СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Е. Салтыков-Щедрин. Художественный мир писателя. 1 урок в 10 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткий конспект первого урока по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина в 10 классе. В начале урока использован приём кроссенс. К уроку подготовлена презентация и видеофильм.

Просмотр содержимого документа
«М.Е. Салтыков-Щедрин. Художественный мир писателя. 1 урок в 10 классе»

Урок 1

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889).

Очерк жизни и творчества

Цель: познакомить с краткой биографией писателя; выяснить, почему он стал сатириком.

1. Начало урока (целеполагание, актуализация знаний)

Кроссенс



Попробуйте рассказать, предположить, как связаны между собой картинки в кроссенсе. Какая картинка, по-вашему, должна быть на месте вопроса?



?

2-А Запись темы урока в тетради.

2.Краткая биография писателя в рассказе учителя (в презентации тезисы появляются на одном слайде по ходу рассказа учителя с помощью анимации).

Родился М. Е. Салтыков-Щедрин 15(29) января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в дворянской помещичьей семье. Детские годы, проведенные в родовой усадьбе, в грубой крепостнической среде, оказали огромное воздействие на его творчество.

Учился в Московском дворянском институте, откуда в 1838 году, как лучшего ученика, его перевели в Царскосельский лицей. Здесь Салтыков-Щедрин серьезно увлекся литературой.

В 1841 году опубликовал свое первое стихотворение.

Знакомство с В. Г. Белинским сыграло важную роль в становлении его общественной позиции.

С 1844 года после окончания лицея служил в канцелярии Военного министерства.

С 1846 по 1848 год работал в журналах «Отечественные записки», «Современник» (пишет рецензии).

В 1847–1848 гг. увлекся теориями социалистов-утопистов и посещал «пятницы» М. В. Петрашевского, с которым впоследствии разошелся. В это же время им были написаны первые повести «Противоречие» и «Запутанное дело», вызвавшие недовольство властей острой социальной направленностью.

В 1848 году Салтыков-Щедрин был выслан на службу в Вятку за «вредный образ мыслей».

Занимал должности старшего чиновника, советника губернского правления, набираясь впечатлений крестьянской и провинциальной чиновной жизни.

После смерти Николая I и начала либерального правительственного курса Салтыков-Щедрин вернулся в Петербург, где своими «Губернскими очерками» (подписанными псевдонимом Н. Щедрин он приобрел громкую славу.

Не решаясь содержать семью на литературные заработки, Салтыков-Щедрин служил чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, участвовал в подготовке крестьянской реформы 1861 года.

В 1858–1862 гг. был вице-губернатором в Рязани, затем в Твери.

В 1862 году М. Е. Салтыков-Щедрин оставляет службу, переезжает в Петербург, снова работает в журнале «Современник».

Честный администратор, боровшийся со взяточничеством и извергами-помещиками, связанный с либеральной оппозицией, Салтыков-Щедрин был вынужден подать в отставку «по болезни» и полностью посвятил себя литературе. Попытка вернуться на службу в 1865–1868 гг., когда Салтыков-Щедрин возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани, закончилась окончательной отставкой после отрицательного отзыва о нем шефа жандармов П. А. Шувалова.

С 1868 года по приглашению Н. А. Некрасова 16 лет работает в «Отечественных записках», с 1877 года становится редактором этого журнала.

Яркий публицист, сатирик, художник Салтыков-Щедрин своими сочинениями («Господа Головлевы», «Пошехонская старина», «История одного города», «Сказки» и другие) способствовал воспитанию гражданского сознания. «Невозможно понять историю России во второй половине XIX века, – писал А.М. Горький, – без помощи Щедрина».

Умер писатель 28 апреля 1889 года в Петербурге.



3.Закрепление и повторение.

Закрепим краткие сведения с помощью видеоурока.

Используем приём «активного слушания». В ходе просмотра ответьте на вопросы литературного теста. Все ответы будут содержаться в видеоуроке, только внимательно смотрите и слушайте.

(в тетради сделать заготовку для ответов на вопросы теста или, если есть возможность, отмечать ответы прямо в тесте)



4. Видеоурок (14 минут)



5. Рефлексия.

Мы познакомились с фактами биографии и творчества Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.

Как вы думаете, почему он стал сатириком? (мы ставили цель выяснить это)



М.Е. Салтыков-Щедрин. 1 урок в 10 классе.pptx



35. Худ. мир М. Е. Салтыкова-Щедрина. Очерк о жизни и творч..mp4









Приложение. Тест к учебному фильму. (Распечатываю тест в формате A5 или 2 одинаковых листа на одной странице, затем на обратной стороне печатаю вторую страницу – экономия бумаги)

Художественный мир М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Очерк о жизни и творчестве


Задание 1. Вставьте пропущенное слово:


В наш странный ... всё грустью поражает.

Немудрено: привыкли мы встречать

Работой каждый день; все налагает

Нам на душу особую печать,

Мы жить спешим. Без цели, без значенья

Жизнь тянется, проходит день за днём -

Куда, к чему? Не знаем мы о том.

Вся наша жизнь есть смутный род сомненья.


Выберите один из 3 вариантов ответа:


1) век 2) час 3) мир


Задание 2. Какая настоящая фамилия писателя?


Выберите один из 3 вариантов ответа:


1) Щедрин 2) Салтыков-Щедрин 3) Салтыков


Задание 3. Кого называют величайшими сатириками русской литературы?


Выберите несколько из 3 вариантов ответа:


1) Салтыков-Щедрин 2) Фет 3) Гоголь


Задание 4. Как прозвали Салтыкова-Щедрина однокашники в лицее?


Выберите один из 3 вариантов ответа:


1) мрачным лицеистом 2) задумчивым лицеистом 3) весёлым лицеистом



Задание 5. Посмотрите на картинку. Кто на ней изображён?


Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) Кантемир

2) Крылов

3) Жуковский



Задание 6. Как называется острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее пороки как отдельных людей, так и всего общества или государственного строя? (Запишите ответ


Задание 7. Посмотрите на картинку. Кто на ней изображён?


Выберите один из 3 вариантов ответа:


1) Салтыков-Щедрин

2) Александр Пушкин

3) Василий Жуковский


Задание 8. Кому написал такие слова Салтыков-Щедрин незадолго до смерти:

«Паче всего люби родную литературу, и звание литератора предпочитай всякому другому»?

Выберите один из 3 вариантов ответа:


1) сыну 2) жене 3) племяннику


Задание 9. Правильно сопоставьте.


Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:


1) Джонатан Свифт

2) Марк Твен

3) Жан-Батист Мольер

А) Франция

Б) Англия

В) Соединённые Штаты Америки


Задание 10.Как звали жену Салтыкова-Щедрина?


В ответе запишите имя и фамилию через пробел.






Ответы:

1) Верные ответы: 1;

2) Верные ответы: 3;

3) Верные ответы: 1; 3;

4) Верные ответы: 1;

5) Верные ответы: 1;

6) Верный ответ: "сатира".

7) Верные ответы: 1;

8) Верные ответы: 1;

9) Верные ответы: 1Б, 2В, 3А

10) Верный ответ: "Елизавета Болтина".