СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Е. Салтыков-Щедрин. художественная сатира на современные писателю порядки в романе "История одного города" -автор Т.Ю. Степанова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о биографии и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; рассказывает о приемах сатирического изображения с определением понятий; предлагает письменные вопросы для работы и ответы на них; иллюстрации 

Просмотр содержимого документа
«М.Е. Салтыков-Щедрин. художественная сатира на современные писателю порядки в романе "История одного города" -автор Т.Ю. Степанова»

М. Е. Салтыков –Щедрин  1826-1889 гг.  8 класс. «Художественная сатира на современные порядки в романе «История одного города» Автор презентации: на основе поурочных разработок Н.В. Егоровой к учебнику «Литература» В.Я. Коровиной, 2 часть Т.Ю. Степанова

М. Е. Салтыков –Щедрин 1826-1889 гг. 8 класс. «Художественная сатира на современные порядки в романе

«История одного города»

Автор презентации: на основе поурочных разработок Н.В. Егоровой к учебнику «Литература» В.Я. Коровиной, 2 часть

Т.Ю. Степанова

Историческая основа Михаил Евфграфович Салтыков был направлен в ссылку на чиновничество в г. Вятке (Кирове), когда еще не был известным писателем-сатириком, за опубликованную им повесть «Запутанное дело», где цензура обнаружила в повести «опасное направление мыслей». Сказки писателя особенные. Сам писатель их писал эзоповым языком, свойственным жанру басни, с которой сказки роднят юмор, ирония, переходящая в сарказм.

Историческая основа

  • Михаил Евфграфович Салтыков был направлен в ссылку на чиновничество в г. Вятке (Кирове), когда еще не был известным писателем-сатириком, за опубликованную им повесть «Запутанное дело», где цензура обнаружила в повести «опасное направление мыслей».
  • Сказки писателя особенные. Сам писатель их писал эзоповым языком, свойственным жанру басни, с которой сказки роднят юмор, ирония, переходящая в сарказм.
Вспомним термины : Эзопов язык- (от имени древнегреческого баснописца Эзопа)- особый вид письма. Иносказание (например, эзопов язык произведений); Ирония -(гр. eironeia- притворство, насмешка)- скрытая, неявная насмешка. Юмор - (англ. humour- нрав, настроение)- изображение героев в смешном виде. Юмор- смех веселый и доброжелательный. Иносказание – выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный приём, намеренно маскирующее мысль .

Вспомним термины :

  • Эзопов язык- (от имени древнегреческого баснописца Эзопа)- особый вид письма. Иносказание (например, эзопов язык произведений);
  • Ирония -(гр. eironeia- притворство, насмешка)- скрытая, неявная насмешка.
  • Юмор - (англ. humour- нрав, настроение)- изображение героев в смешном виде. Юмор- смех веселый и доброжелательный.
  • Иносказание – выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный приём, намеренно маскирующее мысль .
Вспомним термины: Аллегория ( гр. allegoria)- иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. Сарказм — один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого...; умение похвалить человека таким образом, чтобы он надолго обиделся. Гепербола-( гр. Huperbole - преувеличение) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится для большей выразительности, характерно дл фольклора, поэзии романтизма и сатиры.( Н.Гоголь. М. Салтыков- Щедрин, В. Маяковский); Гротеск- ( фр. grotesque , ит. Grottesco - причудливый от слова grotta - грот) – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Вспомним термины:

  • Аллегория ( гр. allegoria)- иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.
  • Сарказм — один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого...; умение похвалить человека таким образом, чтобы он надолго обиделся.
  • Гепербола-( гр. Huperbole - преувеличение) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится для большей выразительности, характерно дл фольклора, поэзии романтизма и сатиры.( Н.Гоголь. М. Салтыков- Щедрин, В. Маяковский);
  • Гротеск- ( фр. grotesque , ит. Grottesco - причудливый от слова grotta - грот) – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.
Вопросы к беседе Что такое эзопов язык и почему Салтыков -Щедрин так горевал, что ему приходилось им пользоваться? Какие сатирические приемы широко использовал писатель? Какие сказки Салтыкова Щедрина вам известны? Почему они были названы «сказками для детей изрядного возраста»? С помощью каких сатирических приемов были нарисованы образы героев в сказках? Приведите примеры. Какому жанру родственны сказки Салтыкова –Щедрина ? В чем заключаются особенности историзма Салтыкова- Щедрина?

Вопросы к беседе

  • Что такое эзопов язык и почему Салтыков -Щедрин так горевал, что ему приходилось им пользоваться?
  • Какие сатирические приемы широко использовал писатель?
  • Какие сказки Салтыкова Щедрина вам известны? Почему они были названы «сказками для детей изрядного возраста»?
  • С помощью каких сатирических приемов были нарисованы образы героев в сказках? Приведите примеры. Какому жанру родственны сказки Салтыкова –Щедрина ?
  • В чем заключаются особенности историзма Салтыкова- Щедрина?
«Я вырос на лоне крепостного права». М.Е. Салтыков- Щедрин Рос в помещичьей среде, с детства наблюдал за жизнью крепостных, видел как крепостное право уродует людей, понимал жестокую несправедливость такого устройства. В его семье пеклись о достатке, карьере. Люди, окружающие его в детстве, - мать, тетки- стали прототипами его произведений; Отец- Евграф Васильевич Салтыков- отпрыск старинного, но небогатого дворянского рода, который постепенно беднел. Для того чтобы поправить положение женился в 45 лет на 15 летней Ольге Михайловне Забелиной, дочери состоятельного московского купца.

«Я вырос на лоне крепостного права». М.Е. Салтыков- Щедрин

  • Рос в помещичьей среде, с детства наблюдал за жизнью крепостных, видел как крепостное право уродует людей, понимал жестокую несправедливость такого устройства. В его семье пеклись о достатке, карьере. Люди, окружающие его в детстве, - мать, тетки- стали прототипами его произведений;
  • Отец- Евграф Васильевич Салтыков- отпрыск старинного, но небогатого дворянского рода, который постепенно беднел. Для того чтобы поправить положение женился в 45 лет на 15 летней Ольге Михайловне Забелиной, дочери состоятельного московского купца.
Портреты отца, матери и самого Михаила

Портреты отца, матери и самого Михаила

«…  весь домашний обиход стоял на вполне реальной почве…» Брак был неравным и несчастливым. Мать с годами перестала подчиняться и превратилась в умелую и властную хозяйку огромного имения. Ее хозяйственность, расчетливость, властность, хитрость в отношениях с окружающими отразилась во многих произведениях писателя, особенно в образе Арины Петровны Головлевой в произведении «Господа Головлевы».

«… весь домашний обиход стоял на вполне реальной почве…»

  • Брак был неравным и несчастливым. Мать с годами перестала подчиняться и превратилась в умелую и властную хозяйку огромного имения. Ее хозяйственность, расчетливость, властность, хитрость в отношениях с окружающими отразилась во многих произведениях писателя, особенно в образе Арины Петровны Головлевой в произведении «Господа Головлевы».
Детство и юность писателя Мать- Ольга Петровна Забелина любила сына, дала ему отличное домашнее образование. К 6-ти годам Михаил легко общается на французском и немецком. Быстро писал по-русски. 6 лет учился в Царскосельском лицее, с ним связаны его первые литературные опыты. По окончании лицея сотрудничает «Современником» и «Отечественными записками» вместе с Некрасовым.

Детство и юность писателя

  • Мать- Ольга Петровна Забелина любила сына, дала ему отличное домашнее образование. К 6-ти годам Михаил легко общается на французском и немецком. Быстро писал по-русски. 6 лет учился в Царскосельском лицее, с ним связаны его первые литературные опыты. По окончании лицея сотрудничает «Современником» и «Отечественными записками» вместе с Некрасовым.
«Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа… Очень слишком даже будет!» После ссылки в Вятку, через 15 лет Салтыков- Щедрин служил вице-губернатором в Рязани, а потом в Твери. Активно содействовал продвижению крестьянской реформы. Возбуждает несколько уголовных дел по фактам жестокого обращения с крестьянами. Его боятся помещики… В 1862 году выходит в отставку и переезжает в Петербург. Печатает романы, повести, сказки. Это было время реформ, перемен в общественной жизни.

«Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа… Очень слишком даже будет!»

  • После ссылки в Вятку, через 15 лет Салтыков- Щедрин служил вице-губернатором в Рязани, а потом в Твери. Активно содействовал продвижению крестьянской реформы. Возбуждает несколько уголовных дел по фактам жестокого обращения с крестьянами. Его боятся помещики…
  • В 1862 году выходит в отставку и переезжает в Петербург. Печатает романы, повести, сказки. Это было время реформ, перемен в общественной жизни.
«История одного города»- изображение в фантастической гротескной форме русской истории Ответь письменно : Кого напоминают своими характерами герои произведения? Какие черты высмеиваются? Найдите в главе цитаты произведений устного народного творчества. Какого порядка добивались головотяпы, когда собирали воедино соседние племена? Каким словом начались «исторические времена»?

«История одного города»- изображение в фантастической гротескной форме русской истории

  • Ответь письменно : Кого напоминают своими характерами герои произведения?
  • Какие черты высмеиваются?
  • Найдите в главе цитаты произведений устного народного творчества.
  • Какого порядка добивались головотяпы, когда собирали воедино соседние племена?
  • Каким словом начались «исторические времена»?
Ответы на вопросы:  Своими характерами герои главы напоминают персонажи бытовых сказок; Высмеиваются глупость, лень, невежество, тупая покорность; Встречаются парафразы на фольклорные произведения: пословицы и поговорки ( «Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет», «стыд глаза не выест», «шапками закидаем», «заблудиться в трех соснах», «знать как свои 5 пальцев»; «Орел да Кромы- первые воры), сказки-небылицы (Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили…», «новотор зарезался огурцом»; народные песни «Не шуми мати зелена дубравушка».)

Ответы на вопросы:

  • Своими характерами герои главы напоминают персонажи бытовых сказок;
  • Высмеиваются глупость, лень, невежество, тупая покорность;
  • Встречаются парафразы на фольклорные произведения: пословицы и поговорки ( «Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет», «стыд глаза не выест», «шапками закидаем», «заблудиться в трех соснах», «знать как свои 5 пальцев»; «Орел да Кромы- первые воры), сказки-небылицы (Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили…», «новотор зарезался огурцом»; народные песни «Не шуми мати зелена дубравушка».)
Ответы на вопросы: Головотяпство- крайняя небрежность и бестолковость. Писатель обыгрывает это слово, добавляя еще одно значение: головотяпы- те, кто «тяпает головами». Головы их годятся лишь на то, чтобы ими биться обо что попало. Думать они не приспособлены.Глупость их очевидна. Добровольно пожелали себе «кабалы». Город Глупов заложили на «болотине» (намек на Петербург, построенный на болотах). Наместники князя- воры, которые подбивают глуповцев на бунты, а потом сами же их усмиряют. «Исторические времена» начинаются с вопля «Запорю!» Глуповцев надо держать в страхе при помощи кнута.

Ответы на вопросы:

  • Головотяпство- крайняя небрежность и бестолковость. Писатель обыгрывает это слово, добавляя еще одно значение: головотяпы- те, кто «тяпает головами». Головы их годятся лишь на то, чтобы ими биться обо что попало. Думать они не приспособлены.Глупость их очевидна. Добровольно пожелали себе «кабалы».
  • Город Глупов заложили на «болотине» (намек на Петербург, построенный на болотах). Наместники князя- воры, которые подбивают глуповцев на бунты, а потом сами же их усмиряют.
  • «Исторические времена» начинаются с вопля «Запорю!» Глуповцев надо держать в страхе при помощи кнута.
«История одного города»- это история многовекового угнетения народа Писатель осуждает в ней рабскую психологию, долготерпение, невежество, бестолковость, дикость нравов. Писатель негодует, но и сочувствует народу. Сатира его актуальна и сегодня. В основе его произведений лежит любовь к народу. Истинный патриотизм, который предполагает критическое отношение к недостаткам общества.

«История одного города»- это история многовекового угнетения народа

  • Писатель осуждает в ней рабскую психологию, долготерпение, невежество, бестолковость, дикость нравов. Писатель негодует, но и сочувствует народу. Сатира его актуальна и сегодня. В основе его произведений лежит любовь к народу. Истинный патриотизм, который предполагает критическое отношение к недостаткам общества.