Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа №10»
Урок по литературному чтению
Тема: «Сказка М. Ю. Лермонтова
«Ашик-Кериб»
Учитель начальных
классов: Ковальчук Т. В.
Урок литературного чтения в 4-з классе
Тема: Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»
Задачи:
1. Дать представление о разнообразии жанров произведений поэта (стихи, сказки)
2. Закрепить особенности волшебных сказок
3. Обогатить словарь учащихся восточными словами
4. Отрабатывать навык выразительного чтения
5. Учить определять тему, идею произведения, героев положительных и отрицательных
Ход урока
I. Организационный момент
Ребята, проверьте готовность к уроку. На партах у вас должен лежать учебник, тонкая рабочая тетрадь, пенал. Садитесь.
II. Актуализация знаний. Речевая разминка.
Все бобры для своих бобрят добры (на доске)
Работа с партнером по плечу.
- А теперь за работу! А как будем работать - догадайтесь сами. У вас на столах лежат карточки со стихотворением и к нему слова – подсказки. Их нужно вписать в каждую строку текста по смыслу. Ученики читают по одному.
1. Игра «Доскажи словечко»
Тексты будем мы …
Информацию из текста …
Точку зрения …………….
На вопросы …………………
Новое для себя………………
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … …………..
Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.
(1 ученик зачитывает , что получилось)
III. Сообщение темы и целей урока.
- А сейчас закрыли глаза. Релаксация под тихую музыку. Звучит восточная музыка. Открыли глаза.
Почему звучит именно восточная мелодия? ( Потому что мы продолжаем знакомство с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова).
1. Назовите тему урока, над которой мы сейчас работаем.
(тема уже записана на доске . «Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»)
( Появление портрета.)
У Лермонтова было особенное отношение к Кавказу. Он сыграл большую
роль в его человеческой и писательской судьбе. Поэт любил этот край. Какваз
был колыбелью его поэзии. Любовь к Кавказу, к его величественной и суровой
природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронёс через всю
свою короткую и мятежную жизнь. Лермонтов наблюдал за нравами горцев,
слушая народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской
природы, встречи с бесстрашными людьми глубоко запали в душу поэта. И всё
это потом отражено было им в произведениях, посвящённых Кавказу, Востоку.
Лермонтов написал эту сказку в 1837 году в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Он много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанский язык. Сказка об Ашик - Керибе является местной народной сказкой, в записи которой Лермонтов сумел не только совершенно точно передать сюжет, но и сохранил многие разговорные её особенности.
1. Сегодня мы завершаем работу над этим произведением. Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки.
Проанализируем образы героев, составим характеристики героев произведения.
2. Ответим, чему нас учит сказка, и почему она актуальна сегодня, что несёт она нам, современным читателям.
Что вы знаете об этом писателе?
Назовите жанры произведений М.Ю. Лермонтова. Приведите примеры.
М.Ю.Лермонтов писал стихи («Парус», «Утёс», «Горные вершины», «Москва, Москва!..») и сказки («Ашик –Кериб»).
Сегодня мы продолжаем работу над этой сказкой.
Вспомните на какие 2 группы делятся все сказки?
Сказки авторские и народные.
Каждая из этих групп в свою очередь делится на бытовые, сказки о животных и волшебные.
К какому виду сказок относится сказка «Ашик –Кериб»? Слайд № 3.
Какие особенности волшебной сказки присутствуют в сказке Лермонтова?
Троекратность (три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли)
2. Каким было домашнее задание?
Прочитать текст сказки «Ашик-Кериб» до конца. (Чтение сказки) Оценивание своего чтения.
А сейчас мы проверим с помощью теста, насколько внимательно вы читали эту сказку. (Дети отвечают на вопросы учителя на листочках. )
1) Кем был Ашик-Кериб ?
а) богатый турок
б) бедный певец
в) великий паша
2) В каком городе жила Магуль-Мегери?
а) Карс
б) Тифлиз
в) Арзерум
3) Кто помог Ашик-Керибу?
а) Куршуд-бек
б) Св. Хадерилиаз
в) мать
4) Как Ашик-Кериб вернул матери зрение?
а) сказал волшебные слова
б) помазал глаза комком земли
в) спел свою лучшую песню
Проверка. Читаем задание и называем ответ. (Оцените свою работу. )
3. Слайды № 5, 6, 7, 8, 9 Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в тексте сказки.
Задание: соотнесите иллюстрацию с текстом.
Дети выразительно зачитывают отрывки из сказки, которые подходят к данной иллюстрации.
4. Слайд № 9 Назовите главных героев сказки. (Ашик-Кериб, Святой Хадерилиаз, Магуль-Мегери, Куршуд-бек).
Кто из этих героев положительный, а кто отрицательный? Почему?
Положительный герой Ашик –Кериб, так как он талантливый, честный, храбрый, добрый, великодушный; Святой Хадерилиаз, потому что он добрый, помогает людям; Магуль-Мегери, так как она верная. А отрицательные герой – Куршуд-бек, так как он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слёз она потеряла зрение.
Почему он совершил такой поступок? Он тоже любил Магуль-Мегери.
Может ли это служить ему оправданием?
5. Сказка «Ашик-Кериб» - восточная сказка. В ней много восточных слов.
Задание: составить словарик восточных слов. (в группах) Слайд № 10.
Проверка. По очереди команды читают восточные слова и дают перевод.
6. Вспомните путь, который преодолел Ашик-Кериб за три дня.
Какие географические названия встречаются в сказке? Тифлиз, Арзерум, Карс, Арзиньян. Слайд № 11.
Предлагаю рассмотреть карту современной Турции.
Турция удивительная страна, которая расположена в двух частях света: в Европе и Азии, омывается сразу четырьмя морями: Черным, Мраморным, средиземным и Эгейским. Столица Турции – город Анкара.
Давайте посмотрим, есть ли на карте современной Турции города, о которых упоминается в сказке, или похожие названия?
Карс – Карс Тифлиз – Тбилиси (теперь столица Грузии) Арзурум – Эрзурум Арзиньян – Эрджиньян
А теперь покажите путь Ашик-Кериба.
Видно, что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно.
7. Выполнение задания в тетради. «Кроссворд» по сказке «Ашик-Кериб». Работа в группах. Слайд № 12.
Проверка. Группы по очереди читают задания и ответы.
8. И последнее задание: анализ произведения по схеме. Слайд № 13
9. Рефлексия. Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным? Что главное поняли на уроке?
10.Домашнее задание.