М. Горький. Пьеса «На дне» (1902).
История создания
*Замысел пьесы относится к началу 1900года. В середине октября 1901 года Горький сообщил К.П. Пятницкому, что им задуман «цикл драм» из четырех пьес, каждая из которых будет посвящена изображению определенного слоя русского общества. О последней из них в письме сказано: «Еще одну: босяки. Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно». |
*К написанию пьесы «На дне» М. Горький приступил в конце 1901 года, 15 июня 1902 года пьеса была окончена. Название в процессе работы менялось («Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни»). |
*Премьера состоялась 18/31 декабря 1902 года в Московском художественном театре. К.С. Станиславский не только был режиссером – постановщиком (совместно с Немировичем –Данченко), но и сыграл роль Сатина. Он вспоминал: «Спектакль имел потрясающий успех. Вызывали без конца режиссеров, всех артистов и …самого Горького». |
*Постановка пьесы на сцене русских театров встретила большие препятствия со стороны цензуры. До 1905 года играть «На дне» разрешалось только с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей. |
*Впервые пьеса вышла отдельной книгой в Мюнхене (под заглавием «На дне жизни») в конце 1902 года. В России – в издательстве товарищества «Знание» в Санкт –Петербурге в конце января 1903 года. Спрос на книгу был необыкновенно велик: весь тираж первого петербургского издания в количестве 40000 экземпляров, разошелся в течение двух недель; к концу 1903 года было продано более 75000 экземпляров – до этого подобным успехом не пользовалось ни одно литературное произведение. *А.П.Чехов последний акт пьесы считал лишним. |
Сюжет и композиция
Экспозиция I акт | Описание обстановки ночлежки Костылева и живущих в ней «бывших людей». Ночлежка представляет собой «подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Помещение как бы поделено на ячейки, в которых ютятся люди, здесь же стоят инструменты. Обитатели ночлежки – представители социального дна, опустившиеся в силу обстоятельств. Здесь бывший телеграфист Сатин, алкоголик Актер, вор Васька Пепел, слесарь Клещ и его больная жена Анна, проститутка Настя, картузник Бубнов, спившийся аристократ Барон, сапожник Алешка, крючники Татарин и Кривой Зоб. В доме бывают Квашня, торговка пельменями, и полицейский Медведев, дядя Василисы. Их связывают сложные отношения, часто происходят скандалы. Василиса, жена Костылева, любит Ваську и подговаривает его убить своего мужа, чтобы стать единоличной хозяйкой. Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы, которую та бьет из ревности. |
Завязка II акт | В разгар скандала в ночлежке появляется странник Лука, веселый и добрый старик. Лука любит людей, пытается каждого утешить, дать надежду. Анне он предрекает загробное счастье, Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, Ваське и Наташе советует переехать в Сибирь. Он подобен врачу, который видит, что болезнь неизлечима, и хочет, по крайней мере, избавить от страдания. |
Развитие действия | Осознание ночлежниками ужаса своего положения, зарождение надежды под влиянием «благостных» речей Луки, что жизнь станет лучше. |
Кульминация III акт | Нарастание напряженности действия, завершающееся убийством старика Костылева и избиением Наташи. |
Развязка IVакт | Крушение надежд героев: умирает Анна, кончает жизнь самоубийством Актер, арестован Пепел. |
Тематика и проблематика
Социальная | Правда о жизни социальных низов была показана с такой беспощадностью, которой мировая драматургия не знала. Обитатели «дна» выброшены из жизни по вине общества. Показан трагизм судеб «бывших людей». Анна: «не помню, когда я сыта была…Над каждым куском хлеба тряслась.. Всю жизнь мою дрожала…Мучилась…как бы больше другого не съесть…Всю жизнь в отрепьях ходила…всю мою несчастную жизнь…» Слесарь Клещ: «Работы нет…силы нет…Вот – правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо…Вот правда!» В образах «хозяев жизни», содержателя ночлежки Костылева и его жены Василисы, автор подчеркивает их безнравственность. |
Философская | В пьесе ставятся проблемы разобщенности людей, проблемы «горькой» правды и «возвышающей» лжи, предназначения человека и смысла жизни. Пьеса имеет полифонический характер – в ней звучит множество голосов. Философское ядро пьесы образует столкновение двух философских «правд»: Луки и Сатина. |
«На дне» - социально – философская драма. |
П
ринцип группировки действующих лиц
хозяева ночлежники
2.Образы следует расположить по «лестнице» чинов и положений, так как перед нами социальный срез жизни России начала 20 века: Барон, Костылёв, Бубнов, Сатин, Актёр, Пепел, Настя…
3. У персонажей обозначен возраст и профессии. Общество является причиной, повлиявшей на нынешнее состояние героев.
4.Нет главных и второстепенных героев, у многих нет имён, остались одни клички.
5. Главная проблема в пьесе- проблема «подлинного и мнимого гуманизма».
6. В основе драмы- спор о человеке, его положении в обществе и отношении к нему.
7. Место действия – первая ремарка вводит в атмосферу ночлежки – убогого человеческого пристанища.
Ремарка (от фр. слова – замечание, примечание)- авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний, духовный облик героев.
9. В пьесе два параллельных действия
социально- бытовое философское
Два плана
внешний внутренний
в ночлежном доме, принадлежащем сталкиваются две философские
Михаилу Ивановичу Костылёву (54 года) правды:
и
его жене Василисе Карповне (26 лет)
живут «бывшие люди». ЛУКИ САТИНА
*считает, что бессмыслица жизни предпочитает принимать
должна вызвать особую жалость к человеку. горькую правду и не лгать
Если для продолжения жизни человеку нужна ни себе, ни людям.
ложь, надо ему лгать, его утешать. Клещу предлагает бросить
В противном случае, работать; для него « Бог умер».
человек не выдержит «правды» и погибнет.
*Рассказывает притчу об искателе
праведной земли и учёном.
1
0. Мотивы пьесы
обличение социального зла утверждение принципов разоблачение пассивного
гуманизма сострадания и утешительной лжи
11.
Место действия | Описывается в авторских ремарках. I действие. «…подвал, похожий на пещеру…, везде нары..» Писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей – людей. Ни у кого нет угла, все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни). III действие – ранняя весна, вечер, пустырь, «засоренный хламом… Чёрные сучья бузины без почек...» IV действие-происходят перемены: перегородки Пепла нет, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал. Последний акт драмы совершается на пустыре – там удавился Актёр. |
Обитатели ночлежки | Люди, опустившиеся на дно жизни. Их жизнь уже почти закончена. |
Предмет изображения | Сознание людей. Социальные полюса Содержатель ночлежки Костылёв бесправные ночлежники и полицейский Медведев Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людей. Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении. |
Что привело в ночлежку обитателей? | *Сатин попал после того, как отсидел в тюрьме за убийство (убил подлеца из-за сестры). *Барон разорился. Вся его жизнь отмечена определённым костюмом, жизнь прошла «как во сне». *Клещ потерял работу. *Бубнов ушёл из дома от «греха подальше», чтобы не убить жену и её любовника. *Актёр спился. «пропил душу», «погиб». *Судьба Пепла предопределена уже при рождении: «я – сызмальства – вор, вор Васька, воров сын». |
Конфликты | Любовный: Васька Пепел, Василиса, Наташа. * кульминация * * конец IIIд. Экспозиция завязка * развязка разговор появление Наташи, «кипятком ноги убийство ночлежников об их отношения возрождают девке сварила». Костылёва измене Василисы Пепла, он хочет уехать, Пеплом. С Пеплом начать новую жизнь. Наташа перестаёт ему верить. Своеобразие любовного конфликта: показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает, а ведёт к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. Одна Василиса достигает своих целей: мстит любовнику Пеплу, сестре- сопернице, избавляется от опостылевшего мужа – единовластная хозяйка ночлежки. Ночлежники не участвуют в этом конфликте!!! |
Завязка конфликта | Появление Луки. Он сразу объявляет свои взгляды на жизнь: «Мне – всё равно! Я и жуликов уважаю….», «Старику – где тепло, там и родина…». Быстро находит подход к ночлежникам: Жалеет Алёшку утешает Анну Медведева Актёр называет «ундером» получает надежду на излечение Пепел Настя Задумывает уехать в Сибирь мечтает о светлой любви Странник Лука, жалеющий людей, обещает несбыточное светлое будущее: Анне Актёру Ваське и Наташе загробную жизнь рассказывает о бесплатной советует уйти из дома лечебнице Лука открывает в каждом человеке хорошее и вселяет веру в лучшее. НО!!!! В самый напряжённый момент сбегает, оставив обнадёженных людей. С его исчезновением ГАСНЕТ НАДЕЖДА, |
Что мы знаем о Луке? | Ничего. Только «мяли много, оттого и мягок…». У имени Лука двойственный мир : это имя напоминает евангелиста Луку, означает «светлый», и в то же время ассоциируется со словом «лукавый» (эвфемизм слова «чёрт). Поет песню «Средь ночи путь- дорогу не видать…» |
Врал ли он? | Пытается помочь людям , зародить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры. Желает добра, показывает реальные пути достижения лучшей жизни. Показал, что выход есть, и всё зависит от них самих. С исчезновением Луки надежда гаснет. |
12. Три правды в пьесе
Правда Бубнова - Правда Луки - Правда Сатина
правда – факт. правда-сострадания и веры в Бога. Он верит в человека,
Он убеждён, что Несёт людям спасительную веру. как в Бога. Он считает,
человек рождается Он думает, что жалостью можно что человек может
для смерти и его излечить душу человека. верить только в себя и
надо жалеть. надеяться на свои силы.
13.Героев пьесы можно разделить
н
а «верующих» и «неверующих»
Анна Татарин Настя Барон
верит в Бога верит в Аллаха в роковую любовь в свое прошлое
Клещ Бубнов
ни во что не верит не верил никогда и ничему.
14.«Говорящие имена».
Барон | 33 года, бывший дворянин, разорился, растратил казённые деньги, попал в тюрьму, а затем – в ночлежку . Его фамилия Дебиль, предком был Густав Дебиль (от французского слова debile–слабый, хилый, немощный) |
Актер | 40 лет. Сценическое имя –Сверчков-Заволжский, настоящего имени не знаем. «Всяк сверчок знай свой шесток». В драме «Гамлет» играл роль могильщика. Читает стихи Беранже «Наши сети притащили мертвеца». |
Сатин | 40 лет, шулер. Служил на телеграфе, был образованным человеком. Эта фамилия имеет двоякое значение: Сата, Сатя- сокращённые варианты имени Сатир (в греческой мифологии сатиры- боги из свиты бога виноделия Диониса. Они насмешливы, наглы, любят вино. Эту фамилию связывают с именем «князя тьмы» - Сатаны. Сатина зовут Константином. Это значит «постоянный» от слова «константа». |
Васька Пепел | 28 лет, вор. «Изгарь, зола, всё пережжённое и перегорелое в прах». Его имя Василий- в переводе с греческого «царь, царственный». Его называют Васька, распространённая кличка для кота. И сам он говорит о себе: «Я –вор, воров сын!». Приснился сон, будто он ловит рыбу, поймал леща. |
Василиса Карповна | 26 лет, хозяйка ночлежки. Имя в переводе с греческого означает «царствующая». Ведёт себя как жестокая хозяйка: совершает преступление, изувечив свою сестру; готовит убийство мужа, обвинив в нём бывшего любовника. |
Настя | 24 года, проститутка. Имя означает «воскресшая». Читает книгу «Роковая любовь». |
Наташа | 20 лет, сестра хозяйки ночлежки. Имя означает «утешаемая». |
Клещ | Андрей Митрич. 40 лет, слесарь. Насекомое, впивающееся в кожу, кровосос. |
Анна | 30 лет. В переводе с греческого имя означает «грация, миловидность, милость, благодать». |
Бубнов | 45 лет, картузник. Он был скорняком, имел своё заведение, у него руки от краски были жёлтого цвета. Это скорее прозвище, которое давали: *мастеру, делающему ударный инструмент *болтуну, который бубнит *проигравшему в карты *глупцу, лентяю, прихлебателю (бубны в голове- без царя в голове). |
15. В III акте Лука рассказывает притчу о праведной земле.
Праведная земля, которую ищет человек в притче,- поиски путей к другой жизни. Значит, у человека, ищущего праведную землю, есть мечта жить иначе. Лука и обнаруживает эту мечту у Насти, Актёра, Пепла, Анны, Наташи. Ни одному из них ничего «от себя» он не предлагает, он чутким слухом много пожившего («мятого») человека улавливает добрые человеческие желания и укрепляет их в душах ночлежников. Он понимал человека; «…будь человеком!»- говорит он Костылёву. Лука побуждает ночлежников жить не автоматически, по воле обстоятельств, а «из себя». За этим активное, волевое отношение к жизни. Лука укрепляет веру человека в самого себя. И в этом он гуманист, а не шарлатан – утешитель. «Я играл человечность, доброту мудрого человека» (С. Скоробогатов). Но он пробуждает человека в людях слабых, социальным обстоятельствам противостоять не способных. Поэтому Актёр повесился. Лука вселил в ночлежников ложную правду, но ведь он и не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь всё зависит от них самих. Вера, разбуженная Лукой, в сознании ночлежников не успела закрепиться, оказалась непрочной и нежизненной, с исчезновением Луки надежда гаснет.