СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Горький. Пьеса "На дне"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сюжет. Главный герой (проблемный вопрос). "Три правды".  Хронотов пьесы. Тема. Проблемы. Особенности пьесы. темы сочинений.

Просмотр содержимого документа
«М.Горький. Пьеса "На дне"»

История создания пьесы «На дне»  — пьеса ( философская драма ) Максима Горького, написанная в конце 1901 — начале 1902 года . Пьеса «На дне» не была создана в порыве вдохновения. Напротив, она была написана специально для труппы актёров из Московского художественного театра , созданного для обогащения культурой всех классов общества. Пьеса имеет подзаголовок - «Картины». В январе 1904 года пьеса получила  Грибоедовскую премию . Пьеса была разрешена только в МХТ , где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 года режиссёром  Станиславским , который также исполнил одну из центральных ролей ( Сатин ), и  Немировичем-Данченко . *К 60-летию первой постановки – 18 декабря 1962 года - пьеса прошла во МХАТе 1451 раз Постановка пьесы на императорской сцене* была запрещена . Тем не менее петербургские актёры приняли участие в двух чтениях пьесы «в лицах» в 1903 году — в доме Н. П. Карабчевского и в дворянском собрании. До 1905 года постановка пьесы разрешалась с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей .

История создания пьесы

  • «На дне»  — пьеса ( философская драма ) Максима Горького, написанная в конце 1901 — начале 1902 года . Пьеса «На дне» не была создана в порыве вдохновения. Напротив, она была написана специально для труппы актёров из Московского художественного театра , созданного для обогащения культурой всех классов общества.
  • Пьеса имеет подзаголовок - «Картины».
  • В январе 1904 года пьеса получила  Грибоедовскую премию .
  • Пьеса была разрешена только в МХТ , где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 года режиссёром  Станиславским , который также исполнил одну из центральных ролей ( Сатин ), и  Немировичем-Данченко . *К 60-летию первой постановки – 18 декабря 1962 года - пьеса прошла во МХАТе 1451 раз
  • Постановка пьесы на императорской сцене* была запрещена . Тем не менее петербургские актёры приняли участие в двух чтениях пьесы «в лицах» в 1903 году — в доме Н. П. Карабчевского и в дворянском собрании.
  • До 1905 года постановка пьесы разрешалась с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей .
Место действия. Сюжет. Где происходят основные события? Опишите это место, используя три определения (прил., прич.) Что за люди населяют ночлежку? Перескажите основной сюжет пьесы?* В чем основной конфликт пьесы? Кто/что сталкивается?* Кто главный герой пьесы? Почему вы так решили?*

Место действия. Сюжет.

  • Где происходят основные события?
  • Опишите это место, используя три определения (прил., прич.)
  • Что за люди населяют ночлежку?
  • Перескажите основной сюжет пьесы?*
  • В чем основной конфликт пьесы? Кто/что сталкивается?*
  • Кто главный герой пьесы? Почему вы так решили?*
Претенденты «на главного героя» Сатин Лука Васька Пепел - вор («воров сын»); - странник;  с ним связана любовная интрига пьесы (Василиса / Наталья); попадает в тюрьму за убийство Костылева.  жалеет всех; дает надежду* Анне и Актеру, Наталье.  уходит во время потасовки на пустыре. бывший телеграфист;  отсидел за убийство;  шулер и пьяница;  начитанный, умный; только говорит, но ничего не делает.

Претенденты «на главного героя»

Сатин

Лука

Васька Пепел

- вор («воров сын»);

- странник;

  • с ним связана любовная интрига пьесы (Василиса / Наталья);
  • попадает в тюрьму за убийство Костылева.
  • жалеет всех;
  • дает надежду* Анне и Актеру, Наталье.
  • уходит во время потасовки на пустыре.
  • бывший телеграфист;
  • отсидел за убийство;
  • шулер и пьяница;
  • начитанный, умный;
  • только говорит, но ничего не делает.
Смысл названия Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Окончательный вариант предложил писатель Леонид Андреев . Как бы вы интерпретировали название пьесы? Что это за дно?     Что, по вашему мнению, важно для автора пьесы? Горький будто проводит связь между этими понятиями как «слева направо», так и «справа налево»: опустившиеся люди (пьяницы, картежники, воры и пр.), попав в трудную ситуацию, могут утратить свою человечность, душу, т.е. перестать быть человеком* вовсе . И наоборот*. Среда деклассированных, опустившихся людей Ситуация безысходности, тупика Нечто сокровенное, далеко запрятанное в человеке (« социальное дно ») (« дно жизни ») (« дно души »)

Смысл названия

Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Окончательный вариант предложил писатель Леонид Андреев .

Как бы вы интерпретировали название пьесы? Что это за дно?

Что, по вашему мнению, важно для автора пьесы?

Горький будто проводит связь между этими понятиями как «слева направо», так и «справа налево»: опустившиеся люди (пьяницы, картежники, воры и пр.), попав в трудную ситуацию, могут утратить свою человечность, душу, т.е. перестать быть человеком* вовсе . И наоборот*.

Среда деклассированных, опустившихся людей

Ситуация безысходности, тупика

Нечто сокровенное, далеко запрятанное в человеке

социальное дно »)

дно жизни »)

дно души »)

Три «правды» в пьесе Лука Бубнов Сатин Чтобы жить, человеку нужна надежда (пусть и ложная), что является некой ложью во благо . Утешение нужно каждому для продолжения борьбы с унынием . Правда факта . Персонаж утверждает, что никто не должен лгать , что все люди должны «валить» только правду, даже если она окажется тяжелой для человека, который ее услышит. Герой не воспринимает ложь в любом ее проявлении. Ложь является «религией рабов и хозяев». Правда, является «богом свободного человека» . Ложь, покрытая жалостью, никому не поможет, что человека нужно не жалеть, а уважать . Человек не должен отчаиваться. Правда заключается в милосердии и сострадании. «…вали всю правду, как она есть!» «Человек – вот правда!», «Он за все платит сам…» «…не всегда правдой душу вылечишь»

Три «правды» в пьесе

Лука

Бубнов

Сатин

Чтобы жить, человеку нужна надежда (пусть и ложная), что является некой ложью во благо . Утешение нужно каждому для продолжения борьбы с унынием .

Правда факта . Персонаж утверждает, что никто не должен лгать , что все люди должны «валить» только правду, даже если она окажется тяжелой для человека, который ее услышит. Герой не воспринимает ложь в любом ее проявлении.

Ложь является «религией рабов и хозяев». Правда, является «богом свободного человека» . Ложь, покрытая жалостью, никому не поможет, что человека нужно не жалеть, а уважать . Человек не должен отчаиваться.

Правда заключается в милосердии и сострадании.

«…вали всю правду, как она есть!»

«Человек – вот правда!», «Он за все платит сам…»

«…не всегда правдой душу вылечишь»

Хронотоп* пьесы К чем особенность пьесы с точки зрения времени? Время движется по линии: «Утро – день – вечер – ночь» . Но между ними еще проходит несколько дней, недель. Что создается этим приемом «двойного времени»? Почему герои двигаются так – линейно? Подчеркивается замкнутость этого круга : и через час, и через день, и через неделю, через месяц, год будет одно и тоже. Герои заперты в своем мире . Не могут выбраться из него. Какое время года в пьесе? Что постоянно физически испытывают герои, находясь в каком-то пространстве?* Ранняя весна . Природа готовится к лету, но герои постоянно испытывают чувство зябкости . Им холодн о. Холод в душе, «холодно», одиноко, страшно, неприятно в мире человеку . Какую особенность вы можете отметить с точки зрения структуры пьесы. Для чего это? Нет явлений *. Будто герой не появляются и не уходят. Они всегда на сцене. Эффект присутствия .

Хронотоп* пьесы

  • К чем особенность пьесы с точки зрения времени?
  • Время движется по линии: «Утро – день – вечер – ночь» . Но между ними еще проходит несколько дней, недель.
  • Что создается этим приемом «двойного времени»? Почему герои двигаются так – линейно?
  • Подчеркивается замкнутость этого круга : и через час, и через день, и через неделю, через месяц, год будет одно и тоже. Герои заперты в своем мире . Не могут выбраться из него.
  • Какое время года в пьесе? Что постоянно физически испытывают герои, находясь в каком-то пространстве?*
  • Ранняя весна . Природа готовится к лету, но герои постоянно испытывают чувство зябкости . Им холодн о. Холод в душе, «холодно», одиноко, страшно, неприятно в мире человеку .
  • Какую особенность вы можете отметить с точки зрения структуры пьесы. Для чего это?
  • Нет явлений *. Будто герой не появляются и не уходят. Они всегда на сцене. Эффект присутствия .
Тема. Проблемы. Тема Надежды Что есть правда? Тема Судьбы Что важнее: Истина или сострадание? Тема Бытия* Проблема безнравственности. Правда и ложь Проблема «глухоты» общества. Что есть счастье? Проблема гуманизма* (человеколюбия). Философская тематика

Тема. Проблемы.

Тема Надежды

Что есть правда?

Тема Судьбы

Что важнее: Истина или сострадание?

Тема Бытия*

Проблема безнравственности.

Правда и ложь

Проблема «глухоты» общества.

Что есть счастье?

Проблема гуманизма* (человеколюбия).

Философская тематика

Особенности пьесы Отсутствие сюжета как такового. Герои раскрываются через диалог (в коротких репликах т суть героя). Отсутствие внешнего ярко-выраженного конфликта . Конфликт внутренний у каждого: конфликт с миром и его восприятием. Отсутствие явлений  (4 действия). Словно все герои разом на сцене, никуда не уходят. Нет главного героя . Нет того, вокруг кого строится сюжет. Нет героя-резонера *. Никто из героев не высказывает точку зрения автора. Пьеса полна сквозными символами и лейтмотивами: холод, ветер, темнота, грязь, сломанные вещь, части и куски вещей, пустоты* «Двойная» хронология. 4 дейсвтия : « утро-день-вечер-ночь». Символичность времени. Афористичность пьесы (наличие пословиц, изречений в речи героев)

Особенности пьесы

  • Отсутствие сюжета как такового.
  • Герои раскрываются через диалогкоротких репликах т суть героя).
  • Отсутствие внешнего ярко-выраженного конфликта . Конфликт внутренний у каждого: конфликт с миром и его восприятием.
  • Отсутствие явлений (4 действия). Словно все герои разом на сцене, никуда не уходят.
  • Нет главного героя . Нет того, вокруг кого строится сюжет.
  • Нет героя-резонера *. Никто из героев не высказывает точку зрения автора.
  • Пьеса полна сквозными символами и лейтмотивами: холод, ветер, темнота, грязь, сломанные вещь, части и куски вещей, пустоты*
  • «Двойная» хронология. 4 дейсвтия : « утро-день-вечер-ночь». Символичность времени.
  • Афористичность пьесы (наличие пословиц, изречений в речи героев)

Темы сочинений по пьесе  Своеобразие конфликта и композиции пьесы М. Горького «На дне».  Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне».) Человек и правда в пьесе М. Горького «На дне». Проблематика добра и правды в пьесе М. Горького «На дне».  Социальное и философское в драме М. Горького «На дне».  Система лейтмотивов в композиции пьесы М. Горького «На дне». * Литературная цитата и народная мудрость в высказываниях персонажей пьесы М. Горького «На дне». Странник Лука как личность в изображении М. Горького. Сатин и Лука в пьесе М. Горького «На дне» Обвинители и защитники Луки в пьесе М. Горького «На дне».

Темы сочинений по пьесе

  • Своеобразие конфликта и композиции пьесы М. Горького «На дне».
  • Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне».)
  • Человек и правда в пьесе М. Горького «На дне».
  • Проблематика добра и правды в пьесе М. Горького «На дне».
  • Социальное и философское в драме М. Горького «На дне».
  • Система лейтмотивов в композиции пьесы М. Горького «На дне». *
  • Литературная цитата и народная мудрость в высказываниях персонажей пьесы М. Горького «На дне».
  • Странник Лука как личность в изображении М. Горького.
  • Сатин и Лука в пьесе М. Горького «На дне»
  • Обвинители и защитники Луки в пьесе М. Горького «На дне».