СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю. Лермонтов "Бородино" (на 2 урока). 5 класс (новый ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов "Бородино" (на 2 урока). 5 класс (новый ФГОС)»

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

ЦЕЛИ познакомиться с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова проанализировать произведение поэта «Бородино» выделить историческая ценность и идейная составляющая стихотворения охарактеризовать образы главных персонажей произведения выявить личное отношение автора к Бородинскому сражению

ЦЕЛИ

  • познакомиться с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова
  • проанализировать произведение поэта «Бородино»
  • выделить историческая ценность и идейная составляющая стихотворения
  • охарактеризовать образы главных персонажей произведения
  • выявить личное отношение автора к Бородинскому сражению
«Скажи-ка, дядя, ведь недаром...», «Богатыри – не вы....» – эти фразы из произведения «Бородино» Михаила Лермонтова цитируют уже несколько поколений. Сколько раз вы слышали, как наши бабушки и дедушки вздыхают: «Да, были люди в наше время». Сегодня мы подробнее рассмотрим «то» время и поговорим об авторе этих замечательных строк.

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром...», «Богатыри – не вы....» – эти фразы из произведения «Бородино» Михаила Лермонтова цитируют уже несколько поколений. Сколько раз вы слышали, как наши бабушки и дедушки вздыхают: «Да, были люди в наше время». Сегодня мы подробнее рассмотрим «то» время и поговорим об авторе этих замечательных строк.

Как мы знаем, Михаил Лермонтов родился в Москве в 1814 году в семье помещика Юрия Лермонтова – капитана в отставке. Мама его рано умерла, и всё детство будущий поэт провёл в селе Тарханы с бабушкой Елизаветой Алексеевой Арсеньевой , женщиной очень образованной. Лермонтов учился дома, и уже в детские годы он свободно владел французским и немецким языками, хорошо рисовал и играл в шахматы.

Как мы знаем, Михаил Лермонтов родился в Москве в 1814 году в семье помещика Юрия Лермонтова – капитана в отставке. Мама его рано умерла, и всё детство будущий поэт провёл в селе Тарханы с бабушкой Елизаветой Алексеевой Арсеньевой , женщиной очень образованной.

Лермонтов учился дома, и уже в детские годы он свободно владел французским и немецким языками, хорошо рисовал и играл в шахматы.

Бабушка во многом потакала внуку, а ребёнком он был шаловливым, и с очень непростым характером. Она же и поддерживала его литературные начинания. И снисходительно отнеслась к тому, что её внук, внезапно бросив университет, решил сделать карьеру военного. Она посчитала, что тут не обошлось без влияния её двоюродного брата и опекуна поэта Афанасия Алексеевича Столыпина.

Бабушка во многом потакала внуку, а ребёнком он был шаловливым, и с очень непростым характером. Она же и поддерживала его литературные начинания.

И снисходительно отнеслась к тому, что её внук, внезапно бросив университет, решил сделать карьеру военного. Она посчитала, что тут не обошлось без влияния её двоюродного брата и опекуна поэта Афанасия Алексеевича Столыпина.

Отставной штабс-капитан артиллерии и участник Бородинского сражения охотно рассказывал мальчику о боях и победах времён своей юности. А надо сказать, что, встретив войну 1812 года в чине артиллерийского поручика, он не раз отличался на поле боя.

Отставной штабс-капитан артиллерии и участник Бородинского сражения охотно рассказывал мальчику о боях и победах времён своей юности.

А надо сказать, что, встретив войну 1812 года в чине артиллерийского поручика, он не раз отличался на поле боя.

В одном из донесений М. И. Кутузов писал: «Поручики Жиркевич и Столыпин действовали отлично своими орудиями по неприятельским кавалерии и батареям, коих пальбу заставили прерывать». Кстати, юный поэт был очень похож характером на своего дедушку, такой же задира и бретёр, то есть готовый стреляться на дуэли по любому поводу.

В одном из донесений М. И. Кутузов писал: «Поручики Жиркевич и Столыпин действовали отлично своими орудиями по неприятельским кавалерии и батареям, коих пальбу заставили прерывать».

Кстати, юный поэт был очень похож характером на своего дедушку, такой же задира и бретёр, то есть готовый стреляться на дуэли по любому поводу.

Ираклий Андроников , один из ведущих исследователей творческого наследия Лермонтова, считал, что именно Столыпин был прототипом того самого «дяди» из стихотворения «Бородино».

Ираклий Андроников , один из ведущих исследователей творческого наследия Лермонтова, считал, что именно Столыпин был прототипом того самого «дяди» из стихотворения «Бородино».

Бородинское сражение – это крупнейшее ожесточенное сражение между русской и французской армиями, состоявшееся 7 сентября 1812 г., длилось более 12 часов, от восхода да заката. Сначала армии Наполеона в ходе боевых действий удалось захватить позиции русской армии, но русские отбили атаки и вынудили вернуться противника на исходные позиции. Главнокомандующий русской армии фельдмаршал М.И. Кутузов намеревался возобновить сражение и атаковать противника утром, но после донесения о масштабах потерь, отдал приказ к отступлению.

Бородинское сражение – это крупнейшее ожесточенное сражение между русской и французской армиями, состоявшееся 7 сентября 1812 г., длилось более 12 часов, от восхода да заката. Сначала армии Наполеона в ходе боевых действий удалось захватить позиции русской армии, но русские отбили атаки и вынудили вернуться противника на исходные позиции. Главнокомандующий русской армии фельдмаршал М.И. Кутузов намеревался возобновить сражение и атаковать противника утром, но после донесения о масштабах потерь, отдал приказ к отступлению.

Тем не менее в русской армии поднялся боевой дух, ей удалось восстановить ресурсы для изгнания неприятеля, а «великая» армия утратила уверенность в собственной непобедимости, упала духом. Захваченная Москва стала ловушкой для захватчиков, из которой спустя месяц началось бегство французов и их союзников из России.

Тем не менее в русской армии поднялся боевой дух, ей удалось восстановить ресурсы для изгнания неприятеля, а «великая» армия утратила уверенность в собственной непобедимости, упала духом. Захваченная Москва стала ловушкой для захватчиков, из которой спустя месяц началось бегство французов и их союзников из России.

Обратимся к самому произведению. Предположительно, замысел этого произведения возник у поэта ещё в 1832 -34 годах, когда в России проходили торжества в честь победы над Наполеоном. В Санкт-Петербурге был установлен в честь этого события знаменитый «Александрийский столп», колонна, на вершине которой в виде ангела изображен царь Александр I.

Обратимся к самому произведению. Предположительно, замысел этого произведения возник у поэта ещё в 1832 -34 годах, когда в России проходили торжества в честь победы над Наполеоном.

В Санкт-Петербурге был установлен в честь этого события знаменитый «Александрийский столп», колонна, на вершине которой в виде ангела изображен царь Александр I.

В это время выходят мемуары Афанасия Столыпина. В 1837 году стихотворение публикует журнал «Современник». Стихотворение начинается с вопроса молодого человека к рассказчику, безымянному солдату-артиллеристу: «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана?»

В это время выходят мемуары Афанасия Столыпина. В 1837 году стихотворение публикует журнал «Современник». Стихотворение начинается с вопроса молодого человека к рассказчику, безымянному солдату-артиллеристу:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?»

Образ «дяди», ветерана бородинского сражения, придаёт произведению эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение. Лермонтов подчёркивает народное происхождение рассказчика его речью, с использованием просторечных слов и выражений: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке».

Образ «дяди», ветерана бородинского сражения, придаёт произведению эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение.

Лермонтов подчёркивает народное происхождение рассказчика его речью, с использованием просторечных слов и выражений: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке».

Образ безымянного полковника – «слуга царю, отец солдатам» – скорее всего, срисован Лермонтовым с князя Петра Багратиона , раненного на Бородинском поле. В рассказе солдата прочитывается сожаление о нынешнем поколении . Надо сказать, что эта тема «потерянного поколения» красной нитью проходит через многие произведения поэта того времени. «Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы!»

Образ безымянного полковника – «слуга царю, отец солдатам» – скорее всего, срисован Лермонтовым с князя Петра Багратиона , раненного на Бородинском поле. В рассказе солдата прочитывается сожаление о нынешнем поколении . Надо сказать, что эта тема «потерянного поколения» красной нитью проходит через многие произведения поэта того времени.

«Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!»

Вспоминая грандиозное сражение, рассказчик говорит о себе, то в единственном, то во множественном числе : «Забил заряд я в пушку туго» или «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою». Это связано с тем, что в какой-то момент рассказчик перестаёт отделять себя от народа-победителя.

Вспоминая грандиозное сражение, рассказчик говорит о себе, то в единственном, то во множественном числе :

«Забил заряд я в пушку туго» или

«Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою».

Это связано с тем, что в какой-то момент рассказчик перестаёт отделять себя от народа-победителя.

Рассмотрим композиционное строение стихотворения. Оно имеет кольцевую композицию. Начинается рассказ солдата со слов: «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы!» И после впечатляющего рассказа о бородинской битве стихотворение заканчивается теми же словами.

Рассмотрим композиционное строение стихотворения. Оно имеет кольцевую композицию. Начинается рассказ солдата со слов:

«Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!»

И после впечатляющего рассказа о бородинской битве стихотворение заканчивается теми же словами.

Кульминация стихотворения – описание самой битвы. Лермонтов не скупится на выразительные средства для создания атмосферы баталии. Сравнения : «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени». Олицетворения : «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Эпитеты : «русский бой удалый», «наш рукопашный бой». И, разумеется, гипербола – именно благодаря этому выразительному средству показан масштаб сражения: «Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел».

Кульминация стихотворения – описание самой битвы. Лермонтов не скупится на выразительные средства для создания атмосферы баталии.

Сравнения : «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени».

Олицетворения : «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой».

Эпитеты : «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».

И, разумеется, гипербола – именно благодаря этому выразительному средству показан масштаб сражения:

«Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел».

Идея произведения, с одной стороны – в величии победы русского народа в ужасной войне и гордость за свою Родину . А с другой , по выражению критика Белинского, – сожаление о «настоящем поколении, дремлющем в бездействии».

Идея произведения, с одной стороны – в величии победы русского народа в ужасной войне и гордость за свою Родину . А с другой , по выражению критика Белинского, – сожаление о «настоящем поколении, дремлющем в бездействии».

Сюжетная композиция «Бородино» построена как диалог двух людей: старик отвечает на вопрос молодого человека, которому небезразличны события прошлого России . Это задушевный разговор старшего поколения с поколением нынешним, на котором теперь лежит обязанность защиты Родины. Основой сюжета стал рассказ пожилого солдата о легендарном Бородинском сражении. С первых строк стихотворение проникнуто идеей народного единения , эта идея олицетворена образом Москвы. Хотя столицей государства был Санкт-Петербург, первопрестольная Москва всегда оставалась символом России.

Сюжетная композиция «Бородино» построена как диалог двух людей: старик отвечает на вопрос молодого человека, которому небезразличны события прошлого России . Это задушевный разговор старшего поколения с поколением нынешним, на котором теперь лежит обязанность защиты Родины. Основой сюжета стал рассказ пожилого солдата о легендарном Бородинском сражении. С первых строк стихотворение проникнуто идеей народного единения , эта идея олицетворена образом Москвы. Хотя столицей государства был Санкт-Петербург, первопрестольная Москва всегда оставалась символом России.

Начинает солдат свое повествование, вспоминая о прежних временах. Он с упреком сожалеет, что в младшем поколении не видит такой отваги и самоотверженности, как у его однополчан, отдавших жизни на Бородинском поле. В воспоминаниях ветерана воскресают события рокового для России времени: отступление русского войска и недовольство старых вояк отступлением, определение командованием места для решающей битвы, двухдневная перестрелка с французами, ночь накануне боя, клятва воинов, ход самого сражения, моральное состояние солдат после боя.

Начинает солдат свое повествование, вспоминая о прежних временах. Он с упреком сожалеет, что в младшем поколении не видит такой отваги и самоотверженности, как у его однополчан, отдавших жизни на Бородинском поле. В воспоминаниях ветерана воскресают события рокового для России времени: отступление русского войска и недовольство старых вояк отступлением, определение командованием места для решающей битвы, двухдневная перестрелка с французами, ночь накануне боя, клятва воинов, ход самого сражения, моральное состояние солдат после боя.

В сюжете «Бородино» есть ключевой эпизод описания ночи в лагерях противников перед битвой . Автору важны настроения солдат. Французы ликовали до рассвета, предаваясь веселью . Они воодушевлены прежними победами наполеоновской армии, не верят в свое поражение . Русские солдаты ночью перед сражением были тихи и сосредоточенны, каждый думал о своей причастности к судьбе Родины . «Божья воля» определяет исход событий: «Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы». Но это не безропотное подчинение начальству и судьбе, а сплоченность ради победы над неприятелем, вклад в общий великий подвиг .

В сюжете «Бородино» есть ключевой эпизод описания ночи в лагерях противников перед битвой . Автору важны настроения солдат. Французы ликовали до рассвета, предаваясь веселью . Они воодушевлены прежними победами наполеоновской армии, не верят в свое поражение . Русские солдаты ночью перед сражением были тихи и сосредоточенны, каждый думал о своей причастности к судьбе Родины . «Божья воля» определяет исход событий: «Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы». Но это не безропотное подчинение начальству и судьбе, а сплоченность ради победы над неприятелем, вклад в общий великий подвиг .

Впервые в поэтическом тексте повествование о важном историческом событии велось от лица простого солдата, а не офицера, дворянина, аристократа . Ранее в подобных батальных произведениях главными героями были полководцы или правители, а не человек из народной среды. Лермонтов одним из первых русских поэтов подчеркнул главенствующую роль и героизм русских солдат в борьбе с захватчиками, показал непарадную сторону войны. Это взгляд на войну изнутри, а не с точки зрения военной стратегии полководцев. Лермонтов описал даже бытовые мелочи солдатского походного быта: перед боем кто-то чистил кивер избитый, кто-то штык точил и пр.

Впервые в поэтическом тексте повествование о важном историческом событии велось от лица простого солдата, а не офицера, дворянина, аристократа . Ранее в подобных батальных произведениях главными героями были полководцы или правители, а не человек из народной среды. Лермонтов одним из первых русских поэтов подчеркнул главенствующую роль и героизм русских солдат в борьбе с захватчиками, показал непарадную сторону войны. Это взгляд на войну изнутри, а не с точки зрения военной стратегии полководцев. Лермонтов описал даже бытовые мелочи солдатского походного быта: перед боем кто-то чистил кивер избитый, кто-то штык точил и пр.

Тест 1.Где провёл детство Михаил Лермонтов? Село Тарханы Село Тараканы Пятигорск Москва 2. Кто воспитывал М. Ю. Лермонтова после смерти матери? Дядя Алексей Аркадьевич Бабушка Елизавета Алексеевна Папа Юрий Петрович Тётя Мария Акимовна

Тест

1.Где провёл детство Михаил Лермонтов?

  • Село Тарханы
  • Село Тараканы
  • Пятигорск
  • Москва

2. Кто воспитывал М. Ю. Лермонтова после смерти матери?

  • Дядя Алексей Аркадьевич
  • Бабушка Елизавета Алексеевна
  • Папа Юрий Петрович
  • Тётя Мария Акимовна
3. Выберите несколько фраз из стихотворения «Бородино», ставших крылатыми выражениями. «Были люди в наше время» «Богатыри – не вы...» «Скажи-ка, тётя, ведь недаром» «Я помню чудное мгновенье» 4. Выберите неправильный ответ на вопрос: что вдохновило Лермонтова написать стихотворение «Бородино»? Мемуары двоюродного дедушки. Юбилейное празднование победы в войне с французами. Ему посулили хороший гонорар.

3. Выберите несколько фраз из стихотворения «Бородино», ставших крылатыми выражениями.

  • «Были люди в наше время»
  • «Богатыри – не вы...»
  • «Скажи-ка, тётя, ведь недаром»
  • «Я помню чудное мгновенье»

4. Выберите неправильный ответ на вопрос: что вдохновило Лермонтова написать стихотворение «Бородино»?

  • Мемуары двоюродного дедушки.
  • Юбилейное празднование победы в войне с французами.
  • Ему посулили хороший гонорар.
5. Кто является лирическим героем в произведении М. Ю. Лермонтова «Бородино»? Старый солдат, участвовавший в Бородинском сражении. Юноша, задающий вопросы солдату-ветерану. В стихотворении нет героя. 6. Вспомните полководцев Бородинского сражения. Кто здесь лишний? Петр Багратион Михаил Кутузов Михаил Барклай-де-Толли Александр Суворов

5. Кто является лирическим героем в произведении М. Ю. Лермонтова «Бородино»?

  • Старый солдат, участвовавший в Бородинском сражении.
  • Юноша, задающий вопросы солдату-ветерану.
  • В стихотворении нет героя.

6. Вспомните полководцев Бородинского сражения. Кто здесь лишний?

  • Петр Багратион
  • Михаил Кутузов
  • Михаил Барклай-де-Толли
  • Александр Суворов
7. Что означает словосочетание, употреблённое в стихотворении: «у наших ушки на макушке»? Все сняли шапки, чтобы лучше слышать Прислушиваться к чему-то Быть готовыми к любой неожиданности 8. Как называется выразительное средство, которое автор использует в стихотворении: «Рука бойцов колоть устала…» «Смешались в кучу кони, люди и залпам тысячи орудий… Метафора Антитеза Эпитет Гипербола

7. Что означает словосочетание, употреблённое в стихотворении: «у наших ушки на макушке»?

  • Все сняли шапки, чтобы лучше слышать
  • Прислушиваться к чему-то
  • Быть готовыми к любой неожиданности

8. Как называется выразительное средство, которое автор использует в стихотворении: «Рука бойцов колоть устала…» «Смешались в кучу кони, люди и залпам тысячи орудий…

  • Метафора
  • Антитеза
  • Эпитет
  • Гипербола
9. Кто в стихотворении произносит эти слова: «Ребята! Не Москва ль за нами?» Царь Солдат-рассказчик Полковник 10. Найдите строки из стихотворения «Бородино» «Сижу за решёткой, в темнице сырой, вскормлённый в неволе орёл молодой» «Погиб поэт! – невольник чести, – Пал, оклеветанный молвой» «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя» «Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля»

9. Кто в стихотворении произносит эти слова: «Ребята! Не Москва ль за нами?»

  • Царь
  • Солдат-рассказчик
  • Полковник

10. Найдите строки из стихотворения «Бородино»

  • «Сижу за решёткой, в темнице сырой, вскормлённый в неволе орёл молодой»
  • «Погиб поэт! – невольник чести, – Пал, оклеветанный молвой»
  • «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя»
  • «Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля»
11. Как звали двоюродного дедушку, ставшего прототипом героя стихотворения? Афанасий Столыпин Николай Мартынов Александр Раевский 12. Выберите выражения, где автор подчёркивает мужество и верность воинскому долгу. Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Полковник наш рождён был хватом: Слуга царю, отец солдатам...

11. Как звали двоюродного дедушку, ставшего прототипом героя стихотворения?

  • Афанасий Столыпин
  • Николай Мартынов
  • Александр Раевский

12. Выберите выражения, где автор подчёркивает мужество и верность воинскому долгу.

  • Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз.
  • И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.
  • Полковник наш рождён был хватом: Слуга царю, отец солдатам...
13. Кто был прототипом полковника в стихотворении?  Наполеон Багратион Барклай де Толли Император Александр 1

13. Кто был прототипом полковника в стихотворении? 

  • Наполеон
  • Багратион
  • Барклай де Толли
  • Император Александр 1
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Читать повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Читать повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»