Конспект урока литературы
Класс: 7
Тема: М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. Проблема гармонии человека и природы. Средства выразительности в художественном произведении.
Цели: 1) рассмотрение взаимоотношений человека с окружающим миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова, развитие умения видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать стихотворный текст.
2) развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, устанавливать закономерности.
3) воспитание бережного, любовного отношения к природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации к стихотворениям М.Ю. Лермонтова, презентация.
Ход урока:
I. Организационный этап.
Здравствуйте, ребята! Как у вас настроение? Хорошо, садитесь!
II. Актуализация опорных знаний.
- На прошлом уроке вы познакомились с несколькими произведениями Лермонтова. Сейчас я вам зачитаю отрывки из этих произведений, а вы мне скажете, что это за стихотворение.
1. Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.
«Узник»
2. Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить? На запад, на запад помчался бы я
«Желание»
3. Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную. Тучи
4. Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит…
Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит. «Парус»
5. Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
«Когда волнуется желтеющая нива…»
6. По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
«Ангел»
Вопросы для учащихся:
- Что общего между этими стихотворениями? (В каждом стихотворении есть описания природы.)
- С какой целью автор использует описания природы? (Образы природы у Лермонтова почти всегда рассказывают о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях.)
3. Мотивация учебной деятельности.
- Давайте вспомним балладу «Три пальмы».
В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый, под сенью зеленых листов, От знойных лучей и летучих песков. И многие годы неслышно прошли; Но странник усталый из чуждой земли Пылающей грудью ко влаге студеной Еще не склонялся под кущей зеленой, И стали уж сохнуть от знойных лучей Роскошные листья и звучный ручей. И стали три пальмы на бога роптать: "На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?.. Не прав твой, о небо, святой приговор!" И только замолкли - в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой, Звонком раздавались нестройные звуки, Пестрели коврами покрытые вьюки, И шел, колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок. Мотаясь, висели меж твердых горбов Узорные полы походных шатров; Их смуглые ручки порой подымали, И черные очи оттуда сверкали... И, стан худощавый к луке наклоня, Араб горячил вороного коня. И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, пораженный стрелой; И белой одежды красивые складки По плечам фариса вились в беспорядке; И с криком и свистом несясь по песку, Бросал и ловил он копье на скаку. Вот к пальмам подходит, шумя, караван: В тени их веселый раскинулся стан. Кувшины звуча налилися водою, И, гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро их поит студеный ручей. Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли до утра их огнем. Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван; И следом печальный на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный; И солнце остатки сухие дожгло, А ветром их в степи потом разнесло. И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним.
Какую страшную картину рисует автор? (Гибель оазиса.)
- О чем размышляет автор? (О человеческой гордыне, о том, что люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях).
- Как бы мы называем сейчас такие вопросы? (Экологическими.)
- Чему учит Лермонтов? (Люди не должны уничтожать природу, нужно стремиться к гармонии во взаимоотношениях человека с окружающим миром.)
О возможности достижения гармонии и пойдет речь сегодня на уроке (учащиеся записывают тему урока).
Проблема гармонии человека и природы в стихотворениях М. Ю. Лермонтов
- Ребята, а как вы понимаете значение слова «гармония»? Давайте заглянем в словари. (Гармония — взаимное соответствие, согласованность в сочетании чего-либо.)
4. Изучение нового материала.
Продолжим знакомство с поэзией Лермонтова.
Стихотворение «Парус»
Знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова “Парус” было написано в самом начале творческого пути поэта. Стихотворение было написано в 1832 году на берегу Невы в Петербурге.
Прослушивание записи стихотворения. Выразительное чтение.
Анализ
Тема: одиночество, неизвестность, душевный мятеж
Жанр: лирическое произведение
Внимательно прочитай первую строфу. Найди эпитеты, метафоры, олицетворения. Какой образ они создают? Каково настроение лирического героя? (заполни таблицу)
Внимательно прочитай вторую строфу. Найди эпитеты, метафоры, олицетворения. Какой образ они создают? Каково настроение лирического героя? (заполни таблицу)
Внимательно прочитай третью строфу. Найди эпитеты, метафоры, олицетворения. Какой образ они создают? Каково настроение лирического героя? (заполни таблицу)
| Эпитеты | Олицетворения | Метафоры |
1 строфа | Парус одинокий, тумане моря голубом | | Белеет парус, парус ищет, парус кинул |
2 строфа | | | Ветер свищет Играют волны, Парус счастия не ищет, не от счастия бежит |
3 строфа | Луч солнца золотой, мятежный | | Просит бури |
В первой строфе обращают наше внимание вопросы, заданные парусу как живому существу . Они говорят об исканиях человека и поиске ответа на вопросы: где найти покой и успокоение душе, в чём заключается счастье.
Вторая строфа рисует изменившуюся картину моря: ветер свистит, море шумит, «мачта гнется и скрипит». И горькое сожаление, выраженное частицей «увы», горький вывод о том, что счастье невозможно.
И, наконец, строфа третья, в которой подводится итог размышлениям. Для лирического героя стихотворения покой и умиротворение неприемлемо. Вечная буря, борьба- его стихия.
В данном стихотворении также присутствуют:
Анафора - это повторение одинаковых слов, выражений, созвучий или синтаксических конструкций в начале стихотворных строк или фраз.
«Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..».
В произведении есть и антитеза (противопоставление): «страна далёкая – край родной», «струя светлей лазури, луч солнца – буря». Оно творит яркие образы, подчеркивает их противоположность.
Итак, сделаем вывод:
Общение с природой, погружение в её гармонию помогают поэту разрешить свои внутренние противоречия, смирить душевную тревогу, постичь, в чем счастье жизни на земле.
Гармония природы помогает поэту постичь божественную гармонию
Внимательно прочитай стихотворение «Парус» ещё раз.
Выбери изображения к каждому четверостишию. Обоснуй свой выбор.
5. Развитие функциональной грамотности
Внимательно прочитай стихотворение М. Ю. Лермонтова «Узник» 2–3 раза.
Выполни задания.
Узник
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу. Но окно тюрьмы высоко,
- Определи, каким средством выразительности являются слова: Черноглазую девицу,
Черногривого коня. (анафора и эпитет)
- Определи, каким средством выразительности являются слова: На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу. (сравнение)
- Определи, каким средством выразительности являются слова: На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу. (сравнение)
Определи, каким средством выразительности являются слова: Тускло светит луч лампады
Умирающим огнём (метафора)
6. Рефлексия.
- Ребята, давайте подумаем над тем, какая новая сторона творчества Лермонтова открылась вам.
7. Домашнее задание. Одно из стихотворений М.Ю. Лермонтова выучить наизусть.
Оценки