СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«М. Ю .Лермонтов» «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««М. Ю .Лермонтов» «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…»»

ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»










Технологическая карта урока
литературное чтение
в 3 классе
МБОУ «СОШ №4»






Выполнила: Заварова Д.А.

студентка группы КП-4
Методист: Звягина А.И._





2024 уч.год





Тема урока: «М. Ю .Лермонтов» «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…»

Цель урока: ознакомить учащихся с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю .Лермонтова; развивать эмоции и чувства детей; прививать любовь к русской поэзии.

Планируемые результаты:

редметные: овладение навыками восприятия произведения на слух, выразительного чтения, умением понимать прослушанное или прочитанное произведение, передавать смысл произведения; ведение диалога и построение монологического высказывания о героях и их поступках; высказывание мнения о прочитанном или прослушанном произведении; понимания младшими школьниками нравственно-этических ценностей при изучении художественных произведений.

Личностные: проявлять положительное отношение и интерес к урокам литературы; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное.

Метапредметные УУД :

Регулятивные: обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами: понимание и постановка учебной задачи; составление плана и последовательности действий; овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой.

Познавательные: формирование познавательной учебной задачи; осуществление продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; восприятие прослушанного или прочитанного произведения; поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках в произведении; способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках; выполнение практико-ориентированных заданий: рефлексия и оценка.

Коммуникативные: слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников; умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений; умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению.



















Этап урока,

цель этапа, время

Методы и приёмы

обучения

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формы работы

Виды контроля,

самоконтроля,

взаимоконтроля

1

Мотивационный этап

Словесный (беседа)
Наглядный (презентация)

-Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно

-Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.


Приветствие учителя

Фронтальная

Устный

3

Речевая разминка

Словесный (беседа)

-Ребята, взгляните на экран, сейчас мы с вами выполним речевую разминку. ( слайд)


И горы встают перед ним на пути,

И он по горам начинает ползти,

А горы всё выше, а горы всё круче,

А горы уходят под самые тучи!


-Сейчас все вместе прочитаем громко

-А теперь первый ряд читает тихо, затем второй ряд читает еще тише

-А сейчас прочитаем с интонацией


Повторяют вместе с учителем



Читают

Фронтальная

Устный

4

Самоопределение к деятельности

Словесный(беседа, объяснение)
Наглядный( презентация, учебник)

- А сегодня мы переходим к новой теме.

Определим тему урока, выполним задание.

-На слайде вы видите буквы с цифрами и ваша задача составить слово (1Л4Е54Р95М8О33Н56Т29О45В)

-Что у нас получилось?

-Верно

Сегодня мы познакомимся с М. Ю.Лермонтов








Слушают




-Лермонтов




Слушают



Фронтальная

Устный

5

Подготовительная работа

Словесный (беседа); Наглядный (презентация)

Михаил Юрьевич

— поэт, писатель и художник. Родился 15 октября в Москве. 

Михаил Юрьевич сам очень любил детей и посвятил им немало строк. Он написал такие произведения, как «Казачья колыбельная песня», «Ребенка милого рожденье», «Ребенку», поэму «Сказка для детей». 

После ранней смерти матери воспитанием мальчика занималась бабушка, полностью отстранив отца. М. Ю. Лермонтов жил в её имении Тарханы, там же получал образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. 

В детстве вместе с бабушкой будущий поэт часто бывал на Кавказе, что позже отразилось в его произведениях. 

За неполные 27 лет своей жизни М. Ю. Лермонтов написал множество произведений, которые стали классикой русской литературы. Михаил Юрьевич писал стихотворения, поэмы, сказки, сказания, повести и песни, переводил произведения иностранных авторов.

-А сейчас проверим, как вы слушали биографию

-Слушаем внимательно вопросы

-В каком городе М.Ю. Лермонтов родился?

-А какого числа он родился?

-Какие произведения он написал?











-Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова после смерти матери?

-Какими языками он владел?





-Где Лермонтов часто бывал с бабушкой?



- Сегодня мы ознакомимся с новыми стихотворениями «М. Ю. Лермонтов» «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…»

Чем они отличаются от прочитанных ранее, вы скажите мне в конце урока



Сейчас мы с вами разберем сложные слова

Ризой  – облачение, одежда священника при богослужении. Слайд




Слушают





























В Москве


15 октября

«Казачья колыбельная песня», «Ребенка милого рожденье», «Ребенку», поэму «Сказка для детей». 


Бабушка


Французским и немецким языками


На Кавказе













Слушают



Фронтальная

Устный

6

Первичное

восприятие

Словесный (Беседа, объяснение)

Наглядный (учебник)

- Как М. Ю. Лермонтов назвал свое первое стихотворение на стр.116 прочитайте

- Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «горные вершины»?

Сейчас мы прочитаем стихотворение М.Ю. Лермонтова с таким названием.

- Прочитайте стихотворение «Горные вершины». Подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении.

-А что значит тьма, долина, мгла?

Тьма – отсутствие света, темнота

Долина – низменность

Мгла – сумрак.

— Что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно? (Понять картину, рисуемую автором, понять точку зрения автора, о чем нам хочет сказать поэт.)

— Что представили? (Горные вершины, успокоение.)

— Если это стихотворение, что еще мы должны почувствовать? (Ритм, рифму.)

— Найдите рифмующиеся слова.

— Как надо читать это стихотворение? Объясните почему. (Медленно.)


Выразительное чтение стихотворения.




Читают

Слушают












Отвечают






















(Медленно.)


Фронтальная

Устный

7

Проверка первичного восприятие

Словесный (беседа)

— Ребята, а какие приемы поэты используют в своих произведениях? (олицетворение)

— Найдите эти приемы в стихотворении. (Олицетворение — вершины спят.)

— Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную — вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины»? (Ответы детей.)


Ответы детей

Фронтальная

Устный

8

Чтение и анализ

Словесный (беседа)

Наглядный (учебник)

И так давайте начнём читать по цепочке

Работа после чтения

- Какое настроение создает рассказ?

- Подумайте, с какой целью Лермонтов написал его?


Читают



Думают

Отвечают






Фронтальная

Устный

9

Физминутка

Словесный (объяснение)

Повторяем за мной

Выполняют

Ф

Устный

10

Подготовительная работа

Словесный (беседа, объяснение);

Слушание стихотворения «На севере диком стоит одиноко...» в аудиозаписи.

— Как будем читать это стихотворение? Быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо или громко? Грустно, весело, радостно? Почему?

Разберемся с непонятным для вас словом


2. Словарная работа

Риза — облачение, одежда священника при богослужении.

Утёс — высокая скала.






Слушают















Фронтальная

Устный, самоконтроль


Первичое восприятние

Словесный (беседа)

Наглядный (учебник)

Что представилось вам в первых двух строках, и какие слова вам помогли? (В холодном пустынном месте стоит одна сосна, возле нее ничего нет. “север дикий”, “одиноко”, “на голой вершине”).

– Что дальше говорит автор о сосне? (Сосна дремлет, качаясь, а снег на ней, как богатая одежда. “снегом сыпучим одета, как ризой, она”).

– Что происходит с сосной? (Ей снится сон, что далеко-далеко “в пустыне далекой”).

– Как вы считаете, может ли сосне сниться сон? (Нет. Сны снятся людям, потому что они – живые.).


Слушают

Фронтальная

Устный


Проверка первичного восприятия


–Как называется  такой прием, когда неживым предметам приписываются качества живых? (называется олицетворением. Его используют для большей выразительности.)

– Как автор называет пустыню, прочитайте? (“В том крае, где солнца восход”).

– Прочитайте последние строчки. Что вы узнали? (Что пальма в пустыне тоже одна, и стоит она на утесе, и ей также грустно).



Фронтальная

Устный


Чтение и анализ

Словесный (беседа)

Наглядный (учебник)

– Прочитайте стихотворение выразительно. Читайте медленно. После каждой строчки обязательно делайте короткую остановку – паузу. Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и выразить свои чувства.

-На каком севере стоит?

Какая пальма растёт?

Читают

Отвечают







На одиноком


Прекрасная

Фронтальная

Устный

8

Первичное закрепление

Словесный (Беседа)

Наглядный (Карточки, презентация)

-А сейчас вы на выбор прочитаете выразительно стихотворение

Что нового вы узнали?

Читают

Отвечают

Фронтальная

Устный, самоконтроль


Рефлексия

Словесный (Беседа)

Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?


Что нового сегодня узнали на уроке?

-Д/з выучить наизусть любое стихотворение

Читали рассказы


Отвечают

Фронтальная

Устный