  • Какую роль в жизни человека играет власть?
Композиционное своеобразие «Роман в романе» «Роман о романе» Принцип зеркального  отражения Образы - двойники Образы - антагонисты Три мира.

Композиционное своеобразие

  • «Роман в романе»
  • «Роман о романе»
  • Принцип зеркального

отражения

  • Образы - двойники
  • Образы - антагонисты
  • Три мира.
 Три мира Древний Современный  Вечный

Три мира

Древний

Современный

Вечный

Образы - двойники Алоизий Могарыч  Иуда

Образы - двойники

  • Алоизий Могарыч
  • Иуда
Образы - двойники  Маргарита  Левий Матвей

Образы - двойники

  • Маргарита

  • Левий Матвей
Образы - двойники  Понтий Пилат Мастер

Образы - двойники

  • Понтий Пилат
  • Мастер
Образы - антогонисты  Иешуа Га Ноцри Воланд

Образы - антогонисты

  • Иешуа Га Ноцри
  • Воланд
Проблемные вопросы Кто из героев несёт добро и кто сеет зло? Кто ищет истину? Кто из героев воплощает мотив милосердия? Кто из героев делает нелёгкий нравственный выбор? Чем определяется сам выбор?

Проблемные вопросы

  • Кто из героев несёт добро и кто сеет зло?
  • Кто ищет истину?
  • Кто из героев воплощает мотив милосердия?
  • Кто из героев делает нелёгкий нравственный выбор? Чем определяется сам выбор?

Герои романа

Герои романа

Мастер и Маргарита

Мастер и Маргарита

Мастер

Мастер

МАРГАРИТА

МАРГАРИТА

Понтий Пилат

Понтий Пилат

Пилат и Иешуа

Пилат и Иешуа

Воланд и его свита

Воланд и его свита

Герой – загадка!!! Что объединяет Мастера и Воланда? Почему судьбу Мастера и Маргариты устраивает Воланд? Почему Воланду интересен роман Мастера?

Герой – загадка!!!

  • Что объединяет Мастера и Воланда?
  • Почему судьбу Мастера и Маргариты устраивает Воланд?
  • Почему Воланду интересен роман Мастера?

Кот Бегемот

Кот Бегемот

Азазелло

Азазелло

 За мной, мой читатель…

За мной, мой читатель…