СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Горький: страницы биографии. Рассказ «Челкаш» 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 8 кл

Тема: М.Горький: страницы биографии. Рассказ «Челкаш»

Цели:

  1. Образовательные: рассмотреть тему, идею, проблематику рассказа «Челкаш», определить роль образов главных героев в раскрытии и понимании конфликта произведения, выявить гуманистические позиции автора, как в данном произведении, так и в творчестве в целом;
  2. Развивающие: развивать познавательные способности учащихся и умения самостоятельно анализировать произведение, делать вывод;
  3. Воспитательные: формировать у учащихся нравственные качества личности, взглядов, убеждений.

 

                                                                     Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Слово учителя

  -Сегодня мы продолжим  знакомиться с творчеством М.Горького. На прошлом уроке вспомнили основные вехи раннего творчества писателя, дома вы прочли рассказ «Челкаш». Сегодня мы с вами остановимся на конфликте рассказа, подробно рассмотрим образы главных героев и попытаемся определить их роль в раскрытии проблемы, идеи как данного произведения в частности, так и всего творчества М.Горького в целом.

 

- Прежде чем мы приступим к анализу рассказа, мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили, что, по мнению М.Горького, является важнейшей задачей искусства? (Запечатлеть в красках все, что есть в человеке наилучшего, красивого, честно-благородного. Человек, по Горькому,- это самое дорогое, святое на земле, нет ничего достойного внимания).

И совсем не случайно темой и эпиграфом урока служат слова самого писателя.

-А что, по-вашему, значит «человек», какими качествами, чертами обладает человек, чем мы отличаемся от животных? (Действительно, человеку свойственно: доброта, гуманность, великодушие, отзывчивость)

 -Однако несмотря на то, что Горький считает человека самой важной ценностью на земле, он вводит в литературу такие понятия, как: «босяки», «люди дна», «бывшие люди».                                            

-Кто такие «босяки», «люди дна», «бывшие люди». Можно ли эти слова считать синонимами? (Да , т.к. они обозначают одно и то же, т.е. речь идет о бродягах, не имеющих дома, семьи…)

-Кто является в рассказе босяком? (Челкаш).А он один такой в рассказе? (Нет, таких людей много, это мы видим в начале рассказа, при описании гавани). Почему рассказ так называется? (По имени главного героя)

-Мы хорошо знаем, что в основе сюжета любого произведения лежит конфликт (столкновение, борьба). В чем состоит конфликт данного произведения? На одной узкой дорожке  соучастия в преступлении сталкиваются 2 человека – одного из них приводит случай, другого привычка.

-Как вы думаете только ли в этом различие героев? А в чем еще? (Работа по плану, данному в учебнике)

 

Челкаш                                                                Гаврила

 

                          1.Портретная зарисовка

 

-длинный, костлявый;                                        -широкоплечий, коренастый, с добрыми

                                                                          доверчивыми глазами;

 

                          2.Отношение к красоте морской стихии

 

 -«вор любил море»;                                            -«боязно в нем»;

 

                                    3.Поведение в минуту опасности

 

 

-«глаза горели»;                                                    -«страшно, жутко»;

                         4.Понимание свободы

 

 

- «никому ничем не обязан»;                       - «делай что хошь, только Бога  помни»

 

 

Мы обратили внимание на то, что Челкаш и Гаврила противоположны друг другу. Но, может быть, между ними есть что-нибудь общее? ( Оба выходцы из деревни, и тот,  и другой явились в город на заработки; у обоих есть мечта, и оба оказываются перед испытанием – искушение деньгами)

-Одинаково ли выдерживают это испытание Гаврила и Челкаш? Одинаковое ли у них отношение к богатству, к деньгам? Давайте выясним, для чего нужны деньги нашим героям

 

         Гаврила                                                                Челкаш

Ему деньги нужны для того, чтобы                           Деньги ему нужны для того, чтобы пить,

стать свободным, построить дом, за-              веселиться, угощать других, забыть о том,

вести хозяйство, жениться не на той,             что он отверженный, босяк.

которую ему предлагают, а на той,                     

какая ему нравится.

Он хочет стать хозяином.

Его мечта – деньги                                         Мечта – море, независимость

 

-Кто вам представился? А почему именно Челкаш?

-Именно здесь мы делаем для себя открытие: оказывается, у такого хищника, жестокого человека, который стремится управлять людьми, где-то глубоко в душе таятся прекрасные человеческие чувства.

-Как ведут себя Челкаш и Гаврила, когда получают деньги? Меняется ли Гаврила? Как меняется, докажите. (визжит, трясется, плачет, смеется)

-Какие качества начинают проявляться в героях?

 

        Гаврила                                        Челкаш

 

-недоверие                                                     -снисходительность

-зависть                                                          -презрение     

-покорная готовность уступить                   -уверенность в себе

-страх                                                              - смелость

-подобострастие

 

-Почему религиозный парень, стремящийся жить по законам Божьим, превращается в жалкое существо, он становится похожим на животного? (Он попал под власть денег)

-Как вы думаете, каков дальнейший жизненный  путь главных героев?

-Как вы думаете, почему Челкаш отдает деньги Гавриле? ( Не столько из-за жалости сколько из-за гордости, т.к. он отдает деньги и чувствует героем)

-А можем ли мы считать Челкаша героем, достойным уважения человеком, настоящим человеком? ( Нет, известно, что зло порождает зло. И у Гаврилы и у Челкаша пути тупиковые, потому что и тот и другой, по сути дела, преследуют антигуманные цели).

-Хочу еще раз обратить ваше внимание на тему нашего урока и эпиграф. Как вы думаете, что хотел М.Горький этим сказать? ( Что мы должны гордиться тем, что мы  люди, несмотря на обстоятельства, мы должны всегда оставаться людьми, т.е. не терять доброту, отзывчивость, гуманность).Мы должны понять самое главное, что все в наших руках, и на примере рассказа « Челкаш» в этом убедились, потому что преступниками не рождаются, ими становятся, и чаще всего добровольно.

 

  1. Подведение итогов

 

Вот мы и рассмотрели с вами маленькую драму, разыгравшуюся на берегу моря; а началась с того, что на жизненной дороге столкнулись 2 человека, стремящихся к свободе, но которые  совсем забыли, что человек, стремясь к свободе, должен воспитывать себя, чтобы стать просто хорошим человеком, умным, простым, честным!

 

  1. Домашнее задание: дочитать рассказ до конца.