СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. И. Глинка «Прощание с Петербургом» Вокальный цикл на стихи Н. Кукольника

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М. И. Глинка «Прощание с Петербургом» Вокальный цикл на стихи Н. Кукольника»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА


«Детская музыкальная школа имени Глинки М.И.»



М. И. Глинка

«Прощание с Петербургом»

Вокальный цикл на стихи Н. Кукольника





преподаватель теоретических

дисциплин: Е. А. Кригер











Калининград



Жанр: цикл романсов для голоса с фортепиано.

Автор стихов: Нестор Кукольник.

Время создания романсов:  1840 год.



Романсы и песни М. И. Глинки – это золотой фонд русской классической музыки. Глинка, сам, по свидетельству современников, великолепно исполнявший свои романсы, писал их на протяжении всей своей жизни. Его высокий голос не обладал красивым тембром, но, как вспоминал А. Н. Серов, Глинка был «гениален в исполнении вокальном». В 1840 году Глинка создает свой единственный вокальный цикл «Прощание с Петербургом» на стихи Н. Кукольника.

      В цикле романсов отчетливо прослеживается внутренний поэтический сюжет, объединяющий все двенадцать романсов одним настроением – романтической темой странствий. Здесь и, страстное признание в любви, и грустные размышления, колыбельная, неповторимый русский пейзаж и зарисовка петербургской пирушки в кругу восторженных и преданных друзей. Музыка цикла представляет собой своеобразную вокальную сюиту, где причудливо переплетаются русские, восточные, испанские, итальянские мотивы, затрагиваются самые разнообразные жанры – песня, баллада, драматический монолог.  

1.     Романс («Кто она и где она») - посвящен Н. Кукольнику. 

Романс написан  в форме песни. В нем четыре куплета. Открывается и завершается необычайно простым фортепианным проигрышем. Всё проникнуто нежным чувством.

2.  Еврейская песня («С горных стран пал туман») - романс посвящен П. П. Каменскому.

Этот романс был написан М. Глинкой задолго до того, как возникла идея создания цикла «Прощание с Петербургом».

3.  Болеро («О, дева чудная моя») - романс посвящен А. А. Скалону.

Болеро это национальный испанский танец. Темп движения умеренный. Болеро танцуют в сопровождении гитары и барабана, танцующие поют и отбивают на кастаньетах сложные триольные ритмы. Романс Глинки при появлении своем так понравился, что была сделана его транскрипция для оркестра.

4.  Каватина («Давно ли роскошно ты розой цвела») - посвящена А. П. Лоди.

При жизни Глинки этот романс, помимо самого Глинки, изумительно исполнял Андрей Петрович Лоди (это его настоящая фамилия; сценический псевдоним – Нестеров). Пению он обучался в Италии, позднее брал уроки пения у М. Глинки.

5.  Колыбельная («Спи, мой ангел ») - романс посвящен П. И. Гурскалину

 Этот романс – трогательная убаюкивающая песня. Выдающимися исполнителями этого романса были С. Лемешев, Г.  Нэлепп.

6.  Попутная песня («Дым столбом, кипит, дымится пароход») - посвящена Н. Ф. Немирович-Данченко.

Песня написана по случаю открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Паровоз тогда назывался пароходом. Одна из самых известных песен в репертуаре Федора Шаляпина.

7.  Фантазия («Стой, мой верный бурный конь»)

Эта фантазия написана в свободной манере сквозного балладного развития. Она не подчинена законам куплетной формы, по которым написаны все романсы Глинки. Это делает фантазию уникальным произведением не только в глинкинском музыкальном наследии, но и во всей русской музыке, по крайней мере, до середины XIX столетия.

8.  Баркарола («Уснули голубые») - романс посвящен Л. А. Гейденрейху.

 В романсе пленяет слух то, как Глинка передает ритм и интонацию волн. Ясность мысли и чувства здесь вызывают в восприятии приятное ощущение жизненной свежести и светлости. Этот романс – один из лучших в глинкинском цикле. С большим артистизмом Глинка переосмысливает стиль итальянского bel canto.

9.  Рыцарский романс («Прости, корабль взмахнул крылом») - посвящен Ф. Н. Толстому.

«Рыцарский романс» прекрасен своим героическим духом, он полон силы и мужества, богатырских «руслановских» настроений. Активный маршевый ритм этого романса сближает его с героическим антрактом к IV действию оперы Глинки «Руслан и Людмила».

10.  «Жаворонок» («Между небом и землей») - романс посвящен А. Н. Струговщикову.

А. Н. Струговщиков - литератор, с Глинкой знаком еще по Благородному пансиону. У Глинки на эти стихи получилась задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной легкой печалью. Это – лирическая картинка русской весенней природы. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка.

11. К Молли («Не требуй песен от певца») - романс посвящен Г. Я. Ломакину. 

Один из лучших романсов цикла. В отличие от большинства номеров цикла, внутри этого романса Глинка вводит эмоциональный контраст.

12.  Прощальная песня («Прощайте, добрые друзья») - слова посвящены М. Глинке, а Глинка посвящает друзьям музыку.       

Заключительная песня, по замыслу М. Глинки, должна была исполняться хором, как это было задумано и Н. Кукольником, о чем свидетельствует его сценарий всего действа. Однако, поскольку весь цикл написан для певца солиста, перед исполнителями, представлявшими этот цикл в камерной обстановке, где хор не предполагался, стояла дилемма: исполнять эту песню, как и все остальные в цикле, соло или не исполнять вовсе. В качестве традиционного принято первое решение. 

Когда Глинка месяц спустя вернулся в столицу, «Прощание с Петербургом» было уже опубликовано издателем П. И. Гурскалиным, которому посвящен №5, и пользовалось успехом. Однако сборник не воспринимался в качестве единого целого. Как извещал Кукольник в своем «Художественном журнале», «каждый романс можно покупать отдельно, общей цены не полагается...» И впоследствии «Прощание с Петербургом» редко исполнялось в виде цельного произведения, а отдельные романсы пользовались различной известностью.