СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Е. Салтыков-Щедрин. Идейно-художественное своеобразие сказок писателя. «Премудрый пискарь». Тематика, проблематика, сюжет. Особенности сатиры.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

М. Е. Салтыков-Щедрин. Идейно-художественное своеобразие сказок писателя. «Премудрый пискарь». Тематика, проблематика, сюжет. Особенности сатиры.

Цели урока. выявить идейно-художественное своеобразие сказки, истинные и мнимые ценности, которые проповедует автор

Просмотр содержимого документа
«М. Е. Салтыков-Щедрин. Идейно-художественное своеобразие сказок писателя. «Премудрый пискарь». Тематика, проблематика, сюжет. Особенности сатиры.»

Урок № 31 _________________

М. Е. Салтыков-Щедрин. Идейно-художественное своеобразие сказок писателя. «Премудрый пискарь». Тематика, проблематика, сюжет. Особенности сатиры.

Цели урока. выявить идейно-художественное своеобразие сказки, истинные и мнимые ценности, которые проповедует автор

Ход урока.

I. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Работа по теме урока. Время написания и публикации сказки – время «разгула» реакции и террора в стране, время цензурных гонений. У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». Однако обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснять только произволом цензуры, более важными оказались содержательные возможности этого жанра. сатирическая сказка из цикла «Сказки для детей изрядного возраста», вышедшая в 1883 году. Время написания и публикации сказки - трудная пора реакции и террора в стране, после удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II. В нравственную среду жизни проникают подозрительность, недоверие, равнодушие, трусость. В эту пору сатирик и берется своей сказкой “Премудрый пискарь” напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой).

- Каково значение эпитета «премудрый» в заглавии сказки? Какую роль играет в этом слове приставка?

(При необходимости дети могут воспользоваться толковым словарём. Премудрый – очень мудрый; мудрый – одарённый большим умом; премудрый – исполненный глубокой, высшей мудрости, т.е. обладающий очень большим умом; ум – познавательная и мыслительная способность; высокое развитие интеллекта).

1. Работа в парах. Учащиеся подбирают синонимы к слову «премудрый». (Умный, мудрый, разумно мыслящий, интеллектуальный, стремящийся к новым

- А какие антонимы? (Глупый, бестолковый, несообразительный, дурак.)

Салтыков-Щедрин называет своего героя «премудрым», но какой смысл вкладывает в это слово? (Иронический, насмешливый, язвительный.)

2. Беседа по прочитанному:

- Расскажите о жизненной позиции старого пескаря. «Гляди в оба». Позиция старого пескаря заключается в предостережении, напоминающем о необходимости устраниться от массы жизненных опасностей и невзгод, заботиться о себе, о собственной своей сохранности и благополучии).

- На каких людей намекает автор, рассказывая о нашем герое? («Был он пескарь просвещенный, умеренно-либеральный»). Это, намек на людей интеллигентных; живущих по принципу: «Надо так прожить, чтоб никто не заметил».

- Что за мысли посещают пескаря перед смертью? Рой вопросов смущает пескаря: «Какие у него были радости»? «Кого он утешил»? «Кому доброе слово сказал». Пескаря гложет обида, что другие рыбы именуют его «дураком», «остолопом».

- Как, по предположению автора кончает свою жизнь пескаря? «Жил-дрожал, и умирал – дрожал». Нелепая жизнь – нелепая смерть.

- Вывод: Итак, в сказке «Премудрый пескарь» содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете кроме собственной персоны лишает жизнь всякого смысла, ума, чести, совести.

3. Работа с текстом в группах.

- Человек по-разному может прожить отмерянное ему время. От чего, по-вашему, это зависит? (От воспитания, окружающей среды, т.е. обстоятельств, от самого человека, уровня его развития, самосознания).

Задание для группы №1. Выяснить по тексту сказки, каким было воспитание пискаря.

Задание для группы №2. Выяснить влияние окружающей среды на жизнь пискаря.

Задание для группы №3. Исследовать степень участия самого пескаря в собственной судьбе, его образ жизни .

Группа №1. - Отец и мать «воспитывали» пискаря, опираясь на свой жизненный опыт, учили жить «помаленьку да полегоньку», избегать опасностей («Смотри, сынок,- говорил старый пискарь, умирая,- коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»). Отец предостерегал его и от уды, чтобы в уху не угодил, чтобы щука не заглотила. И «пискарь отлично запомнил поучения пискаря-отца да и на ус себе намотал».

Группа №2. - Советы отца как нельзя лучше пригодились пискарю – сыну в жизни. Среда, его окружающая, грозила бедами отовсюду и почти что каждый день «всякая рыба его заглотить может» (потому как он меньше всех); «рак может его клешнёй пополам перерезать»; «водяная блоха – в хребет впиться и до смерти замучить»; «даже свой брат пескарь…» отнимает добычу; человек может его поймать и сварить уху. Одним словом, «пескарю везде мат». Такие обстоятельства вызывают в нём лишь страх, бороться с ними он не может, потому что слишком дорожит своей жизнью.

Группа № 3 - Пискарь ведёт замкнутый образ жизни. Принцип, которому он следует все годы своей жизни, звучит так: «Надо прожить, чтоб никто не заметил». Для этого он выдолбил нору, где мог помещаться только он один. Пескарь предпочитает не есть, не пить, нежели лишиться жизни с сытым желудком. Он не женился, детей не имел («Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!»). Нет в его жизни никаких других привычных радостей: он не имеет друзей, даже не играет в карты, не пьёт, табаку не курит, за девушками не гоняется, не досыпает ночей, куска не доедает. Страх быть съеденным сделал его эгоистичным и чёрствым: никого он не обогрел, никого не утешил, прожил свою жизнь, никого не любя.

  - Как относятся к такому образу жизни пескаря другие обыватели? («Другие рыбы» называют его остолопом, т.е. дураком, болваном, «который…никого не видит, ни с кем хлеба – соли не водит, а всё только распостылую свою жизнь (т.е. жизнь, вызывающую отвращение) бережёт»; «многие души» называют его дураком, срамцом, идолом и удивляются тому, как таких вода терпит. И только щуки (рыбы-хищники, не кроется ли за этой аллегорией самодержавие?) довольны его поведением: «Вот кабы все так жили – то-то бы в реке тихо было!»).

- Осознаёт ли сам пескарь последствия постылой жизни? В какой момент он это делает и почему? (Только прожив сто лет и более и находясь на смертном одре, он ужасается, представив, что было бы, если все стали так жить. Однако менять что-либо слишком поздно: «…смерть у него на носу», он почти ослеп от вечных сумерек в норе, измождён и всё дрожит в ожидании смерти. Почему он всё-таки задумался о своём существовании? Потому что никому оказался не нужен, некого учить уму-разуму, как учил его, умирая, отец, да и никто не называет его премудрым).

- Почему же всё-таки Щедрин называет своего героя «премудрым»? Искренне ли он это делает? (Сначала и в самом деле можно принять его за «премудрого», ведь автор утверждает, что у него – «ума палата» и родители у него умными были. В кого же ему быть глупым? Но нельзя не заметить в названии сказки авторской иронии: как следует из текста, мудрость родителей также заключалась в умении спасти свою жизнь («А он, не будь глуп, во все лопатки – домой!»), и сами они изобличают себя («…да ведь с нами, пескарями, что глупее, то вернее…»). Да и устами обывателей автор развенчивает это качество своего героя: глупо тратить «ума палату» и «просвещённость» на борьбу с кознями своих врагов только ради того, чтобы спасти, сохранить себя, дрожа всю жизнь от страха).

- Зачем сатирик прибегает к аллегории, наделяя мелкую рыбёшку человеческими качествами? Обращаю внимание учащихся на записанную на доске цитату М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Уж очень худое время наступает. Атмосфера словно арестантским чем-то насыщена, света нет, голосов не слыхать, сплошные сумерки, в которых какие-то вялые существа. Куда бредут эти существа и зачем бредут – они и сами не знают, но, наверное, их можно повернуть и направо, и налево, и назад – куда хочешь. Всем как-то всё равно».

- Что это за «худое время»? Что вы знаете о той эпохе, когда была написана сказка? (1833 год – время жестокой расправы самодержавия с революционерами-народовольцами, убившими 1 марта 1881 года Александра II. Нельзя было открыто высказывать свои революционные взгляды. Приходилось обращаться к аллегории).

- Кого напоминают эти «вялые существа» из высказывания писателя? Кого автор под ними подразумевает? (Премудрый пискарь – аллегория русской интеллигенции, значительная часть которой в 80 годы оказалась растерянной перед нарастающим произволом самодержавия, и, осознавая необходимость борьбы с ним, не знала, как это сделать, обрекая себя на бездействие).

- Какая участь ожидает таких людей? Как это показано в сказке? (Трагическая: пескарь всё-таки гибнет).

- За что наказан премудрый пискарь? Найдите в тексте авторскую позицию. Какой идеал человеческой жизни он утверждает?  (Пискарь наказан за то, что прожил никчёмную жизнь. Писатель осуждает своего героя за глупость, эгоизм, трусость и малодушие, пассивность и бездействие, утверждая истинные человеческие ценности (обратиться к кластеру). Чтение фрагмента текста со слов «Неправильно полагают те, кои думают…» до слов «…живут, даром место занимают да корм едят»).

Итог урока. Рефлексия. Какой нравственный урок содержит сказка «Премудрый пескарь?» 

Домашнее задание Повторить изученное, подготовиться к проверочной работе


История написания сказки «Премудрый пискарь» — это череда интересных фактов:

1. «Премудрый пискарь» был создан в 1882 году, когда в среде русской интеллигенции царило разочарование от провала реформ и начала эпохи реакции. Российская империя превращалась в полноценное капиталистическое государство, что постепенно превращало общество в серую безликую массу, в которой есть только конкуренция, и нет места жалости и состраданию.

2. Создавая эту сказку, Салтыков-Щедрин попытался описать человека нового времени, но прототип пескаря неизвестен.

3. Впервые «Премудрый пискарь» был опубликован в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. Ее распространяли в подполье, в России она была вне закона. Но потом сказку приняли в журнал «Отечественные записки», и все русские читатели смогли получить к ней доступ.

4. Отсылки на это произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина любил делать Владимир Ленин в своих выступлениях. Он называл пескарями всех тех, кого хотел укорить в трусости.

Направление и жанр Как ни странно, сказка «Премудрый пискарь» написана в рамках литературного направления реализма. Несмотря на то, что все события, описанные в сказке, носят фантастический характер, через них проглядывают образы реальной действительности. Используя такие слова, как «умеренно-либеральный», автор ясно даёт понять, что его сказка повествует о реальных общественных проблемах. Он не зря адресовал ее «детям изрядного возраста».

Жанр данного произведения можно определить, как сатирическая сказка. Автор использует множество фантастических допущений, повествование наполнено такими свойственными для сказки словами, как «жил-был», «помаленьку да полегоньку» и другие. В то же время это используется для того, чтобы смягчить жёсткое высмеивание общества, присутствующее в произведении. А смягчить его было необходимо, иначе книгу не напечатали бы в России.

Суть: о чём сказка? Основные события сказки «Премудрый пискарь» повествует нам о жизни одного пескаря. В детстве отец, который сам однажды чуть не попал в уху, внушил своему сыну необходимость в осторожности, привил ему чувство недоверия и страха перед окружающим миром.

Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.

Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.

Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.

Главные герои и их характеристика. Система образов в сказке «Премудрый пискарь»

герои сказки «премудрый пискарь»

характеристика

премудрый пискарь

маленькая трусливая рыбка, которая больше всего в жизни ценила свою безопасность. всю свою жизнь пескарь прожил в страхе перед окружающими, однако сам всегда мечтал стать большим и опасным хищником, чтобы терроризировать и поедать других рыб. в образе пескаря автор изобразил представителей интеллигенции, которые были запуганы жандармами и обысками, поэтому мирились со своей жалкой участью и открыто не высказывали власти свое неодобрение. в либеральных кругах их уважали, но на самом деле их протест выражался только в неуверенном шепоте.

обитатели водоёма

представлены в основном раками и щуками, которых так боится пескарь. несмотря на абсурдность страхов пескаря, они представляют собой реальную опасность. в их образе автор воплотил жандармов, чиновников и других людей, от которых исходила угроза в адрес инакомыслящих. они действительно страшны к гневе и голоде, могут сломать чужую жизнь, но бояться их — это значит добровольно отказываться от свободы ради жалкого рабства.

Тематика сказки «Премудрый пискарь» продолжает ряд сквозных мотивов в творчестве

  1. Неуверенность в себе – с самого детства пескарю внушали его ничтожность и слабость пере окружающим миром. Даже спустя сто лет, он так и не смог побороть свои комплексы и начать полноценную жизнь. Таков рабский удел людей, зависимых от чужого мнения и общественных пересудов.

  2. Зона комфорта – пескарь Салтыкова-Щедрина стремится создать вокруг себя недоступное для других пространство, в котором он мог бы спрятаться от жестокости окружающего мира. В итоге его уютная норка превращается в мрачную сырую могилу.

  3. Футлярность – премудрый пискарь, движимый страхом, добровольно отрезает себя от мира, лишает себя всяких отношений с другими пескарями. Обрекает себя на вечное одиночество ради ощущения ложной безопасности.

  4. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «жил-был» и просторечия, вроде «шмыгают» Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть типичность и жизненность описываемых событий, а также сказочность произведения.

Проблематика сказки «Премудрый пискарь» знакомит нас с проблемами, которые всегда стояли перед человечеством:

  1. Трусость – основная проблема. Салтыков-Щедрин жестоко высмеивает трусость человека перед жизненными трудностями. Но подчёркивает, что именно воспитание и общественное устройство делает людей такими, какие они есть. Страхи были навязаны герою с рождения.

  2. Тщетность жизни – тщетность жизни, потраченной исключительно на создание уютного мирка только для себя, становится очевидна даже самому премудрому пискарю. Однако он уже оказывается неспособным изменить свою судьбу.

  3. Иллюзии – на протяжении всей своей жизни пескарь убеждал себя в опасности внешнего мира и собственной слабости. Многочисленные страхи, многие из которых были выдуманы им самим, вынудили его уйти в его собственный мир, где он отдался во власть другим иллюзиям – мечтам о могуществе.

  4. Заблуждения – с самого детства пескарь жил в заблуждениях, его картина мира была искажена. В конце жизни он осознал свои ошибки и умер, полным сожалений из-за не реализованных амбиций.

Смысл Салтыков-Щедрин изобразил в своей сказке типичного либерала-мещанина, которого не интересует ничего, кроме его собственного благополучия. Такого человека не волнует даже его собственная душа и саморазвитие, если его тело пребывает в спокойствии и комфорте. Писатель видел, что вместо того, чтобы бороться с несправедливостью мира, люди пытаются сбежать от неё, запереться в своих крохотных мирках, где нет места тревогам и переживаниям. Но главная мысль сказки «Премудрый пискарь» заключается в том, что так сделать не получится: пока мы прячемся по своим норам, ситуация не меняется, а становится только хуже.

Причину такого поведения писатель видел не только в человеческой слабости, но и в самом общественном устройстве, которое делает людей раздробленными и жестокими по отношению друг к другу. Основная идея сказки «Премудрый пискарь» — это не только высмеивание пескаря, а осуждение всего того, что привело его к пожизненному самозаключению.

Чему учит? Эта сказка осуждает инертность и трусость. Автор высмеивает стремление человека сбежать от реальной действительности, показывая, что этот путь обесценивает человеческую жизнь и ведёт лишь к одиночеству. Вывод из сказки «Премудрый пискарь» — это необходимость признать, что вся мудрость пескаря является всего лишь трусостью.

Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя важность саморазвития, необходимость жить полной жизнью, несмотря на все трудности и неудобства, ведь только тогда жизнь человека обретает ценность. Такова мораль произведения «Премудрый пискарь».