СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества, этапы творчества

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция № 4 по дисциплине ОДБ.02 "Литература" для студентов первого курса, обучающихся на базе 9 классов

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества, этапы творчества»

Лекция 4

М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии.

Характеристика творчества, этапы творчества

ПЛАН:

  1. Сведения из биографии.

  2. Характеристика творчества, этапы творчества


1. Сведения из биографии

М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве.  Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Марья Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных. Детство Михаил провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии. 

Лермонтов рос болезненным ребёнком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.
Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел немецким и французским языками и подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828г. в 4 класс.

Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830г., он сразу же поступает в Московский университет. В этом же году в журнале «Антеней» было напечатано первое стихотворение Лермонтова «Весна». Для подписи поэт использовал псевдоним «L».

В 1832 году из-за участия в «маловской истории» (бунт студентов против бездарного преподавателя Малова) и споров с профессорами Лермонтов  был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании Школы в 1834 г. М.Ю. Лермонтов был произведён в корнеты Гусарского полка.

Зимой 1837г., откликаясь на смерть А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург.  Приписанные  к нему вскоре 16 строк (начиная со слов: «А вы, надменные потомки…»)  вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев, где пробыл чуть больше года. Весной 1838 года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.

В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетнёвым, В.Ф. Одоевским – писателями пушкинского круга. В 1838 году в журнале «Отечественные записки» были напечатаны его стихотворения и повести: «Дума», «Русалка», «Узник», «Бэла», «Фаталист».

В 1839 году Лермонтов был произведён в поручики. Познакомился с И.С. Тургеневым и В.Г. Белинским. Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю. Лермонтова к красавице княгине М.А. Щербатовой. И Лермонтови Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову.

Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на Родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию. Сражаясь в Чечне, Михаил Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что был представлен к награде.
Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург. В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю. Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.

13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Лермонтов встретил Мартынова, одноклассника по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжаломЛермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов обиделся. Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.

Дуэль состоялась 15 июля 1841г. у подножия гор Машук и Бештау. Поэт был убит.  

В1842 год, апрель. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где и покоится до сих пор.


2. Этапы творчества. Характеристика творчества

По словам Белинского, Лермонтов – «поэт совсем другой эпохи»

Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов.  В течение первого десятилетия после декабристского восстания 1825 года главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30-40 гг. XIX века в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные «Философические письма» Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России.

В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов,

Творчество поэта можно условно разделить на два периода:

  1. 1828-1836 гг. -  ранняя лирика. Для этого периода характерно влияние романтических настроений Байрона. Начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («Жалобы турка», «Желание»). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы одиночества, тоски, подавленности, уныния.


  1. 1837-1841 гг. - зрелая лирика. Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии. Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности высшего, светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы народа и Родины.

Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова - это: 
жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);

  • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»);

  • любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...»);

  • критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);

  • трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»);

В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в России 1830-х годов. Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром. Ранняя лирика поэта несет в себе черты романтизма, но изображение человеческих переживаний у раннего Лермонтова значительно отличается от поэтов-романтиков.

На протяжении всего творчества свое развитие получает традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии, эволюцию которой можно проследить в стихотворениях 1829-1841 годов. Так, пятнадцатилетний поэт просит Бога забрать у него поэтический дар, но позже лирический герой Лермонтова начинает осмысливать свой талант, пытается осознать истоки поэтического творчества, которые видит, прежде всего, в страдании, и подчеркивает отличие своих стихов от творений его поэтических предшественников, например Байрона. После гибели Пушкина Лермонтов видит свое предназначенье в продолжение его начинаний. Поэзию он теперь осознает действенным средством освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для него - оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако Лермонтов с горечью отмечает, что поэты стали не нужны миру, променяв «на злато» свой божественный поэтический дар. А тот, кто остался верен своему пророческому предназначенью, презираем обществом, и может жить только в пустыне, находя слушателей среди земных тварей или небесных звезд.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!